ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-27/2021 от 17.08.2021 Невельского районного суда (Псковская область)

УИД 60RS0012-01-2021-000825-30 Дело №12-2-27/2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

17 августа 2021 года г.Невель

Судья Невельского районного суда Псковской области Алексеенко С.М., при секретаре Шкультиной Н.В.,

рассмотрев дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗСЛАВПРОМ» на постановление мирового судьи судебного участка №20 Невельского района Псковской области №5-83/2021-20 от 21 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Постановлением мирового судьи судебного участка №20 Невельского района Псковской области №5-83/2021-20 от 21 мая 2021 года Общество с ограниченной ответственностью «СОЮЗСЛАВПРОМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения по факту того, что ДД.ММ.ГГГГ в ** час. ** мин. через ППУ «**», расположенный на ** км трассы ** вблизи д.<адрес>, ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» на транспортном средстве марки **, г.р.з. **, с полуприцепом ** был осуществлен ввоз на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь товара «металлические пружины для переплета», код по ТН ВЭД ЕАЭС – 7312104909, страна происхождения – Украина, запрещенного к ввозу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года №1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 года №592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации».

В своей жалобе представитель ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» по доверенности Т.А.В. просит указанное постановление отменить ввиду отсутствия в действиях Общества состава инкриминируемого административного правонарушения и производство по делу прекратить, указав, что согласно декларациям на товары Республики Беларусь ** и **, поданным белорусским поставщиком УП «Диктум» в Белорусскую таможню, товар «металлическая пружина с цветным защитным нейлоновым покрытием» при ввозе на территорию ЕАЭС был классифицирован по коду **, на который не распространяется действие постановления Правительства РФ от 29 декабря 2018 года №1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 года №592». Указанный товар был выпущен таможенными органами Республики Беларусь под заявленную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». Решений о классификации товара по другому коду ТН ВЭД таможенные органы Республики Беларусь не принимали. Подача Обществом статистической формы с указанием в ней иного кода ТН ВЭД товара не является декларированием, то есть заявлением кода ТН ВЭД, а лицо, подавшее в таможенный орган статистическую форму, не является декларантом, в связи с чем в данном случае Общество не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ. Кроме этого, в соответствии с пп.1 п.2 ст.20 ТК ЕАЭС в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров, их неверной классификации при таможенном декларировании, таможенный орган должен был принять решение о классификации товара, однако такое решение таможенным органом не принималось. Каких-либо документов, свидетельствующих о квалификации спорного товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 7312104909, кроме ошибочного указания об этом Обществом в статистической форме, в материалах дела не имеется. Напротив, Обществом в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что спорный товар не может быть классифицирован в товарной позиции «7312», а его правильная классификация по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8305900000. Считает, что постановление суда первой инстанции вынесено с нарушением требований КоАП РФ, на основании противоречивых доказательств.

В судебном заседании представители ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» Т.А.В. и В.А.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме, дополнительно пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ спорная статистическая форма была аннулирована, что также подтверждает позицию Общества о том, что код ТН ВЭД ЕАЭС 7312104909 в отношении спорного товара был указан ошибочно. Одним из признаков товаров, включенных в товарную позицию 7312, является скрутка (свивка) двух и более проволок, а также область применения данных товаров: подъем грузов, буксировка, закрепление мачт, вышек и т.п. В товарную позицию 8305 включается фурнитура для канцелярских товаров. Из письма производителя спорного товара ООО «**» следует, что отгруженный ими в адрес УП «ДИКТУМ» товар «металлическая пружина с цветным защитным нейлоновым покрытием» изготовлен из проволоки круглого сечения в одну жилу и не имеет свивок. Назначение пружины – сшивка бумажной продукции (блокноты, календари и т.д.).

В подтверждение доводов жалобы ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» дополнительно представлены: статистическая декларация от ДД.ММ.ГГГГ, заполненная УП «ДИКТУМ» (г.Минск, Республика Беларусь), в которой указан код товара «металлическая пружина с цветным покрытием в ассортименте» - **, а также письмо ООО «**» ** от ДД.ММ.ГГГГ об описании процесса изготовления товара «металлическая пружина с цветным защитным ПЭТ покрытием» и назначении данной пружины - сшивка бумажной продукции.

Представитель Псковской таможни К.О.М. возражала против удовлетворения жалобы, пояснив, что ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» правомерно было привлечено к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ, поскольку Обществом в нарушение постановления Правительства РФ от 29 декабря 2018 года №1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 года №592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации» был ввезен на территорию Российской Федерации запрещенный к ввозу товар «металлические пружины для переплета», страной происхождения которого является Украина, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС – 7312 10 490 9. Указанное подтверждается, в том числе, поданной ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» в Санкт-Петербургскую таможню статистической формой учета перемещения товаров **, а также ответом заместителя начальника Санкт-Петербургской таможни ** от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» Т.А.В. и В.А.А., представителя Псковской таможни К.О.М., нахожу постановление мирового судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.16.3 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в ** часов ** минут через ППУ «Невельский», расположенный на <адрес>, ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» был осуществлен ввоз на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь товара «металлические пружины для переплета», страной происхождения которого является Украина.

