ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-3/21 от 12.02.2021 Майнского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 12-2-3/21

УИД 73RS0011-02-2020-000555-17

РЕШЕНИЕ

р.п. Вешкайма 12 февраля 2021 года

Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лапшова С.А.., при секретаре Кулигиной Е.А.,

с участием защитника ООО «Велтекс Групп» Калиты А.А.,

представителя ГКУ Ульяновской области «Вешкаймское лесничество» Панкина А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Велтекс Групп» на постановление исполняющего обязанности директора государственного казенного учреждения Ульяновской области «Вешкаймское лесничество» Панкина А.И. от 18 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Велтекс Групп»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности директора государственного казенного учреждения «Вешкаймское лесничество» Панкина А.И. от 18 декабря 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Велтекс Групп» (далее ООО «Велтекс Групп»), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей за то, ООО «Велтекс Групп» в нарушение п. 92 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприрода России от 22.11.2017 №626, в Крутецком участковом лесничестве Вешкаймского лесничества в квартале 27 выделе 45 площадь 1,3 га; квартале 27 выдел 46 площадь 1,0 га; квартале 27 выделе 44 площадь 0,6 га; квартале 27 выделе 41 площадь 0,5 га; квартале 27 выделе 25 площадь 0,6 га; в квартале 30 выделе 11 площадь 1,2 га; квартале 30 выделе 18 площадь 1,2 га; в квартале 30 выделе 20 площадь 0,7 га; квартале 45 выделе 17 площадь 10,2 га; квартале 72 выделе 25 площадь 6,1 га; квартале 72 выделе 33 площадь 2,3 га; квартале 72 выделе 23 площадь 1,9га; квартале 74 выделе 48 площадь 4,8 га; квартале 50 выделе 48 площадь 7,0 га; квартале 56 выделе 17 площадь 7,5 га; в Вешкаймском участковом лесничестве Вешкаймского лесничества в квартале 74 выделе 57 площадь 0,8 га; квартале 74 выделе 59 площадь 0,9 га; квартале 74 выделе 61 площадь 1, 5 га; квартале 74 выделе 64 площадь 1,6 га; квартале 47 выделе 30 площадь 0,4 га; квартале 53 выделе 6 площадь 1,0 га, в начале площади, где проводились осветления и прочистки, не закладывались пробные площади, которые должны служить эталоном для проведения ухода на всем участке для достижения улучшения возрастной структуры и породного состава, повышения качества и устойчивости лесных насаждений.

В Крутецком участковом лесничестве Вешкаймского лесничества в квартале 27 выделе 45 площадь 1,3 га; квартале 27 выделе 46 площадь 1,0 га; квартале 27 выделе 44 площадь 0,6 га; квартале 27 выделе 41 площадь 0,5 га; квартале 30 выделе 11 площадь 1,2 га; квартале 30 выделе 18 площадь 1,2 га; квартале 30 выделе 20 площадь 0,7 га; квартале 27 выделе 25 площадь 0,6 га ООО «Велтекс Групп» в нарушение п. 37 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприрода России от 22.11.2017 №626, при проведении мероприятий по рубкам ухода в молодняках (рубки –осветления) было допущено снижение сомкнутости крон после рубки ниже 0,4. Сомкнутость крон на указанных участках составляет 0,2 га.

Указанные мероприятия по уходу за лесами проводились ООО «Велтекс Групп» в период с июля по сентябрь 2020 года.

Нарушения были выявлены при оценке качества и эффективности проведенных мероприятий по рубкам ухода в молодняках специалистами ГКУ Ульяновской области «Вешкаймское лесничество» в период с октября по ноябрь 2020 года.

На указанное постановление ООО «Велтекс Групп» подана жалоба, в которой общество просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу. Заявитель указывает, что наименование оспариваемого постановления - «постановление о назначении административного наказания», не соответствует главе 30 КоАП РФ, согласно которой может быть обжаловано «постановление по делу об административном правонарушении». В статье 23.24 КоАП РФ исполняющий обязанности руководителя не указан как лицо, имеющее право рассматривать дела об административных правонарушениях.

Кроме того, заявитель указывает, что по данным инвентаризации прошлых лет приживаемость главной породы сосны на участках, указанных в постановлении, была низкой (30%-40%), поэтому в 2021 году на них было запланировано провести дополнение лесных культур. Для того чтобы провести весенние лесохозяйственные мероприятия по дополнению лесных культур, необходимо было сделать рубки ухода в молодняках (осветление). Отсутствие пробных площадей не затрагивает ни чьих прав и объясняется препятствием для проведения лесохозяйственных мероприятий по лесовосстановлению. На данных участках были срублены нежелательные породы древесных растений, а главные породы – сосна, дуб, оставлены в полном объеме.

ООО «Велтекс Групп» не согласно с тем, что допущено снижение сомкнутости крон после рубки ниже 0,4. Сомкнутость крон на данных участках имеет нормативное значение. Объективных данных, которые указывают на нарушение норм сомкнутости крон, со стороны ГКУ не представлено.

