Дело №12-2-30/2020 64RS0004-01-2019-004768-36
Решение
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Курцевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Науменко Д.А.,
с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, начальника производственного участка в городе Балаково филиала АО «Управление отходами» в городе Саратове ФИО1,
защитника указанного должностного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО3 № 3-172/2019 от 15.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении должностного лица – начальника производственного участка в городе Балаково филиала АО «Управление отходами» в городе Саратове ФИО1,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО3 № 3-172/2019 от 15.11.2019 должностное лицо – начальник производственного участка в городе Балаково филиала АО «Управление отходами» в городе Саратове ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить указанное постановление и прекратить производству по делу об административном правонарушении.
В обоснование жалобы указано, что на основании Распоряжения Росприроднадзора от 24.09.2019 № 198р в отношении АО «Управление отходами» (далее - Общество) проводилась плановая выездная проверка выполнения обязательных требований охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, использования и охраны земель, использования и охраны водных объектов в период с 30.09.2019 по 25.10.2019. Согласно акту проверки, в протоколе об административном правонарушении, постановлении о привлечении ФИО1 к административной ответственности указано, что в ходе проверки при обследовании объектов Общества в Балаковском районе Саратовской области установлено наличие пластиковых изделий, утративших потребительские свойства, полиэтиленовых пакетов, бумаги, а также тары из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненной, ФККО 4 34 199 71 52 4. На основании визуального осмотра государственным инспектором сделан вывод о нарушении должностным лицом требований п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № 89), а именно захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, которые включены в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 года № 1589-р.
С данным выводом ФИО1 не согласен, считает его необоснованным и не соответствующим действующему законодательству.
В распоряжении Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р, которое, по мнению Органа было нарушено, установлен конкретный перечень отходов, которые нельзя захаранивать, с указанием их точных наименований (конкретных названий), которые совпадают с классификацией ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов, ведение которого регламентировано приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»).
Специалистами Филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» осуществлен отбор проб размещенных отходов с целью определения класса опасности отходов. В соответствии с заключением проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 28.10.2019 № 48-о образцы отходов, отобранных на объекте Общества в г. Балаково, относятся к IV классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. В заключении не указано к какому виду, подвиду, классу и т.д. относятся данные отходы, не указан их морфологический состав, компонентный, химический составы, не проведении их сравнение с банками данных отходов с целью присвоения отходам конкретного наименования (названия) с целью его сравнения с перечнем отходов, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р.
Государственным инспектором Роспироднадзора определен вид, подвид, тип, подтип, класс опасности отхода, дано его наименование, сделан вывод о степени его загрязненности, химическом составе (а именно, что отход не содержит в своем составе химические элементы – галогены) на основании визуального осмотра.
Кроме того, согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 28.10.2019 № 48-о специалистами Филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» на объекте Общества в г. Балаково были отобраны отходы ТКО.
Однако, законодательство РФ в области обращения с отходами е устанавливает запрет на захоронение ТКО, не прошедших предварительную обработку и/или утилизацию.
На полигоне в г. Балаково Филиала АО «Управление отходами» в г. Саратове совместно с ТКО могут размещаться некоторые виды отходов производства, включенные в лицензию АО «Управление отходами» от 17.07.2019 № 64-00126, такие как: отходы поливинилхлорида в виде пленки и изделий из нее незагрязненные; отходы поливинилхлорида в виде изделий или лома изделий незагрязненные; отходы продукции из разнородных пластмасс, содержащие фторполимеры; отходы продукции из пленкосинтокартона незагрязненные; упаковка полипропиленовая, загрязненная нерастворимыми или малорастворимыми неорганическими веществами природного происхождения; отходы изделий из пластмасс в смеси, загрязненных нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15 %); лом изделий из негалогенированных полимерных материалов в смеси.
Данные отходы не включены в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
Кроме того, пункт 4.6. ГОСТ 30772001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, содержит определение загрязненности отходов - это наличие в отходах посторонних частиц.
В ходе проведения проверки были отобраны пробы отходов на полигонах ТКО с целью определения их класса опасности.
В месте отбора проб отходы находились в смешанном, уплотненном состоянии - после многократного прохождения мусороуплотнителем.
Кроме того, отходообразователи направляют отходы для размещения на полигоне в смеси, что исключает вероятность попадания отходов на карты захоронения в незагрязненном состоянии.
