ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-43/2021 от 21.02.2022 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Алексеенко С.М. № 21-46/2022

Дело № 12-2-43/2021

УИД №60RS0012-01-2021-001414-09

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Жуковой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Шуклина О.П. на постановление государственного инспектора ТОГАДН по Псковской области Северо-Восточного МУГАДН Рудова В.А. от 5 октября 2021 года № 60208015925 и решение судьи Невельского районного суда Псковской области от 3 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Милевича В.П.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора ТОГАДН по Псковской области Северо-Восточного МУГАДН Рудова В.А. от 5 октября 2021 года №60208015925 Милевич В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Невельского районного суда Псковской области от 3 декабря 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, защитник Милевича В.П. адвокат Шуклин О.П. просит отменить вынесенные акты и прекратить производство по делу ввиду отсутствия события административного правонарушения. Полагает, что Милевич П.В. осуществлял международную автомобильную перевозку груза с соблюдением установленных российским законодательством правил. В этой связи указывает, что водителем был представлен комплект документов, соответствующих подпункту «е» пункта 10 Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств, утвержденных приказом Минтранса России от 28 июля 2020 года № 259: CMR № <данные изъяты> от 4 октября 2021 года и CMR № <данные изъяты>, и он имел право совершать международную перевозку груза третьей страны без российского двустороннего разрешения, поскольку в соответствии со статьей 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительском Литовской Республики о международной автомобильном сообщении, заключенного 18 ноября 1993 года, разрешений не требуется на выполнение перевозок грузов автомобилями грузоподъемностью до 3,5 тонн и общей массой до 6 тонн включительно. Полагает, что указанные доводы не были рассмотрены судом первой инстанции.

Милевич В.П., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, что подтверждается телефонограммой (л.д. <данные изъяты>), в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения не просил, поэтому дело рассмотрено без его участия.

Его защитник адвокат Шуклин О.П. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Представитель Северо-Восточного МУГАДН Сорокин С.Н. в судебном заседании по доводам жалобы возражал.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Осуществление международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации с незаполненным разрешением или разрешением, заполненным с нарушением установленных правил, либо без разрешения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ) международная автомобильная перевозка определяется как перевозка транспортным средством грузов или пассажиров по территориям двух и более государств, а также проезд негруженого транспортного средства по территориям двух и более государств; под международной автомобильной перевозкой с территории или на территорию третьего государства понимается перевозка иностранным перевозчиком одного иностранного государства на территорию Российской Федерации с территории другого иностранного государства или с территории Российской Федерации на территорию другого иностранного государства.

На основании статьи 2 названного Федерального закона вид выполняемой международной автомобильной перевозки груза (двусторонняя, транзитная или перевозка с территории или на территорию третьего государства) определяется на основании данных, содержащихся в международной товарно-транспортной накладной, в соответствии с критериями и порядком, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и которые доводятся до компетентных органов иностранных государств (пункт 1).

Международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями, со специальными разрешениями и с многосторонними разрешениями (пункт 2).

Международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения на принципах взаимности может предусматриваться осуществление двусторонних и транзитных международных автомобильных перевозок без разрешений. Такие перевозки осуществляются на основании международной товарно-транспортной накладной, подтверждающей вид перевозки, при соблюдении условий их осуществления, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и которые доводятся до компетентных органов иностранных государств (пункт 4).

Особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств, включающие необходимость представления перевозчиком документов, подтверждающих загрузку транспортного средства в государстве, в котором оно зарегистрировано: международной товарно-транспортной накладной, счета-фактуры (инвойса), сертификата (сертификатов) происхождения товара (товаров), ветеринарного сертификата (сертификатов), фитосанитарного сертификата (сертификатов), документа (документов), подтверждающего безопасность продукции (товаров) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, а также представления поручения отправителя или получателя груза перевозчику на перевозку груза, и иные особенности определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Указанные особенности доводятся до компетентных органов иностранных государств (пункт 5).

Согласно положениям подпункта «д» пункта 2 Критериев и порядка определения вида выполняемой международной перевозки груза, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 28 июля 2020 года № 258 (далее - Критерии и порядок), к двухсторонним перевозкам относится перевозка грузов третьих государств, если такая перевозка в соответствии с особенностями выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств, установленными в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ, выполняется на основании российского разрешения, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки груза, или без такового в случаях, когда международным договором Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, заключенным с соответствующим иностранным государством, предусмотрено осуществление двусторонних перевозок без разрешений.

При этом согласно статье 1 Федерального закона № 127-ФЗ груз третьего государства – это груз, владельцем и (или) грузоотправителем либо грузополучателем которого является юридическое лицо, зарегистрированное в государстве, отличном от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства, или физическое лицо, являющееся гражданином государства, отличного от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства, или лицо без гражданства, имеющее место жительства в государстве, отличном от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства.

