Дело № 12-2-189/2018
Решение
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Курцева И.А.,
при секретаре судебного заседания Першуковой В.Д.,
с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
защитника Дербенова А.С.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица начальника отдела бухгалтерского учёта и отчетности, главного бухгалтера Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 8 города Балаково Саратовской области от 08.08.2018 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности, главного бухгалтера Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального образования ФИО1, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 8 города Балаково Саратовской области от 08.08.2018 года должностное лицо начальник отдела бухгалтерского учёта и отчетности, главный бухгалтер Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района (далее – КМСЗР АБМР) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, ФИО1 подала жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указано, что ранее постановлением мирового судьи судебного участка № 6 от 09.07.2018 года ФИО1 как должностное лицо – начальник отдела бухгалтерского учёта и отчетности, главный бухгалтер Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района была привлечена к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП РФ за предоставление недостоверной информации бюджетной отчетности Комитета за 2017 год. Полагает, что дважды привлечена к административной ответственности за одно и тоже правонарушение, что противоречит положениям части 1 статьи 50 Конституции РФ и части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Указывает также на отсутствие вины в совершении административного правонарушения, поскольку для формирования сводной (консолидированной) бюджетной отчетности ею использовались данные отдела приватизации и муниципального заказа, который несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в служебной записке. Иных документально-подтвержденных данных о размере дебиторской задолженности у неё не имелось.
Кроме того, данные о дебиторской задолженности не влияют на формирование бюджета БМР на 2018 год, не входят в состав пояснительной записки к годовой финансовой отчетности, носит аналитический характер.
Сумма отклонения, выявленная в ходе проверки, от общей суммы дебиторской задолженности, составляет менее 0,5% и не является существенной.
Негативных последствий в результате искажения данных бюджетной отчетности не наступило, ущерб бюджету БМР не причинен.
Кроме того, ведение учета по поступлению неналоговых доходов с формированием отчетности возложено на отдел учета аренды муниципальной собственности, а не на отдел бухгалтерского отчета и отчетности.
В судебном заседании должностное лицо ФИО1 и ее защитник Дербенов А.С. поддержали доводы жалобы, дали аналогичные объяснения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - инспектор Контрольно-счетной палаты Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО2 возражала против её удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что Комитет исполняет полномочия по двум бюджетам бюджетной системы: бюджету БМР и бюджету МО г. Балаково, в связи с чем, бюджетная отчетность об исполнении бюджетов составляется и представляется раздельно в отношении средств соответствующего бюджета бюджетной системы. В ходе контрольных мероприятий, проводимых Контрольно-счетной палатой БМР, инспекторами было выявлено два самостоятельных, независимых друг от друга правонарушения, в связи с чем, было составлено два протокола об административных правонарушениях по ст.15.15.6 КоАП РФ. Так, 04.05.2018 года в отношении ФИО3 составлен протокол № 8 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6. КоАП РФ, за представление (формирование) заведомо недостоверной бюджетной отчетности Комитета за 2017 год, как главного администратора бюджетных средств муниципального образования город Балаково. По настоящему делу об административном правонарушении обжалуется постановление мирового судьи, вынесенное в отношении ФИО1 по той же статье на основании протокола № 12 от 15.06.2018 года, составленного за представление (формирование) заведомо недостоверной бюджетной отчетности КМСЗР БМР за 2017 год, как главного администратора бюджетных средств Балаковского муниципального района.
Довод ФИО1 о том, что бюджетная отчетность КМСЗР АБМР сдана в комитет финансов администрации БМР, т.е. вышестоящему распорядителю, в установленные сроки и соответствует требованиям Инструкции 191н от 28.12.2010, не относится к делу, так как указанный факт не оспаривается и не влияет на квалификацию правонарушения.
В должностных инструкциях работников отдела приватизации и муниципального заказа, фактически осуществляющего работу с договорами купли-продажи нежилых помещений с рассрочкой платежа, но не осуществляющих ведение бухгалтерского учета расчетов по ним, обязанность, как и персональная ответственность за достоверный учет и контроль за исполнением условий договоров, не установлена. В должностной инструкции консультанта отдела учета аренды, ответственность на которого в том числе перекладывает ФИО1, также отсутствует обязанность по ведению бухгалтерского учета.
При проведении внешних проверок бюджетной отчетности за 2016 и за 2017 годы (акты внешней проверки от 17.04.2017, от 27.04.2018, заключения на отчеты об исполнении бюджета за 2016 и 2017 годы) Контрольно-счетной палатой БМР обозначался высокий риск недостоверности размера дебиторской задолженности по договорам купли-продажи муниципального имущества с рассрочкой платежа. Т.е. ФИО1 была осведомлена о высоком риске недостоверности показателя дебиторской задолженности по счету 205 71 000, однако необходимых мер по проверке достоверности отражаемых ею в бюджетной отчетности данных не приняла, в том числе не использовала право предоставленное ей п. 6.1. должностной инструкции (проверка документов по вопросам, относящимся к её компетенции, запрос недостающих документов).