Заявитель, ссылаясь на положения ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ, ст. 4.1.1 КоАП РФ, указывает, что отсутствие пробных площадей никак не приносит вреда объектам растительного мира. Имущественного ущерба не причинено. Заявитель является субъектом малого предпринимательства, ранее правонарушений не допускал.

В судебном заседании представитель ООО «Велтекс Групп» поддержал доводы жалобы, просил применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Представитель ГКУ Ульяновской области «Вешкаймское лесничество» Панкин А.И., действующий на основании доверенности, просил оставить оспариваемое постановление без изменения, привел доводы, указанные в отзыве на жалобу.

В отзыве на жалобу руководитель ГКУ «Вешкаймское лесничество» Мягдиев Р.Р. указывает, что наименование оспариваемого постановления соответствует положениям ст. 29.9 КоАП РФ. Панкин А.И., вынесший постановление о назначении административного наказания, исполнял на момент его вынесения обязанности директора ГКУ Ульяновской области «Вешкаймское лесничество» согласно распоряжения Министра природы и цикличной экономики Ульяновской области от 05.11.2020 №404-рлс, соответственно, в соответствии с п.7 ч.1 ст. 22.1 КоАП РФ, ч.1 ст. 22.1 КоАП РФ был уполномочен на рассмотрение дела об административном правонарушении.

Аргументы, обосновывающие отсутствие у ООО «Велтекс Групп» состава административного правонарушения, являются необоснованными. Согласно положениям п. 10 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприрода России от 22.11.2017 №626, рубки осветления направлены на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев целевой и целевых древесных пород. Рубки прочистки направлены на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород, а также на продолжение формирования породного и качественного состава молодняков. Данный вид мероприятий проводится на лесных участка, где лесные культуры достигают возраста осветления 5 лет и проводится до достижения 10 летнего возраста. Прочистка назначается в случае наступления возраста 11 лет и проводится до достижения 20 летнего возраста. При этом, в одних лесных участках, где допущены нарушения, культуры созданы в 2013 году, в других – в 2016 году. Соответственно, арендатором на данных участках проводилась именно осветление и прочистка, что также подтверждается предоставленным им отчетом об использовании лесов от 9 октября 2020 года. Согласно п. 92 Правил ухода за лесами, действующими на момент вынесения постановления, на указанных лесных участках должны были проводиться и проведены осветление и прочистка, требующие закладки пробных площадей. Дополнение лесных культур, на которое ссылается заявитель, - это мероприятие, назначаемое на лесных участках, где произрастают лесные культуры, не переведенные в покрытую лесом площадь. Дополнению подлежат лесные культуры с приживаемостью 28-85%, 1-3 года создания. Мероприятия по дополнению лесных культур не требуют закладки пробных площадей. Фактически в жалобе арендатор подменил понятие «мероприятия по осветлению и прочистке» и «дополнение лесных культур». Отсутствие пробных площадей при проведении прочистки и осветления на данных участках привели к бесконтрольной рубке второстепенных ценных пород лесных насаждений, что привело к снижению плотности до 0,2 и, соответственно, создало угрозу причинения вреда лесным насаждениям, т.к. при этом возможна гибель молодняков главной породы. В связи с тем, что указанные нарушения непосредственно представляют угрозу причинения вреда лесным насаждениям, при назначении административного наказания ГКУ Ульяновской области «Вешкаймское лесничество» не были применены положения ст. 4.1 КоАП РФ.

При оценке эффективности проведения рубок ухода в молодняках были заложены пробные площади, на которых производился подсчет количества стволов, где было выявлено снижение полноты после рубки. Для определения полноты был использован планшет – справочник для таксации лесов Ульяновской области.

Выслушав представителей ООО «Велтекс Групп», ГКУ Ульяновской области «Вешкаймское лесничество», исследовав материалы дела, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, в том числе санитарных мер, повышения продуктивности лесов и т.п., устанавливаются Лесным кодексом Российской Федерации в главе 4 "Воспроизводство лесов и лесоразведение" и актами Правительства РФ.

Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации).

Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия), и осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (ст. 64 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 г. N 626 (далее - Правила ухода за лесами).

Согласно п. 4 Правил ухода за лесами уход за лесами должен осуществляться, наряду с прочим, лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка.

Как следует из материалов дела, ООО «Велтекс Групп» на основании дополнительного соглашения от 18.03.2019 к договору аренды лесного участка от 23.12.2008 № 198 осуществляет использование лесных участков Крутецкого участкового лесничества (кварталы 4-13, 23-77, 98-104) и Вешкаймского участкового лесничества (кварталы 1-141) Вешкаймского лесничества на территории МО «Вешкаймский район».

В договоре аренды лесного участка от 23 декабря 2008 года №194 предусмотрена обязанность арендатора осуществлять санитарно –оздоровительные мероприятия на условиях, в объемах и сроком, которые указаны в проекте освоения лесов и данном договоре.