Таким образом, размещаемые отходы на полигонах не могут быть незагрязненными.
Таким образом, вывод Органа о том, что в отобранных пробах отходов имелись отходы тары незагрязненной, а именно тара из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненная, ФККО 4 34 199 71 52 4, не правомерен, так же как невозможно визуально определить содержит ли данная тара галогены.
Кроме того, плановая выездная проверка Общества, проведенная Росприроднадзором на основании Распоряжения от 24.09.2019 года № 198р, по состоянию на 05.09.2019 не была включена в ежегодный сводный план проведения плановых проверок.
Следовательно, проверка проведена в нарушение требований к организации и проведению проверок, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", её результаты, в соответствии со ст. 20 ФЗ № 294, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение, в том числе, требований, предусмотренных ч. 3 ст. 9 ФЗ № 294 (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок).
В судебном заседании ФИО1 и его защитник поддержали жалобу по вышеуказанным основаниям.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО3 извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные возражения, в которых просил оставить постановление по делу об административном правонарушении без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении прихожу к следующему.
Ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Частью 4 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что единые Требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.
Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. Каждом наименованию такого вида отходов присвоен соответствующий код (номер) согласно Федеральному классификационному каталогу отходов.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.
Как усматривается из материалов дела, в период с 30.09.2019 по 25.10.2019 на основании Распоряжения № 198р от 24.09.2019 в отношении АО «Управление отходами» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по следующим адресам: Саратовская область, БМП, г. Балаково, район очистных сооружений (код объекта 63-0164-001004-П); Саратовская область, Энгельсский район, в районе железнодорожного разъезда, на 8-м километре за предприятием «Кристалл» (ОНВОС 63-0164- 000332-П).
АО «Управление отходами» имеет лицензию №64-00126 от 07.17.2019 Управления Росприроднадзора по Саратовской области. В рамках лицензируемых видов деятельности АО «Управление отходами» осуществляет на территории Саратовской области сбор, транспортирование, обработка и размещение отходов III-IV классов опасности.
В соответствии с утвержденным регламентом обращения с отходами производства и потребления для проверяемых объектов, все твердые коммунальных отходы, пребывающие в подразделения филиала, подвергаются обработке (сортировке).
Размещение (захоронение) поступающих отходов осуществляется, в том числе, на карте складирования полигона производственного участка в г. Балаково.
Полигон ТБО, эксплуатируемый обществом в г. Балаково, расположен на одной промышленной площадке площадью 43,752 га, взятой в субаренду у МУП БМР «СпецАТХ» - договор субаренды участка б/нот 14.11.2013.
Полигон находится северо-западнее промплощадки ОАО «Балаковское химволокно», в 5 км юго-западнее г. Балаково с подветренной стороны. С севера территория ограничена сбросным каналом, отводящим воду от Балаковской ТЭЦ, с юго-востока - автодорогой, с запада - накопителями стоков и очистными сооружениями МУП «Балаково-Водоканал».
При визуальном осмотре карты № 3 полигона установлено наличие пластиковых изделий, утративших потребительские свойства, полиэтиленовых пакетов, бумаги, а также тары из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненной, ФККО 4 34 199 71 52 4.
Вышеизложенное подтверждается фотоматериалами, являющимися приложением к акту обследования территории на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства б/н от 22.10.2019.
Специалистом филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» осуществлен отбор проб размещаемых на полигоне отходов с целью определения класса опасности отхода.
Согласно заключению филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний №48-о от 28.10.2019, образец отобранного отхода относится к IV классу опасности. То есть на объекте размещения отходов, эксплуатируемом АО «Управление отходами» в г. Балаково Саратовской области, осуществляется размещение (захоронение) отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации (Распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 года N 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается») - т.е. использованию отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Иных нарушений обязательных требовании в области охраны окружающей среды при эксплуатации названных производственных площадок в ходе проверки не выявлено.
06.11.2019 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области в отношении начальника производственного участка в городе Балаково филиала АО «Управление отходами» в городе Саратове ФИО1 составлен протокол № 3-172/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
15.11.2019 государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области, рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении, вынес в отношении должностного лица АО «Управление отходами» ФИО1 постановление, которым признал указанное лицо виновным в совершен пи административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и подверг наказанию в виде административного штрафа.
