ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-1/2021 от 13.01.2021 Усть-камчатского районного суда (Камчатский край)

Дело №12-2-1/2021

РЕШЕНИЕ

п. Ключи Усть-Камчатского района 13 января 2021 года

Камчатского края

Судья Усть-Камчатского районного суда Камчатского края Михайлова И.Г., при секретаре Козловой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. Усть-Камчатского межрайонного прокурора Корнильева В.М. на постановление Министра финансов Камчатского края ФИО1 от 16 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – советника отдела бюджетного планирования, учета доходов, расходов, исполнения бюджета и контроля его исполнения Управления финансов администрации Усть-Камчатского муниципального района-муниципального казенного учреждения – ФИО2,

у с т а н о в и л:

Постановлением Министра финансов Камчатского края ФИО1 от 16 октября 2020 года в отношении советника отдела бюджетного планирования, учета доходов, расходов, исполнения бюджета и контроля его исполнения Управления финансов администрации Усть-Камчатского муниципального района-муниципального казенного учреждения ФИО2 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ФИО2 объявлено устное замечание.

Не согласившись с указанным постановлением, и.о. Усть-Камчатского межрайонного прокурора Корнильев В.М. обратился в суд с протестом, в котором просит постановление Министра финансов Камчатского края от 16 октября 2020 года, вынесенное в отношении должностного лица ФИО2 отменить, материалы дела об административном правонарушении вернуть на новое рассмотрение Министру финансов Камчатского края.

В обоснование доводов протеста, ссылаясь на абз.3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», указывает, что правоотношения в данном случае возникают в сфере бюджетных отношений и свидетельствуют о высокой степени их общественной опасности, поскольку угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению требований закона, выраженное в грубом, неоднократном (01 августа и 01 сентября 2020 года в отчетах ф.0503117-НП за июль и август 2020 года соответственно) нарушении требований к бюджетному учету, в том числе к составлению бюджетной отчетности, что повлекло за собой существенное искажение информации о ходе реализации национальных проектов (регионального проекта в составе национальных проектов) при формировании консолидированной бюджетной отчетности, выраженное в денежном измерении на 7 880 451 096 рублей, что в 100 раз превышает фактические показатели, чем в свою очередь в значительной степени нарушены основы бюджетного учета, установленные ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Полагает, что основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 в связи с малозначительностью отсутствуют.

В судебном заседании старший помощник Усть-Камчатского межрайонного прокурора Ким А.Г. доводы протеста поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Министр финансов Камчатского края ФИО1, вынесший обжалуемое постановление, о времени и месте рассмотрения протеста извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, своего представителя в суд не направил, ходатайств об отложении рассмотрения протеста от него не поступило.

Заинтересованное лицо ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещения, в судебное заседание не явилась.

На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях протест рассмотрен в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив доводы протеста, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Административная ответственность по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно подпунктам 5, 6 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по ведению бюджетного учета (обеспечивает ведение бюджетного учета) и формированию бюджетной отчетности (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства (абз. 1 п. 2 ст. 264.1абз. 1 п. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (абз. 3 п. 2 ст. 264.1абз. 3 п. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно части 1 статьи 13 вышеназванного федерального закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В силу пункта 2 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.

Пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, установлено, что бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании решения Усть-Камчатского межрайонного прокурора №40рп-2020 от 22 сентября 2020 года Усть-Камчатской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Управлением финансов администрации Усть-Камчатского муниципального района требований действующего бюджетного законодательства при реализации приоритетных национальных проектов (л.д. 40).

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства советником отдела бюджетного планирования, учета доходов, расходов, исполнения бюджета и контроля его исполнения Управления финансов администрации Усть-Камчатского муниципального района - муниципального казенного учреждения ФИО2 01 августа и 01 сентября 2020 года в отчеты (ф.0503117-НП) за июль и август текущего года соответственно, в строки 1 и 5 граф 4 и 6 внесены недостоверные сведения о годовых объемах утвержденных бюджетных назначений на текущий финансовый год, которые посредством автоматизированной информационной системы «СКИФ-Бюджетный процесс» в указанные даты направлены в Министерство финансов Камчатского края, что привело к искажению результата исполнения консолидированного бюджета Камчатского края по расходам в части реализации национальных проектов с 41,9% до19,4%. Вышеуказанные действия ФИО2, совершенные от имени финансового органа, повлекли за собой существенное искажение информации о ходе реализации национальных проектов (регионального проекта в составе национальных проектов) при формировании консолидированной бюджетной отчетности, выраженное в денежном измерении на 7 880 451 096 рублей, что в 100 раз превышает показатели, чем в свою очередь в значительной степени нарушены основы бюджетного учета, установленные ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По результатам проведенной проверки 02 октября 2020 года Усть-Камчатским межрайонным прокурором в отношении должностного лица - советника отдела бюджетного планирования, учета доходов, расходов, исполнения бюджета и контроля его исполнения Управления финансов администрации Усть-Камчатского муниципального района-муниципального казенного учреждения ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.31-39).