Довод ФИО1 об отсутствии ущерба бюджету БМР не относится к делу, так как причинение ущерба ФИО1 не вменяется. В вину вменено искажение (недостоверность) показателя дебиторской задолженности по определенному счету, как в целом суммы (10 137961,08 руб.), так и выделенные из неё размер долгосрочной (10 137961,08 руб.) и просроченной (1 983,45 руб.) задолженностей.
Изучив доводы жалобы и материалы административного дела, заслушав лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, суд пришел к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 ФЗ "О бухгалтерском учете" N 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 5 Федерального закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Согласно статье 13 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений. Содержание вышеуказанных Инструкций соответствует вышеназванным нормам федеральных законов.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 2.1.2. плана работы на 2018 год, распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты БМР от 07.05.2018 № 11 Контрольно-счетной палатой БМР проводилось контрольное мероприятие «Проверка исполнения полномочий главного администратора доходов районного бюджета Балаковского муниципального района», в рамках которого установлено, что по договорам купли-продажи имущества БМР с рассрочкой платежа, являющимся источником неналоговых доходов, расчеты по которым ведутся по номеру (коду) счета бюджетного учета 1 14 02053 05 0000 410 1 205 71 000, по состоянию на 01.01.2018 года имеется дебиторская задолженность в размере 10 606 133,32 руб., из которой 5289846,95 руб. – долгосрочная, просроченной задолженности не имеется.
В бюджетной отчетности Комитета за 2017 год как главного администратора бюджетных средств районного бюджета Балаковского муниципального района, а именно в формах 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (графы 9,10 и 11) и ф. 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (строка 230, графы 6 и 8) по состоянию на 01.01.2018 отражена дебиторская задолженность по счету 1 14 02053 05 0000 410 1 205 71000 в размере 10 137 961,08 руб., из которой 10 137 961,08 руб. - долгосрочная задолженность и 1 983,45 руб. - просроченная задолженность.
Таким образом, установлен факт расхождения показателей, установленных проверкой, и показателей, отраженных в бюджетной отчетности в размере 468172,24 руб., а также факт отсутствия просроченной задолженности.
Ведение учета по поступлению неналоговых доходов с формированием отчетности возложено на отдел бухгалтерского учета и отчетности Комитета.
В соответствии с должностной инструкцией начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности, главного бухгалтера Комитета ФИО1 целью ее деятельности является исполнение задач и функций отдела бухгалтерского учета и отчетности. В перечень основных функций ФИО1 среди прочего входит организация работы отдела в соответствии с возложенными на отдел задачами и функциями, контроль за ведением бухгалтерского учета, составление отчетов, смет и финансовых планов и др. Также согласно должностной инструкции ФИО1 обязана составлять на основе данных бухгалтерского учета финансовые и налоговые отчеты, статистические отчеты.
Согласно Положению об отделе бухгалтерского учета и отчетности ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на отдел задач и функций несет начальник отдела. В основные задачи и функции отдела входит прием и контроль первичной документации, подготовка их к счетной обработке, подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, а также ведение учета по поступлению неналоговых доходов с формированием отчетности.
Таким образом, ФИО1, занимая должность начальника отдела бухгалтерского учёта и отчетности, главным бухгалтером Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района, допустила представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности.