С такими выводами должностного лица, изложенными в его постановлении, согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии е законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление, причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ст. 26.1 КоАП РФ, но делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушений, согласно статье 26.2 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на оснований которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ст. 1.5 КоАП РФ).
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, в частности является нарушение установленного законом запрета на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, и содержащиеся в Перечне видов отходов, утвержденном Распоряжением Правительства РФ № 1589-р от 25.07.2017.
Все виды отходов, образующиеся в процессе производства и потребления, сведены в Федеральный классификационный каталог, утвержденный Приказом. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22.05.2017 № 242. Каждому виду отходов присвоен код (номер). Виды отходов сгруппированы в блоки, в зависимости от видов осуществляемой деятельности, в процессе которой они образуются. Блок № 7 содержит виды отходов, определяемых как «коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлению услуг населению».
Перечень видов отходов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р, содержит лишь часть отходов, поименованных в Федеральном классификационном каталоге, захоронение которых запрещено ввиду возможности возврата их в производственный цикл. Данный перечень обусловлен содержанием в определенных им видах отходов полезных компонентов.
В перечень включены только те виды отходов, которые образуются в виде материала одного вида, либо изделия одного вида, компоненты которых могут быть утилизированы. В данном Перечне указаны незагрязненные отходы, тогда как под «загрязненными» отходами производства и потребления подразумевается смесь твердых коммунальных отходов (ТКО).
Аналогичное разъяснение дано в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 № 12-50/00189-ОГ. из содержания которого следует, что условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО. вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий».
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратив типе свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К Твердым коммунальным отходам также "относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).
Вида отходов, определенного Федеральным классификационным каталогом (Клок № 7) как «коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлению услуг населению», в состав которого входят, в том числе отходы (остатки) сортировки коммунальных отходов, включающих в себя смесь отходов пластмассовых изделий при сортировке твердых коммунальных отходов: отходы бумаги и/или картона при сортировке твердых коммунальных отходов: отходы полиэтилена, извлеченные при сортировке твердых коммунальных отходов: отходы пленки полиэтиленовой, извлеченные при сортировке твердых коммунальных отходов и т.п. Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25.07.017 года № 1589-р, не содержит.
Как следует из материалов дела и акта проверки от 30.10.2010, в соответствии с утвержденным АО «Управление отходами» регламентом обращения с отходами производства и потребления для проверяемых объектов (в городе Балаково и городе Энгельсе), все твердые коммунальные отходы, пребывающие в подразделения филиала, подвергаются обработке (сортировке).
Согласно пункту 3.4 утвержденного АО «Управление отходами» регламента, разгруженные из мусоровоза отходы (ТКО) поступают в первичную сортировочную кабину участка сортировки, где происходит отбор первичных фракций вторсырья: крупные листы картона, крупные пластмассовые яшики и большие куски пленки, стеклянная тара.
Первая кабина обслуживается 4-мя сортировщиками. Во второй сортировочной кабине сортировщики вручную разделяют материал по маркам: бумагу, ПЭТ прозрачный, ПЭТ микс, ПНД, цветной металл. ПЭТ масляный, ПЭТ молочный, Вторая кабина обслуживается 7-ю сортировщиками.
Фактов, свидетельствующих о том, что в момент проведения плановой проверки указанные производственные участки (кабины) не функционировали, собранные материалы не содержат.
При этом, как следует из содержания акта проверки и протокола об административном правонарушении, настоящее дело было возбуждено в отношении должностного лица по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, - непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
И в акте проверки, и в протоколе об административном правонарушении содержится указание на выявленное должностными лицами контрольно-надзорного органа при визуальном осмотре на полигоне ТБО в городе Балаково наличие пластиковых изделий, утративших потребительские свойства, полиэтиленовых пакетов, бумаги, тары из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненной, соответствующей коду (номеру) федерального классификационного каталога отходов 4 34 199 71 52 4. а также пластиковых емкостей бывших в употреблении, резины, полиэтиленовой пленки.
Изъятия указанных вещей, явившихся предметами административного правонарушения, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, в порядке ст. 27.10 КоАП РФ, как следует из материалов дела, не производилось и иным образом не фиксировалось.
Согласно акту обследования территории от 22.10.2019, составленному в городе Балаково, специалистами филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был осуществлен отбор проб размещаемых отходов с целью определения класса их опасности.