На основании подпункта «в» пункта 4 Критериев и порядка к перевозкам с территории или на территорию третьего государства относится перевозка грузов третьих государств, если такая перевозка в соответствии с особенностями выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств, установленными в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ, выполняется на основании специального разового разрешения на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннего разрешения, действительного для осуществления перевозки по территории Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Критериев и порядка определение вида перевозки осуществляется должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок, в следующем порядке: водитель грузового транспортного средства по требованию должностного лица предъявляет ему накладную и другие документы, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения и законодательством Российской Федерации требуются для осуществления перевозок; должностное лицо проводит проверку данных, содержащихся в накладной и других документах, на предмет их соответствия критериям, установленным в пунктах 2 - 4 Критериев и порядка; по результатам проверки данных должностное лицо в соответствии с критериями, установленными в пунктах 2 - 4 Критериев и порядка, определяет вид перевозки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о международном автомобильном сообщении, заключенного в городе Вильнюсе 18 ноября 1993 года (далее – Соглашение), перевозки грузов между обеими странами или транзитом по их территории, за исключением перевозок, предусмотренных в статьях 7 и 8 настоящего Соглашения, осуществляются грузовыми автотранспортными средствами на основе разрешений, выдаваемых компетентными органами Договаривающихся Сторон.

К числу исключений относится осуществление перевозок автомобилями грузоподъемностью до 3,5 тонн и общей массой до 6 тонн включительно (подпункт «к» пункт 1).

Одновременно пункт 4 статьи 6 Соглашения предусматривает, что перевозки грузов из третьих стран или в третьи страны осуществляются на основе специальных разрешений без отсылок к каким-либо исключениям.

Приказом Минтранса России от 28 июля 2020 года № 259 утверждены «Особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств» (далее – Особенности).

Согласно пункту 2 Особенностей подтверждение отнесения грузов, перевозимых транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику (далее - транспортное средство), к грузам третьих государств осуществляется на основании следующих документов, предоставленных иностранным перевозчиком:

а) международная товарно-транспортная накладная;

б) сертификат происхождения товара;

в) поручение грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза (далее - поручение);

г) счет-фактура (инвойс);

д) ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, документ, подтверждающий безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (в случаях если обязательность наличия одного или более из таких документов при осуществлении соответствующей перевозки установлена международным договором Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 10 Особенностей для подтверждения права выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств в соответствии с российским разовым разрешением, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки груза, или без такового в случаях, когда международным договором Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, заключенным с соответствующим иностранным государством, предусмотрено осуществление двусторонних перевозок без разрешений, иностранный перевозчик предоставляет любой из следующих документов (комплектов документов):

а) накладная, соответствующая положениям подпунктов "а" и "в" пункта 3 Особенностей;

б) накладная, соответствующая положениям подпункта "а" (или "б") пункта 3 Особенностей, и разрешение, соответствующее положениям и пункта 8 Особенностей;

в) накладная, соответствующая положениям подпункта "а" (или "б") пункта 3 Особенностей, и поручение, соответствующее положениям пунктов 4 и 5 Особенностей, за исключением случаев, когда погрузка либо разгрузка зарегистрированного в иностранном государстве, не входящем в ЕС и ЕАСТ, транспортного средства, выполняющего перевозку груза третьего государства, осуществляется в иностранном государстве, не входящем в ЕС и ЕАСТ;

г) накладная, соответствующая положениям подпункта "а" пункта 3 Особенностей, и счет-фактура (инвойс), соответствующий положениям пункта 6 Особенностей;

д) накладная, соответствующая положениям подпункта "а" пункта 3 Особенностей, а также сертификат происхождения товара или ветеринарный сертификат, или фитосанитарный сертификат, или документ, подтверждающий безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, соответствующий положениям пункта 7 Особенностей;

е) накладная, соответствующая положениям подпункта "а" пункта 3 Особенностей, и накладная (накладные) предшествовавшей перевозки, соответствующая положениям пункта 9 Особенностей, за исключением случаев, когда погрузка либо разгрузка зарегистрированного в иностранном государстве, не входящем в ЕС и ЕАСТ, транспортного средства, выполняющего перевозку груза третьего государства, осуществляется в иностранном государстве, не входящем в ЕС и ЕАСТ.

При непредставлении иностранным перевозчиком документа (комплекта документов), соответствующего требованиям пункта 10 Особенностей, либо представлении документов, не соответствующих требованиям пунктов 4 - 9 Особенностей, международная автомобильная перевозка грузов третьих государств выполняется в соответствии со специальным разовым разрешением на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многосторонним разрешением, действительным для осуществления перевозки по территории Российской Федерации (пункт 11 Особенностей).

Из материалов дела следует, что 5 октября 2021 года в 19 часов 54 минуты на стационарном пункте СКП-4 (Псков) 541 км автодороги Р-23 «Санкт-Петербург – Пустошка - Невель - граница с Республикой Беларусь», государственным инспектором ТОГАДН по Псковской области Северо-Восточного МУГАДН был проведен транспортный контроль принадлежащей UAB «<данные изъяты>» автомашины марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, страна регистрации – Л., под управлением водителя Милевича В.П.