Вина ФИО1 в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку при рассмотрении уполномоченным лицом, а именно:
протоколом № 12 от 15.06.2018 года, который отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, в котором изложены обстоятельства совершённого ФИО1 административного правонарушения (*);
распоряжением № 842-рк от 01.11.2012 года о приеме ФИО1 на должность муниципальной службы начальника отдела финансового и правового обеспечения, главного бухгалтера управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами (*);
дополнительным соглашением от 27.02.2015 года, в соответствии с которым должность ФИО1 считается должностью начальника отдела бухгалтерского учёта и отчетности, главного бухгалтера комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами (*);
положением об отделе бухгалтерского учета и отчетности управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района с внесенными изменениями, согласно пункту 1.4. которого, ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на Отдел задач и функций несет начальник Отдела (*);
должностной инструкцией начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности, главного бухгалтера управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами с внесенными изменениями, в соответствии с которой в должностные обязанности ФИО1 (*);
заключением по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета Балаковского муниципального района за 2016 год, в котором отражено, что по результатам внешней проверки бюджетной отчетности Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР указано, что размер дебиторской задолженности в части задолженности арендаторов, заключивших договора купли-продажи муниципального имущества с рассрочкой платежа, отраженный в отчетности за 2016 год, имеет высокий риск недостоверности (*);
заключением по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета Балаковского муниципального района за 2017 год, в котором отражено, что по результатам внешней проверки бюджетной отчетности Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР указано, что размер долгосрочной задолженности арендаторов, заключивших договора купли-продажи муниципального имущества с рассрочкой платежа, отраженный в отчетности за 2017 год, имеет высокий риск недостоверности (*);
отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета БМР, где в форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» по счёту бюджетного учёта 11402053050000410120571000 по состоянию на 01 января 2018 года отражена дебиторская задолженность в размере 10137961,08 рублей, из которой сумма в размере 10137961,08 рублей отражена в графе 10 «долгосрочная» и сумма в размере 1983 рублей 45 копеек в графе 11 «просроченная» (*);
актом по результатам проведения контрольного мероприятия «Проверка исполнения полномочий главного администратора доходов районного бюджета БМР» (*);
приложением № 6 «Информация по договорам купли-продажи муниципального имущества БМР с рассрочкой платежа», согласно которой по состоянию на 01 января 2018 года дебиторская задолженность составила 10606133,32 рубля, из которой 5289846,95 рублей является долгосрочной, просроченная задолженность отсутствует (*);
ответом Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР, в котором Комитетом указано, что расхождение суммы дебиторской задолженности сложилось вследствие того, что в 2012 году при заключении договоров купли-продажи с рассрочкой платежа в графе расходов покупателя приложения к договору «график оплаты по договору купли-продажи» была допущена техническая ошибка, что и привело к искажению дебиторской задолженности. Факт отсутствия просроченной дебиторской задолженности в размере 1983 рублей 45 копеек подтвержден, данная ситуация произошла в связи с техническим сбоем в программном обеспечении. В настоящее время дебиторская задолженность по оговорам с рассрочкой платежа в бухгалтерском учете уточнена (*);
представлением Контрольно-счетной палаты БМР Саратовской области № 303 от 27.06.018 года в адрес Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР, в котором, в том числе, указано на нарушение при составлении бюджетной отчетности Комитетом за 2017 год (*);
ответом Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР (*); и иными материалами дела.
Вопреки доводам жалобы все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, должностным лицом и мировым судьей установлены верно, вопрос о вине ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, равно как и другие обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, выяснялись должностным лицом и мировым судьей при рассмотрении дела. Доводы, приводимые в жалобе по существу вмененного деяния, в том числе относительно отсутствия вины ФИО1 в искажении бюджетной отчетности, являлись предметом обсуждения при рассмотрении дела об административном правонарушении, отражены в оспариваемом постановлении мирового судьи и получили надлежащую оценку, выводы должным образом мотивированы. Не согласиться с изложенными выводами оснований не имеется.
Доводы ФИО4 о том, что она дважды привлечена к ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения несостоятельны. Из постановления мирового судьи судебного участка № 6 города Балаково Саратовской области от 09.07.2018 года следует, что ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 15.15.6. КоАП РФ за представление (формирование) заведомо недостоверной бюджетной отчетности Комитета за 2017 год, как главного администратора бюджетных средств муниципального образования город Балаково, а обжалуемым постановлением вынесено в отношении ФИО1 по той же статье за представление (формирование) заведомо недостоверной бюджетной отчетности КМСЗР БМР за 2017 год, как главного администратора бюджетных средств Балаковского муниципального района. Таким образом, объективную сторону административных правонарушений образуют различные действия ФИО1
Поскольку в судебном заседании установлен факт представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности, а именно форм 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» и 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета», входящей в состав бюджетной отчетности Комитета за 2017 год, как главного администратора бюджетных средств районного бюджета Балаковского муниципального района, то действия начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности, главного бухгалтера. Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального образования ФИО1 обоснованно квалифицированны судом по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Административное наказание ФИО1 назначено в пределах, установленных санкцией ст. 15.15.6 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств дела, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, характера совершённого административного правонарушения, является минимальным и соразмерным содеянному. Оснований для признания назначенного наказания несправедливым в силу его чрезмерной суровости, его снижения, не имеется.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело суд не усматривает.
С учётом изложенных выше выводов постановление по делу об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального образования ФИО1 является законным и обоснованным, а жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 8 города Балаково Саратовской области от 08.08.2018 года в отношении должностного лица – начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности, главного бухгалтера Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального образования ФИО1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.А. Курцева