Из заключения № 48-о по результатам проведенных в период с 24.10.2019 по 28.10.2019 лабораторных исследований, измерений, следует, что предметом исследования эксперта стал «отход ТКО» также без указания его наименования и свойств. Целью проведенных исследований явилось определение класса его опасности.
В доказательство наличия выявленных должностными лицами контрольно- надзорного органа на полигоне, эксплуатируемом обществом, отходов, подлежащих утилизации, и захоронение которых запрещено, к акту обследования территории от 22.10.2019 приложены цветные фотоснимки. Из данных фотоснимков усматривается наличие на поверхности полигона бытового мусора, в составе которого имеются, в том числе фрагменты пластиковых, бумажных изделий, полиэтилена. Наличие на данных снимках тары из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненной, резины, выявить не представляется возможным.
Исследований на предмет соотносимости и тождественности выявленных па полигоне фрагментов бумаги, пленки, пластиковых изделий именно тем видам отходов, которые содержатся в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р, е указанием конкретных пунктов Перечня (от 3 до 182) и установлением их соответствующего кода (номера) Федерального классификационного каталога отходов, не производилось.
Из представленных письменных пояснений специалиста * Ю.Д., имеющего необходимую квалификацию и стаж работы в экспертной деятельности, следует, что отдельные компоненты материалов и изделий, смешанные в составе ТКО, виду их загрязненности соответствующего агрегатного состояния, признаются полезными компонентами, подлежащими утилизации, не включены в указанный выше Перечень. Перечень отходов, в состав которых входят полезные компоненты, не содержит отходов, отнесенных ФККО к отходам ТКО, то есть смешанным и загрязненным. Специалист пришел к выводу, что отдельные компоненты, входящие в состав ТКО в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства, не относятся к отходам, включенным в Перечень отходов, и не могут признаваться отходами, содержащими полезные компоненты. Законодательство в области обращения с отходами не содержит требований об обязательности проведения сортировки ТКО, тем самым подтверждая отсутствие в необходимости выборки всех потенциально полезных компонентов.
Из содержания приведенных выше норм КоАП РФ следует, что постановление о привлечении лица к административной ответственности не может быть основано на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе разбирательства дела виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении правонарушения будет доказана.
При этом описательно-мотивировочная часть постановления должна содержать описание противоправного деяния, признанного доказанным, а также указание на доказательства, на которых основаны выводы должностного лица в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и мотивы, по которым отвергнуты другие доказательства.
Как усматривается из материалов дела, при его возбуждении и рассмотрении должностное лицо ФИО1 оспаривал наличие события административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие надлежащих доказательств и указывая не неверное толкование материальных норм. При этом пояснял, что выявленные фрагменты бумаги, пленки, пластика являются ничем иным как загрязненными компонентами твердых коммунальных отходов, не пригодных для дальнейшей переработки и не представляющих какой-либо ценности для целей утилизации.
Таким образом, ни актами обследования территорий, ни фотоснимками, ни заключениями эксперта не подтвержден факт соответствия обнаруженных на полигоне ТБО в городе Балаково изделий тем видам отходов, которые: предусмотрены конкретным пунктом Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р.
Вывод инспектора Росприроднадзора о доказанности наличия состава административного правонарушения в действиях должностного лица АО «Управление отходами» ФИО1, как следует из текста обжалуемого постановления, сделан, исходя из сведений, полученных путем визуального осмотра.
Такой подход к оценке имеющихся доказательств, имеет обвинительный уклон, что противоречит положениям статьи 1.5 КоАП РФ.
На стороне должностного лица контрольно-надзорного органа, возбудившего дело об административном правонарушении, лежит бремя доказывания вины привлекаемого к административной ответственности лица.
При изложенных обстоятельствах факт размещения (захороненения) по вине должностного лица АО «Управление отходами» ФИО1 на эксплуатируемом полигоне отходов производства и потребления в г. Балаково, в состав которых входят полезные компоненты, и захоронение которых запрещается, признать доказанным нельзя.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9. 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку материалами дела не доказано, что на полигоне в г. Балаково были размещены отходы производства и потребления, захоронение которых запрещается, то вынесенное в отношении начальника производственного участка в городе Балаково филиала АО «Управление отходами» в городе Саратове ФИО1 постановление подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО3 № 3-172/2019 от 15.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении должностного лица – начальника производственного участка в городе Балаково филиала АО «Управление отходами» в городе Саратове ФИО1, отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.А. Курцева