ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-36/17 от 22.11.2017 Камышловского городского суда (Свердловская область)

Дело № 12-2-36/2017

РЕШЕНИЕ

г.Камышлов 22 ноября 2017 года

Судья Камышловского районного суда Свердловской области Афанасьева Л.А., рассмотрев в заседании жалобу начальника Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пышминскому району ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору ОНД и ПР Камышловского городского округа, Камышловского муниципального района, Пышминского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области С.О.А. от ДД.ММ.ГГГГ, которым:

Должностному лицу – начальнику Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пышминскому району ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору ОНДиПР Камышловского городского округа, Камышловского муниципального района, Пышминского городского округа УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области С.О.А. от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - начальник Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пышминскому району ФИО1 признана виновной в том, что в период с час. мин. ДД.ММ.ГГГГ до час. мин. ДД.ММ.ГГГГ проведения плановой выездной и документарной проверки на предмет соблюдения обязательных требований и норм пожарной безопасности Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пышминскому району по адресу: <адрес>, нарушила обязательные требования и нормы пожарной безопасности, установленные требованиями Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 года «О противопожарном режиме», а именно:

- не обеспечила наличие на дверях помещений складского назначения на цокольном этаже здания обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, в нарушение п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 года «О противопожарном режиме»,

- не организовала проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующего акта, в нарушение п. 55 Постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 года «О противопожарном режиме»,

- на объекте защиты не в полном объеме хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (проектная документация на пожарную сигнализацию), в нарушение абз. 3 п. 61 Постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 года «О противопожарном режиме».

чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей.

В жалобе должностное лицо – начальник Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пышминскому району ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и ПР Камышловского городского округа, Камышловского муниципального района, Пышминского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области С.О.А. от ДД.ММ.ГГГГ и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения, а также недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, указав, что в оперативном управлении Управления социальной политики по Пышминскому району не имеется помещений складского назначения на цокольном этаже здания и цокольного этажа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, кадастровым паспортом здания, выпиской из технического паспорта Пышминского БТИ. Проведение проверок работоспособности противопожарного водопровода организовано в соответствии с п. 55 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390. В соответствии с Договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Управлением социальной политики по Пшминскому району и ООО «» были проведены проверки внутреннего противопожарного водопровода ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлены соответствующие акты. На объекте обеспечена сохранность исполнительной документации на установку системы противопожарной защиты объекта. Имеется договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «» на осуществление монтажа охранно-пожарной сигнализации, дополнительное соглашение к этому договору, акты выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, а также акт приемки системы в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеется заключение комиссии ООО «» в составе представителя государственного пожарного надзора – начальника отдела государственного пожарного надзора Пышминского района П.Н.В., проведена оценка качества выполненных работ на отлично, на момент проверки замечаний к исполнительной документации не имелось. Просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу.

Начальник Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пышминскому району ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, дополнив, что договор на сервисное обслуживание между УСП по Пышминскому району и ООО «» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный в целях технического обслуживания внутреннего противопожарного водопровода, акты проверки внутреннего противопожарного водопровода от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, имеются только в электронном виде, поскольку в учреждении введен электронный документооборот. На момент проверки указанные документы хранились в папке, представленной гос.инспектору, по какой именно причине он не увидел данных документов, пояснить не может. Указанные документы были направлены в адрес Управления в сканированном виде, содержат синюю печать и подписаны руководителем ООО «», она подписывает документы и также в электронной форме направляет их ООО «». В подвальном помещении действительно хранилась бумага, однако, обязанность обеспечить на дверях помещения табличек с обозначением категорий по взрывоопасности не может быть на нее возложена, поскольку подвальное помещение не находится в собственности Управления, и в пользование не передавалось. Ответственность за отсутствие в Управлении исполнительной документации на установку системы противопожарной защиты объекта не может быть на нее возложена, поскольку все документы на монтаж охранно-пожарной сигнализации и заключение комиссии, принявшей объект на отлично, были составлены еще при предыдущем руководителе в 2009 году.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, С.О.А. в судебном заседании просил оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения, пояснив, что подвальное помещение фактически используется Управлением социальной защиты, установленные в ходе плановой выездной проверки нарушения противопожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 года «О противопожарном режиме», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 20.4 КоАП, в связи с чем должностной лицо – начальник Управления соц.защиты ФИО1 в соответствии с п. 37 ФЗ «О противопожарной безопасности» признана виновной на основании изученных им материалов. При рассмотрении дела об административном правонарушении ФИО1 действительно были представлены договор с ООО «» и акты выполненных работ, однако, в их подлинности сомневается, поскольку на момент проверки они не были представлены гос.инспектору и могли быть изготовлены Управлением задним числом после проведения проверки.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, К.М.Ф. в судебном заседании просил оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения, пояснив, что на основании распоряжения начальника ОНД и ПР Р.А.А. от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая проверка в отношении юридического лица Управления социальной политики по Пышминскому району, в этот же день распоряжение было вручено юридическому лицу, ДД.ММ.ГГГГ он вручил запрос о предоставлении всех необходимых для проведения проверки документов. В ходе проверки, которая была проведена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были выявлены все перечисленные в акте проверки нарушения, представитель юридического лица Б.Т.А., присутствовавшая при проверке, не представила акты проверок работоспособности противопожарного водопровода; о том, что подвальное помещение, где хранилась бумага, не относится к собственности или не находится в пользовании юридического лица, не указала, в связи с чем он указал об этом в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ как нарушения п..55 и п. 20 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390.

