Дело № 12-2-20/2020 73RS0001-01-2019-008496-38 Р Е Ш Е Н И Е 26 марта 2020 года р.п. Тереньга Судья Сенгилеевского районного суда Ульяновской области Зинин А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ляминой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Открытого Акционерного Общества «Вертикаль» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области ФИО2 от 25.11.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого Акционерного Общества «Вертикаль», УСТАНОВИЛ: Постановлением № заместителя главного государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области ФИО2 от 25.11.2019 года ОАО «Вертикаль» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данным постановлением на ОАО «Вертикаль» наложен административный штраф в сумме 200000 руб. Не согласившись с данным постановлением представитель юридического лица ОАО «Вертикаль» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить. Указывает, что постановлением № от 25.11.2019 года о назначении административного наказания, юридическое лицо ОАО «Вертикаль» было признано виновным в нарушениях предусмотренных ч.9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-V классов опасности и на данное юридическое лицо был наложен штраф в сумме 200000 руб. При проведении проверки было установлено, что ОАО «Вертикаль» осуществляющее свою деятельность по адресу <адрес> отчиталось в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области о наличии паспортов опасных отходов I-V классов опасности – 24.09.2019 года и осуществляло плату за негативное воздействие на окружающую среду в период с 2016 год по 2019 год, однако деятельность предприятием не велась, что подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.10.2019 года. У предприятия имеются материалы по подтверждению отнесения отходов к V классу опасности от 28.10.2016 года. Законодательством предусмотрено, что копии паспортов I-V классов опасности в уведомительном порядке направляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в процессе которой образуются отходы I-V классов опасности. Так как их отходы отнесены к V классу опасности, то информация не была подана в Росприроднадзор. Как только начался этап строительно-монтажных работ в сентябре 2019 года, ОАО «Вертикаль» оформило паспорта отходов I-V классов опасности и направило их в Росприроднадзор. Оспариваемым постановлением нарушены и ущемлены имущественные права ОАО «Вертикаль». На основании вышеизложенного, просит признать незаконным и отменить постановление № от 25.11.2019 года. Представитель юридического лица ОАО «Вертикаль» ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В своем заявлении просит рассмотреть жалобу в её отсутствие. Ранее в судебном заседании указала, что ч.9 ст.8.2 КоАП РФ введена в действие 17.06.2019 года. В материалах дела отсутствуют сведения о том, когда у проверяемого лица были образованы отходы I-IV классов опасности, и когда у проверяемого хозяйствующего субъекта возникла обязанность до определенного законом срока составить паспорт на отходы I-IV классов опасности, а паспортизация до установленного законом срока осуществлена не была. В материалах дела отсутствуют сведения о классификации административным органом отходов при их выявлении в соответствии с утвержденным Правительством РФ порядком. Отходы в ходе проверки выявлены не были. Нет правовых оснований для квалификации бездействия ОАО «Вертикаль» по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, поскольку состав вмененного правонарушения не может образовываться одновременно со вступлением в силу закона, вводящего данный состав правонарушения в КоАП РФ. Кроме того, должностное лицо обязано составить протокол об административном правонарушении в течении двух суток с момента выявления административного правонарушения. Это условие выполнено не было. Таким образом, административный орган, не выполнил в полном объеме требования ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ, чем существенно ограничил права и законные интересы лица, привлеченного к административной ответственности. Просила постановление № от 25.11.2019 года о привлечении ОАО «Вертикаль» к административной ответственности отменить. Одновременно представителем юридического лица заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование. Изучив доводы ходатайства о восстановлении срока и материалы дела в части, касающейся заявленного ходатайства, прихожу к выводу о том, что срок для подачи жалобы пропущен по уважительной причине, что дает основания для восстановления срока. Представитель Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, должностное лицо составившее протокол, ФИО2 в судебное заседание так же не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснял, что считает постановление № от 25.11.2019 года законным и обоснованным, просил отказать в удовлетворении жалобы о его отмене. Проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему. Согласно части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Согласно статье 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности». Критерии отнесения отходов к I - IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены Приказом Минприроды России от 04.01.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду». В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами». Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ОАО «Вертикаль» осуществляло платежи за негативное воздействие на окружающую среду за период с 2016 года по 2018 год, о чем предоставлены декларации, и расчеты сумм оплаты. Согласно вышеназванным расчетам сумм оплаты, приложенных к декларациям указано наименование вида отходов – мусор от офисных и бытовых помещений организаций, код отходов в соответствии с ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов) – 7 33 100 00 00 0. Однако за номером 7 33 100 00 00 0 в каталоге указан мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам. Таким образом, установлено, что наименование отходов в расчете указано неверно, не в соответствии с указанным кодом по ФККО. Согласно договора № от 24.10.2016 года на оказание услуг, ООО «***» принимает на себя обязательство по проведению измерений и анализов согласно заявке. Как следует из технического задания (приложение к договору) ООО «***» должно провести работы по определению компонентного состава отходов и расчету класса опасности и выдаче заключения по одной пробе мусора офисного и бытовых помещений. Согласно заключения ООО ***» № года от 28.10.2016 года, установлено, что отходы – «мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный» соответствует заявленному классу опасности в ФККО (код 7 33 100 02 72 5), а именно 5 классу. Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. В судебном заседании установлено, что отходы ОАО «Вертикаль» по коду 7 33 100 02 72 5, (мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный) соответствует пятому классу опасности, включены в федеральный классификационный каталог отходов, и поэтому, обязанности сообщать об этом в контролирующий орган и направлять подтверждающие документы у вышеназванного юридического лица не было. Таким образом установлено, что с октября 2016 года по сентябрь 2019 года, ОАО «Вертикаль» свою обязанность по отнесению отходов производства и потребления к конкретному классу опасности исполнило, что подтверждается указанными выше документами. Так же ОАО «Вертикаль» в соответствии с предоставленными декларациями, осуществляло оплату за образование отходов в вышеуказанный период. Ошибка в указании неверного кода отходов (не тот, что указан в заключении ООО «***»), и как следствие неверного наименования отходов (мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам – 7 33 100 00 00 0) в расчетах платы приложенных к декларациям за 2016, 2017 и 2018 годы не может служить основанием для привлечении ОАО «Вертикаль» к административной ответственности, так как данная ошибка повлекла лишь увеличение платы за образование мусора и воздействие на окружающую среду, а не свидетельствует о неисполнении обязанности по отнесению отходов к конкретному классу опасности. Так же в судебном заседании было установлено, что с 09.08.2019 года, ОАО «Вертикаль» начало осуществлять монтаж оборудования на территории обособленного подразделения по адресу <адрес>, о чем предоставлен приказ генерального директора № от 09.08.2019 года. С этого же числа, у данного юридического лица начали образовываться отходы производства, которые на август 2019 года не были отнесены к конкретному классу опасности. Согласно предоставленного договора № от 16.08.2019 года, заключенного ОАО «Вертикаль» с исполнителем ООО «***», следует, что исполнитель принял на себя обязательство по разработке паспортов отходов 15 штук в соответствии с действующим законодательством в сфере охраны природы. Как следует из сведений предоставленных Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновским областям, паспорта отходов (15 штук) поступили в управление 24.09.2019 года. Согласно определения № от 30.09.2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ и проведении административного расследования, было проведено административное расследование, в ходе которого и был выявлен факт неисполнения ОАО «Вертикаль» своей обязанности отнесению отходов к конкретному классу опасности, в результате чего и было вынесено обжалуемое постановление № заместителя главного государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области ФИО2 от 25.11.2019 года. Таким образом установлено, что к моменту проведения проверки по ст.8.46 КоАП РФ, в контролирующем органе - Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Самарской и Ульяновским областям паспорта опасности уже находились, что так же не дает оснований к выводу, что с начала образования новых отходов (09.08.2019 года) юридическое лицо ОАО «Вертикаль» не выполнило своей обязанности по отнесению отходов к конкретному классу опасности. В ходе рассмотрения настоящей жалобы на постановление № от 25.11.2019 года, суду не предоставлено доказательств наличия отходов, которые образовались у ОАО «Вертикаль» и которые не были отнесены к конкретному I - V классу опасности. Напротив, согласно протокола осмотра принадлежащих ОАО «Вертикаль» помещений и территорий от 03.10.2019 года следует, что производственные процессы на территории и в помещениях не ведутся, так как ведутся строительно-монтажные работы по сборке оборудования и пусконаладочные работы. В ходе осмотра по настоящему делу, ничего не изъято. Протокол подписан заместителем главного государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области ФИО2 и генеральным директором Б*** В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме. При рассмотрении настоящей жалобы представителя ОАО «Вертикаль», судом было установлено, что административным органом вынесшим постановление № от 25.11.2019 года, не были проверены обстоятельства, на которые указывал представитель юридического лица, а именно на наличие документов подтверждающих отнесение отходов к конкретному I - V классу опасности по периоду с 2016 года по день проведения проверки. В постановлении № от 25.11.2019 года не указано конкретно, за какие действия или бездействие, юридическое лицо было привлечено к административной ответственности и нет тому мотивированной оценки. В случае, если существуют допустимые доказательства совершения административного правонарушения, должностное лицо обязано их привести в постановлении о привлечении к административной ответственности. Таким образом, усматривается нарушение норм и правил привлечения к административной ответственности. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о том, что при вынесении постановления должностным лицом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области ФИО2 допущены существенные нарушения процессуальных требований, что не позволяет рассматривать вынесенное постановление № от 25.11.2019 года как законное и обоснованное. Согласно п.4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При таких обстоятельствах состоявшееся по делу постановление подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в орган принявший решение о привлечении к административной ответственности. При новом рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области необходимо учесть изложенное, провести всестороннюю, полную и объективную оценку всех обстоятельств дела и вынести законное и обоснованное решение. Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд Р Е Ш И Л : Постановление № заместителя главного государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 25.11.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Вертикаль» отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья: Зинин А.Н. |