В результате проведенного контроля было установлено, что согласно представленной водителем Милевичем В.П. международной товаротранспортной накладной (CMR) № б/н от 4 октября 2021 года, оформленной в Вильнюсе (графа 21 CMR), отправителем груза (графа 1 CMR) выступила итальянская фирма <данные изъяты>, которая относится к третьему государству, отличному от государства погрузки - Л., указанному в графе 4 CMR, государства регистрации транспортного средства <данные изъяты>, г.р.з. <данные изъяты>Л (графа 25 CMR) и государства перевозчика – Л., UAB «<данные изъяты>» (графа 21 CMR). При этом в накладной в качестве государства разгрузки транспортного средства и государства, в котором зарегистрирован в качестве юридического лица грузополучатель, указана Российская Федерация (графы 3 и 2 CMR).

В подтверждение отнесения груза, перевозимого транспортным средством, к грузам третьих государств, Милевичем В.П. были представлены инвойсы (счета-фактуры) № №<данные изъяты>, <данные изъяты> от 27 сентября 2021 года, заверенные итальянской фирмой «<данные изъяты>».

Таким образом, указанная в накладной литовская фирма <данные изъяты> не являлась отправителем (грузовладельцем) при данной перевозке, а действовала по поручению итальянской фирмы <данные изъяты>, которая является отправителем (грузовладельцем).

На основании указанных документов должностным лицом был правильно определен вид осуществлявшейся транспортным средством перевозки как перевозка груза третьего государства, при этом ни один документ или комплект документов, позволяющих осуществить данную перевозку без соответствующего российского разрешения, в соответствии с пунктом 10 Особенностей Милевичем В.П. представлен не был.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями пункта 11 Особенностей перевозка указанного груза третьего государства (Италия), перевозимого на территорию Российской Федерации иностранным перевозчиком должна была осуществляться на основании специального разового разрешения, действительного для осуществления перевозки по территории Российской Федерации.

При этом осуществлявшаяся перевозка относится к перевозкам с территории или на территорию третьего государства исходя из положений подпункта «в» пункта 4 Критериев и порядка.

В связи с отсутствием такого разрешения при осуществлении перевозки с траттории третьего государства постановлением государственного инспектора ТОГАДН по <****> от 5 октября 2021 года Милевич В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ, с чем согласился судья Невельского районного суда при проверке дела по жалобе.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 5 октября 2021 года № 60208015927 от 5 октября 2021 года (л.д. <данные изъяты><данные изъяты> свидетельством о регистрации транспортного средства (л.д. <данные изъяты>), копией CMR от 4 октября 2021 года (л.д. <данные изъяты> копиями инвойсов № №<данные изъяты>, <данные изъяты> от 27 сентября 2021 года (<данные изъяты>), протоколом о задержании транспортного средства от 5 октября 2021 года № <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>), протоколом о прекращении задержания транспортного средства от 8 октября 2021 года № <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты> и другими материалами дела, которым судьей дана оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Выводы транспортного инспектора и судьи районного суда о наличии в действиях водителя Милевича В.П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ, являются правильными, соответствующими обстоятельствам дела.

Доводы жалобы о том, что водителем был представлен комплект документов, соответствующих подпункту «е» пункта 10 Особенностей: CMR № <данные изъяты> от 4 августа 2021 года и предшествующая CMR № <данные изъяты> – противоречат материалам дела, поскольку копия предшествующей накладной была представлена только в суд первой инстанции.

При этом тот факт, что при осуществлении транспортного контроля водителем Милевичем В.П. не была представлена предшествующая накладная, объективно следует из как из протокола об административном правонарушении и протокола о задержании транспортного средства, в котором приведен перечень представленных им документов и каких-либо замечаний Милевича В.П. относительно неполноты перечня этот протокол не содержит, так и CMR от 4 октября 2021 года № <данные изъяты>, в котором предшествующая накладная среди прилагаемых документов не значится. Одновременно, основанием для прекращения задержания транспортного средства послужило дополнительное представление поручения грузополучателя на перевозку грузов (л.д. <данные изъяты>).

Оснований для признания административного правонарушения, совершенного Милевичем В.П., малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено административным органом в минимальном размере санкции части 2 статьи 11.29 КоАП РФ.

Доказательств возможности применения положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения размера назначенного штрафа не представлено.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л :

постановление государственного инспектора ТОГАДН по Псковской области Северо-Восточного МУГАДН Рудова В.А. от 5 октября 2021 года № <данные изъяты> и решение судьи Невельского районного суда Псковской области от 3 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ, в отношении Милевича В.П., оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда (подпись) О.С. Русакова

Копия верна.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова

.