Согласно отчету о воспроизводстве лесов и лесоразведении за январь – сентябрь 2020 года, в 3 квартале 2020 года ООО «Велтекс Групп» производились мероприятия по уходу за лесами (уход за молодняками - осветление, прочистка) на площади 53,1 га.

В ходе осмотра используемых обществом лесных участков участковыми лесничими ГКУ Ульяновской области «Вешкаймское лесничество» в период с октября 2020 года по ноябрь 2020 года установлено, что рубки ухода за лесом на участках, указанных в обжалуемом постановлении, производились в нарушение требований п.37, п. 92 Правил ухода за лесами.

В соответствии с п. 37 Правил ухода за лесами, в чистых перегущенных молодняках (полнотой более 1,0) сомкнутость крон после рубки не должна быть ниже 0,6. В смешанных древостоях, в которых экземпляры целевой древесной породы заглушаются или охлестываются экземплярами второстепенной древесной породы, а также в молодняках, неоднородных по происхождению, допускается снижение сомкнутости крон после рубки до 0,4.

В лесных культурах и в молодняках естественного происхождения, в которых целевые древесные породы находятся под пологом малоценных мягколиственных пород, допускается полная вырубка верхнего полога малоценных древесных пород.

Согласно п. 92 Правил ухода за лесами, при рубках осветления и рубках прочистки должны закладываться одна или несколько пробных площадей квадратной или ленточной формы в характерных местах участков проведения ухода, служащих эталоном для проведения ухода на всем участке. Величина пробных площадей должна составлять от 3 до 5% площади участка проведения ухода в зависимости от однородности насаждения, но не менее 0,2 га каждая. Древесина, вырубленная на пробных площадях, должна учитываться в складочных мерах и переводиться в плотные меры на всю площадь участка.

При оценке качества и эффективности проведенных мероприятий по рубкам ухода в молодняках должностными лицами ГКУ Ульяновской области «Вешкаймское лесничество» установлено, что в нарушение указанных правил арендатором не закладывались пробные площади, которые должны служить эталоном для проведения ухода на всем для достижения улучшения возрастной структуры и породного состав, повышения качества и устойчивости лесных насаждений. Кроме того, при проведении мероприятий по рубкам ухода молодняка в Крутецком участковом лесничестве было допущено снижение сомкнутости крон после рубки ниже 0,4. Сомкнутость крон на указанных в оспариваемом постановлении участках составила 0,2.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении 03-04 от 11 декабря 2020 года, актами показателей качества рубок ухода в молодняках, служебными записками участковых лесничих ГКУ Ульяновской области «Вешкаймское лесничество» С.Д.., С.Л. от 30 ноября 2020 года с приложенным фотоматериалом.

При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом обоснованно отклонен довод ООО «Велтекс Групп» о том, что пробные площади являются препятствием для проведения мероприятий по дополнению лесных культур.

Согласно п. 7 Приложения №29 Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.11.2011 №472, дополнению лесных культур (посадка взамен погибших растений) подлежат лесные культуры с приживаемостью 25 - 85%. Дополнение проводится в количестве, обеспечивающем количество деревьев главных пород, установленных Правилами лесовосстановления.

Допрошенные в судебном заседании сотрудники ООО «Велтекс Групп» Селезнев В.Ф., Мохов В.В. не могли обосновать необходимость дополнения лесных культур на участках, указанных в оспариваемом постановлении.

Кроме того, как указано административным органом, согласно отчету о воспроизводстве лесов и лесоразведении ООО «Велтекс Групп» на спорных лесных участках проводились осветление и прочистка молодняка, которые должны были осуществляться в соответствии с вышеуказанными правилами.

Нарушения, допущенные ООО «Велтекс Групп», верно квалифицированы административным органом по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

То обстоятельство, что Правила ухода за лесами, утвержденные приказом Минприроды России от 22.11.2017 N 626, нарушение которых вменяется обществу, утратили силу, не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения, поскольку требования о необходимости закладывать пробные площади при проведении рубок ухода, соблюдение норматива сомкнутости крон после рубки, аналогичны требованиям, предусмотренным п. 37, 92 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 534.

Вопреки доводам жалобы, оспариваемое постановление вынесено полномочным должностным лицом, с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.27 КоАП РФ.

Должностным лицом административного органа обоснованно сделан вывод об отсутствии оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, принимая во внимание, что допущенные нарушения являются неустранимыми и создают угрозу гибели лесных насаждений. Отсутствие пробных площадей при проведении прочистки и осветления ведет к бесконтрольной рубке второстепенных ценных пород лесных насаждений, возможной гибели молодняков главной породы.

Кроме того, каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.

Иные доводы жалобы и доводы защитника ООО «Велтекс Групп» в судебном заседании являются необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности директора государственного казенного учреждения «Вешкаймское лесничество» Панкина А.И. от 18 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Велтекс Групп» оставить без изменения, жалобу ООО «Велтекс Групп» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд Ульяновской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С. А. Лапшова