Рассмотрев дело об административном правонарушении, установив в действиях ФИО2 состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, министр финансов Камчатского края вынес обжалуемое постановление.

Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении обжалуемого постановления министром финансов Камчатского края не учтено следующее.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. ст. 26.2, 26.11, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а постановление по делу должно быть мотивированным. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Указанные, а также иные добытые по делу доказательства не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в совокупности.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что решение должно быть мотивированным.

По смыслу закона мотивированность постановления предполагает наличие в нем описания события, ставшего основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, анализа и оценки доказательств, положенных должностным лицом, рассмотревшим дело, в основу выводов о виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется производство, выводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения либо выводов о наличии оснований для прекращения производства, ссылки на нормы закона, примененные при разрешении дела, описание и анализ иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, министром финансов Камчатского края при вынесении обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 вышеприведенные положения Кодекса РФ об административных правонарушениях не приняты во внимание.

Так, в качестве доказательств вины ФИО2 в совершении указанного административного правонарушения министр финансов Камчатского края сослался лишь на постановление о возбуждении в отношении ФИО2 дела об административном правонарушении, дав ему надлежащую оценку.

Вместе с тем, в нарушение требований п. 6 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях мотивированное решение по делу со ссылками на соответствующие имеющиеся в деле доказательства, на основании которых сделан вывод о виновности ФИО2, отсутствует, оценка имеющимся в деле доказательствам с точки зрения объективного отражения в них события рассматриваемого административного правонарушения министром финансов Камчатского края не произведена и в обжалуемом постановлении не приведена, указанным доказательствам не дана оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, в обжалуемом постановлении не приведены суждения и нормы закона, на основании которых министром финансов Камчатского края сделан вывод о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оценка выраженной ФИО2 02 октября 2020 года в постановлении о возбуждении в отношении нее дела об административном правонарушении своей позиции по делу об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения, не дана.

Нарушение указанных процессуальных требований расценивается, как существенные, поскольку нарушают права лица, привлекаемого к административной ответственности, которые предусмотрены не только Кодексом РФ об административных правонарушениях, но Конституцией РФ.

Нарушение должностным лицом положений ст.ст. 24.1, 26.1, 26.11,29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выяснить обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, в связи с чем, постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным.

Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку министром финансов Камчатского края при рассмотрении дела в отношении ФИО2 по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях допущены существенные нарушения процессуальных требований предусмотренных настоящим Кодексом, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление должностного лица подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

В связи с отменой обжалуемого постановления по приведенным выше основаниям, связанными с существенными нарушениями процессуальных требований, иные доводы протеста рассмотрению не подлежат до устранения должностным лицом допущенных при рассмотрении дела существенных нарушений процессуальных требований.

При новом рассмотрении дела должностному лицу необходимо в полной мере исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Протест и.о. Усть-Камчатского межрайонного прокурора Корнильева В.М. на постановление Министра финансов Камчатского края ФИО1 от 16 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – советника отдела бюджетного планирования, учета доходов, расходов, исполнения бюджета и контроля его исполнения Управления финансов администрации Усть-Камчатского муниципального района-муниципального казенного учреждения –ФИО2 – удовлетворить частично.

Постановление Министра финансов Камчатского края ФИО1 от 16 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – советника отдела бюджетного планирования, учета доходов, расходов, исполнения бюджета и контроля его исполнения Управления финансов администрации Усть-Камчатского муниципального района-муниципального казенного учреждения –ФИО2 – отменить, дело направить на новое рассмотрение в Министерство финансов Камчатского края.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья И.Г. Михайлова