Заслушав объяснения участвующих лиц, свидетеля, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу ст. 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 21.03.2017), и действовали на момент проведения проверки.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) начальника ОНДиПР Камышловского ГО, ФИО2, Пышминского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области – главного государственного инспектора Р.А.А. в рамках федерального государственного пожарного надзора с целью исполнения Ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пышминскому району, результаты которой оформлены Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В отношении Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пышминскому району вынесено Предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

В соответствии с требованиями п. 20 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации"), руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно п. 55 вышеназванного Постановления, руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

В соответствии с абз.3 п. 61 Постановления Правительства, на объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: п. 20, п. 55, абз. 3 п. 61 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», а именно, руководителем Управления социальной защиты по Пышминскому району ФИО1 не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения на цокольном этаже здания обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, в нарушение п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 года «О противопожарном режиме», не организовано проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующего акта, в нарушение п. 55 Постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 года «О противопожарном режиме», на объекте защиты не в полном объеме хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (проектная документация на пожарную сигнализацию), в нарушение абз. 3 п. 61 Постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 года «О противопожарном режиме».

Указанные обстоятельства подтверждены актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом дознавателя ОНДиПР К.М.Ф. По факту выявленных нарушений в отношении ФИО1 составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, соответствующий требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 28.05.2017) "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Поскольку ФИО1 на основании Указа Губернатора Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ года назначена на должность начальника Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пышминскому району, и с ней заключен срочный служебный контракт сроком на два года, она в качестве должностного лица обосновано была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы ФИО1 об обеспечении сохранности на объекте исполнительной документации, в которую входят договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «» на осуществление монтажа охранно-пожарной сигнализации, дополнительное соглашение к договору, акты выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, акт приемки системы в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, противоречат положениям действующего законодательства.

Так, понятие исполнительной документации дано в п.п. б п. 3.5 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения, утв. Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 84, - это комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ.

Как установлено судом и должностным лицом, проводившим проверку соблюдения требований пожарной безопасности, на момент проведения проверки указанного комплекта рабочих чертежей, разработанных проектными организациями, и сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ, в Управлении социальной политики по Пышминскому району не имелось, в связи с чем должностное лицо правомерно привлечено к ответственности за нарушение абз.3 п. 61 Постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.20112 года.

Вместе с тем, суд считает заслуживающими внимание доводы жалобы об отсутствии в собственности или пользовании Управления социальной защиты по Пышминскому району помещения складского назначения в подвальном этаже здания, что подтверждается выпиской из технического паспорта на часть административного здания по адресу: <...>, на котором изображен план подвала Управления социальной политики по Пышминскому району, свидетельством о государственной регистрации права на часть административного здания по адресу: <адрес>, находящегося в собственности Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пышминскому району,

Указанные обстоятельства подтверждаются также решением Камышловского районного суда Свердловской области от 08.11.2017 года, в котором указано, что подвальное помещение в пользование Управлению социальной политики, в соответствии с п.13 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п.12 Приказа МЧС РФ от 21 июля 2005 года N 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», не передавалось, и документов этому в административном деле не содержится. Управление социальной политики по Пышминскому району не является уполномоченным лицом пользоваться данным объектом в интересах экономики и обслуживания населения, то есть, в иных целях, кроме как эвакуационного выхода, утвержденного паспортом безопасности.

Поскольку доказательств того, что подвальное помещение, расположенное в цокольном (подвальном) этаже здания находится в собственности Управления социальной политики по Пышминскому району, или оно уполномочено собственником владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, находящимся в собственности Управления ГО и ЧС Администрации Пышминского городского округа, не представлено, на руководителя Управления социальной политики по Пышминскому району не может быть возложена обязанность обеспечить на дверях складского помещения, расположенного в цокольном (подвальном) этаже здания обозначение их категории по взрывопожарной и пожарной безопасности.

Доводы заявителя о том, что на момент проверки на объекте имелась документация, подтверждающая проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода подтверждаются Договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Управлением социальной политики по Пышминскому району и ООО «», актами проверки внутреннего противопожарного водопровода ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, представленными должностным лицом в судебное заседание. Оснований полагать, что проведение проверок работоспособности противопожарного водопровода на объекте не организовано, или о подложности представленных в подлинниках указанных документов у суда не имеется.

Свидетель Б.Т.А. в суде пояснила, что в ходе проверки она, являясь заместителем начальника УСП по Пышминскому району и в соответствии с приказом - ответственным лицом за соблюдение на объекте пожарной безопасности, на вопрос гос.инспектора, проводившего проверку, предоставила ему папку с документами, содержащей в том числе, акты проверки внутреннего пожарного водопровода от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и договор на обслуживание с ООО «». Вопрос о наличии на объекте актов проверки водоотдачи она не поняла, что имел в виду инспектор, поэтому и не указала на наличие на момент проверки этих актов.

Таким образом, факт нарушения должностным лицом ФИО1 требований п. 55 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, материалами дела и совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают подтверждается нарушение должностным лицом – руководителем Управления социальной политики по Пышминскому району норм и правил пожарной безопасности, установленных абз.3 п. 61 Постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.20112 года, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом при вынесении постановления не допущено.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

С учетом того, что факты нарушения должностным лицом требований пожарной безопасности нашли частичное подтверждение, лицо впервые привлекается к административной ответственности, суд полагает возможным снизить размер административного штрафа до минимального, установленного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и ПР Камышловского городского округа, Камышловского муниципального района, Пышминского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области С.О.А. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении начальника Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пышминскому району ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить путем исключения из него указания на нарушение должностным лицом ФИО1 требований п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 года «О противопожарном режиме», - не обеспечила наличие на дверях помещений складского назначения на цокольном этаже здания обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности; и п. 55 Постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 года «О противопожарном режиме», - не организовала проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующего акта, со снижением размера административного штрафа до 6 000 рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Камышловский районный суд.

Судья Л.А. Афанасьева