Указанное подтверждается представленными Обществом товаросопроводительными документами (товарной накладной ** от ДД.ММ.ГГГГ, CMR б/н от ДД.ММ.ГГГГ, сертификатами о происхождении товара №** от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г. №** от ДД.ММ.ГГГГ, декларациями на товары ** и **).

Согласно поданной ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» в Санкт-Петербургскую таможню статистической форме учета перемещения товаров ** (взамен аннулированной **) товар «металлические пружины для переплета» был классифицирован кодом ТН ВЭД ЕАЭС – 7312 10 490.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. №1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента от 22 октября 2018 г. №592» введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, по перечню согласно приложению №1 (п.1).

При этом позиция, классифицируемая кодом ** включена в «Перечень запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины», и запрещена к ввозу в Российскую Федерацию.

По указанному факту должностным лицом Санкт-Петербургской таможни ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ.

При вынесении по делу об административном правонарушении постановления мировой судья исходил из доказанности совершения ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» вмененного правонарушения, при этом суд первой инстанции пришел к выводу, что имеющиеся в деле доказательства позволяют сделать однозначный вывод о виновности ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ.

Вместе с тем, данный вывод мирового судьи является необоснованным.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с п.1 ст.7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 года №592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации» принято решение о применении специальных экономических мер, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в соответствии со своей компетенцией осуществление иных мер, необходимых для реализации данного Указа.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года №1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 года №592» введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, по перечню согласно приложению.

В приложении «Перечень запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины» к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года №1716-83, указаны товары с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 7312104909 «Канаты».

Согласно подп.3 п.1 ст.135 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является, в том числе, соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

В пунктах 1, 2 ст.104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза закреплено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено названным Кодексом.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларация на товары является одним из видов таможенной декларации, применяемой при таможенном декларировании, и используется при помещении товаров под таможенные процедуры.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Согласно декларациям на товары Республики Беларусь ** и **, поданным белорусским поставщиком УП «Диктум» в Белорусскую таможню, а также международной товарной накладной CMR б/н от ДД.ММ.ГГГГ, товар «металлическая пружина с цветным защитным нейлоновым покрытием» при ввозе на территорию ЕАЭС классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8305900000.

В соответствии с «Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)» (Том IV. Разделы XIV-XVI. Группы 71-84) в товарную позицию 8305, заявленную в белорусских декларациях на товары, включаются фурнитура для скоросшивателей и папок, канцелярские зажимы и скрепки, индексные указатели и аналогичные канцелярские изделия из недрагоценных металлов; проволочные скобы в блоках (например, для канцелярских целей, обивки мебели, упаковки), из недрагоценных металлов:

8305 10 – фурнитура для скоросшивателей или папок;

8305 20 – проволочные скобы в блоках;

8305 90 – прочие, включая части.

В данную товарную позицию включается фурнитура из недрагоценных металлов в виде зажимов, струн, пружинных рычагов, колец, винтов и т.д., для скоросшивателей или папок. В нее также входят защитные кольца, переплеты и уголки для гроссбухов или других канцелярских книг; здесь же рассматриваются металлические канцелярские принадлежности для скрепления вместе или проштамповки бумаг (например, зажимы для писем, зажимы для бумаг, скоросшиватели для бумаг, скрепки, ярлычки-указатели для картотеки и досье, металлическое крепление для досье); проволочные скобы в блоках, используемые в степлерах, для канцелярских целей, обивки, упаковки и т.п.

Действие Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года №1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 года №592» на товар, соответствующий коду ТН ВЭД ЕАЭС 8305900000, не распространяется.

Согласно «Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)» (Том IV. Разделы XIV-XVI. Группы 71-84) в товарную позицию 7312, первоначально указанную ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» в статистической форме учета перемещения товаров **, включаются: скрученная проволока, тросы, канаты, плетеные шнуры, стропы и аналогичные изделия, из черных металлов, без электрической изоляции:

7312 10 - скрученная проволока, тросы и канаты;

7312 90 – прочее.

В данную товарную позицию включается скрученная проволока, полученная путем плотной свивки двух или более проволок, а также тросы и канаты всех размеров, которые в свою очередь получаются путем скручивания таких проволок вместе. При условии, что они по своей сути остаются изделиями из проволоки из черных металлов, тросы и канаты могут выполняться с сердечниками из растительных материалов (пеньки, джута и т.п.) или покрываться текстильными материалами, пластмассой и т.п.

