Судья: Гордеев А.А. Дело № 21-280/2020
№ 12-2-48/2020
64RS0004-01-2020-000306-52
РЕШЕНИЕ
17 августа 2020 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Домнина А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Смысловой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Саратовский медицинский центр Федерального медикобиологического агентства» ФИО5 на решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 22 мая 2020 года по жалобе директора Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Саратовский медицинский центр Федерального медикобиологического агентства» ФИО5 на постановление Государственной инспекции труда в Саратовской области № от 23 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Саратовский медицинский центр Федерального медикобиологического агентства»,
установил:
постановлением Государственной инспекции труда в Саратовской области № от 23 января 2020 года Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Саратовский медицинский центр Федерального медикобиологического агентства» (далее – ФГБУЗ СМЦ ФМБА России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 31000 рублей.
Решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 22 мая 2020 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба директора ФГБУЗ СМЦ ФМБА России ФИО5 без удовлетворения.
Директор ФГБУЗ СМЦ ФМБА России ФИО5 обратился в Саратовский областной суд с жалобой, в которой просит отменить постановление Государственной инспекции труда в Саратовской области № от 23 января 2020 года, решение Балаковского районного суда Саратовской области от 22 мая 2020 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ прекратить. В обоснование своих доводов автор жалобы указывает, что в структуру ФГБУЗ СМЦ ФМБА России до 01 октября 2019 года входило обособленное подразделение - отделение скорой медицинской помощи. Время работы в выходные и праздничные дни у сотрудников отделения скорой медицинской помощи входило в общую сумму рабочих часов и не превышало месячной нормы рабочего времени. Оплата за работу в праздничные дни состояла из начисления в одинарном размере от должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, дополнительно производилась оплата за работу в праздничные дни в размере 100% от должностного оклада в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). Размеры оплаты за работу в выходной и нерабочий праздничный день устанавливаются Положением об оплате труда сотрудников и Положением о материальном стимулировании сотрудников ФГБУЗ СМЦ ФМБА России.
Представитель ФГБУЗ СМЦ ФМБА России ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе, просили прекратить производство по делу, поскольку вина ФИО5 в совершении административного правонарушения не доказана, нарушений трудового законодательства при оплате работы в праздничные и выходные дни сотрудникам ФГБУЗ СМЦ ФМБА России не допущено, полагают, что оплата за работу в выходной и нерабочий праздничный день производится с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат, если работник отработал сверх месячной нормы, сотрудники скорой медицинской помощи работали по графику, в связи с чем время работы в выходные и праздничные дни входило в общую сумму рабочих часов и не превышало месячной нормы рабочего времени.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив законность постановленного судом решения, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ наступает за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу положений статьи 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно статье 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (статья 354 ТК РФ).
Основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 355 ТК РФ).
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; и иные перечисленные в положениях статьи (статья 356 ТК РФ).
Порядок проведения проверок приведен в Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2012 года № 875 (в редакции на момент возникновения спорных отношений); по результатам проверки работодателя составляется акт проверки по установленной форме (пункт 14).
Кроме того, государственный инспектор труда при проведении проверок и выявлении нарушений имеет право предъявлять работодателям предписания об устранении нарушений трудового законодательства, обязательные для исполнения (статья 357 ТК РФ).
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав (статья 360 ТК РФ).
В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Положением об оплате труда сотрудников ФГБУЗ СМЦ ФМБА России предусмотрены выплаты компенсационного характера за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу.
Из материалов дела следует, что в нарушение статьи 153 ТК РФ оплата работы в выходной нерабочий праздничный день работникам ФГБУЗ СМЦ ФМБА России (ФИО1, ФИО2, ФИО3 и другим сотрудникам) произведена от оклада без учета положенных работнику компенсационных выплат, таких как доплата за вредность, ночные и иные выплаты.
Совершение ФГБУЗ СМЦ ФМБА России административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ дана надлежащая правовая оценка: распоряжением (приказом) заместителя руководителя Государственной инспекцией труда Саратовской области ФИО4 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 14 ноября 2019 года №; актом проверки № от 12 декабря 2019 года; протоколом № от 22 января 2020 года; положением об оплате труда сотрудников; положением о материальном стимулировании сотрудников; табелями учета рабочего времени; трудовыми договорами и дополнительными соглашениями; свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ; приказом №л от 15 октября 2018 года.
В соответствии с позицией Конституционного суда РФ, отраженной в постановлении от 28 июня 2018 года № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО7, ФИО8 и других» предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, следовательно, должны, по смыслу частей первой и второй статьи 135 ТК РФ, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы. Порядок учета выплат, входящих в состав заработной платы, при исчислении размера оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, если принятая в соответствующей организации система оплаты труда включает в себя наряду с тарифной частью заработной платы (окладом (должностным окладом) либо тарифной ставкой) компенсационные и стимулирующие выплаты, частью первой статьи 153 ТК РФ непосредственно не определен.
Таким образом, часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.
Из вышеизложенного следует, что оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни помимо одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) должна включать в себя компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда в организации.
Довод жалобы о том, что постановление Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П к данному спору не применимо, является несостоятельным поскольку, из содержания указанного Постановления прямо следует, что оплата труда работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни, включает в себя наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Как следует из указанного постановления федеральный законодатель, принимая во внимание отсутствие его явно выраженной воли относительно порядка учета выплат, входящих в состав заработной платы, при исчислении оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, вправе - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом выраженных в настоящем Постановлении правовых позиций - уточнить положения статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе путем установления иного конкретного способа определения размера повышенной оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, с тем чтобы обеспечить такую оплату в большем размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день, учитывая при этом, что она представляет собой не только оплату затраченного работником труда, но и компенсацию утраченного им дня отдыха.
Довод жалобы о том, что время работы в выходные и праздничные дни у сотрудников отделения скорой медицинской помощи входило в общую сумму рабочих часов и не превышало месячной нормы рабочего времени, является необоснованным, поскольку данное обстоятельство не отменяет выплаты работникам компенсационных выплат за работу в выходные и праздничные дни, следовательно, не является основанием для отмены указанных решения суда и постановления Государственной инспекции труда в Саратовской области.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые повлекли или могли повлечь принятие незаконного и необоснованного решения, не допущено.
При таких обстоятельствах, полагаю, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, а жалоба - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление Государственной инспекции труда в Саратовской области № от 23 января 2020 года, решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 22 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Саратовский медицинский центр Федерального медикобиологического агентства» оставить без изменения, жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Саратовский медицинский центр Федерального медикобиологического агентства» ФИО5 – без удовлетворения.
Судья А.В. Домнина