Тросы и канаты обычно имеют круглое поперечное сечение, но в данную товарную позицию также включаются шнуры, имеющие обычно прямоугольное (в том числе квадратное) поперечное сечение, полученные плетением одиночных или скрученных проволок.

В данную товарную позицию включаются такие канаты, тросы, шнуры и т.п. независимо от того, разрезаны ли они по длине или не разрезаны или снабжены крюками, карабинами, вертлюгами, кольцами, наконечниками, зажимами, замками и т.п. (при условии, что они в результате этого не приобретают отличительных признаков изделий других товарных позиций), или объединены в одинарные или составные ремни, стропы и т.п.

Эти изделия применяются при подъеме грузов (с помощью кранов, лебедок, блоков, подъемников и т.п.) в горном деле, карьерных разработках, в морском деле и т.д.; при буксировке; в качестве тросов; для приводных ремней; для установки или закрепления мачт, вышек и т.п.; для ограждения; для камнерезных работ (обычно трехпрядная проволока из специальной стали) и т.д.

Кроме этого, в ходе проводимой проверки ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» предоставило в таможенный орган экспертное заключение ** от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное экспертом ООО «СОЭКС-Нева» Торгово-промышленной палаты, согласно выводам которой ввозимый Обществом товар «металлическая пружина с цветным защитным нейлоновым покрытием» соответствует рекомендуемому коду ТН ВЭД ЕАЭС -7320 20 890 8 «Пружины винтовые из черных металлов: прочие: прочие: прочие».

Действие Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года №1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 года №592» на товар, соответствующий коду ТН ВЭД ЕАЭС 7320 20 890 8, не распространяется.

Экспертизой также установлено, что указанный товар представляет собой изделия, выполненные из скрученной металлической проволоки различных диаметров с двойными петлями, с ПЭТ-покрытием, и применяется в качестве пружины кручения для переплета и/или брошюровки книжных блоков.

Из дополнительного доказательства, исследованного по делу при рассмотрении настоящей жалобы, - письма производителя спорного товара ООО «Анкор ДА» также следует, что отгруженный ими в адрес УП «ДИКТУМ» товар «металлическая пружина с цветным защитным нейлоновым покрытием» изготовлен из проволоки круглого сечения в одну жилу и не имеет свивок. Назначение пружины – сшивка бумажной продукции (блокноты, календари и т.д.).

Как следует из объяснений представителя ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ», указание Обществом в статистической форме учета перемещения товаров ** (взамен аннулированной **) кода ТН ВЭД ЕАЭС 7312104909 является технической ошибкой.

В соответствии с п.1 ст.20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД Союза при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД Союза.

Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

В соответствии с подп.1 п.2 ст.20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании.

Согласно декларациям на товары Республики Беларусь ** и **, поданным белорусским поставщиком УП «ДИКТУМ» в Белорусскую таможню, а также международной товарной накладной CMR б/н от ДД.ММ.ГГГГ, товар «металлическая пружина с цветным защитным нейлоновым покрытием» при ввозе на территорию ЕАЭС классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8305900000.

Кроме этого, в материалы дела были представлены CMR б/н от ДД.ММ.ГГГГ, статистическая декларация белорусского поставщика, в которых товар «металлическая пружина с цветным защитным нейлоновым покрытием» при ввозе на территорию ЕАЭС классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8305900000.

Решение об изменении заявленного декларантом УП «ДИКТУМ» кода классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД Союза таможенным органом не принималось.

Утверждение представителя Псковской таможни К.О.М. о том, что классификация товара на предмет соответствия заявленному ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» коду 7312104909 была проверена специальным отделом таможни и признана соответствующей параметрам товара и представленным документам не соответствует действительности, поскольку ответ заместителя начальника Санкт-Петербургской таможни ** от ДД.ММ.ГГГГ не содержит однозначного вывода относительно классификации спорного товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 7312104909, носит предположительный характер и достоверными доказательствами не подтвержден.

Таким образом, таможенный орган не доказал, что ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» перевозился товар, который подлежит классификации по коду ТН ВЭД ЕАЭС 7312104909, поскольку доказательства, добытые в ходе проведенной проверки, являются противоречивыми и с достоверностью не подтверждают вину Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).

Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая, что в материалах дела не имеется бесспорных доказательств несоблюдения ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию, вывод мирового судьи о доказанности вины ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, неоснователен.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №20 Невельского района Псковской области от 21 мая 2021 года в отношении ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При указанных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №20 Невельского района Псковской области от 21 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗСЛАВПРОМ» удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №20 Невельского района Псковской области от 21 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «СОЮЗСЛАВПРОМ» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Настоящее решение может быть обжаловано непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Алексеенко С.М.