Дело № 12-2-4/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
р.п. Старая Кулатка 28 марта 2018 года
Судья Радищевского районного суда Ульяновской области Агафонов С.Н.,
при секретаре Хабибуллиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» на постановление старшего государственного инспектора по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, начальника отдела государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО1 № от 23.01.2018 в отношении юридического лица – ООО «Ульяновскнефтегаз» по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, начальника отдела государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО1 № от 23.01.2018 юридическое лицо – ООО «Ульяновскнефтегаз» (далее по тексту также – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, за что подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800000 рублей. Этим же постановлением административное производство в части осуществления разработки ... месторождения без проектного документа прекращено.
Не согласившись с данным постановлением, представитель управляющей организации ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» обратился в суд с заявлением об обжаловании постановления, мотивировав его следующим. Указанное постановление было вынесено по результатам нового рассмотрения материалов административного дела от 28.09.2017, в связи с отменой судом постановления Управления Росприроднадзора по Ульяновской области о назначении административного наказания от 10.10.2017. Однако в оспариваемом постановлении отсутствует указание, в чем состоят сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых, допущенные в результате неправомерных действий Общества – отклонения показателей по фактической годовой добыче нефти в 2014 -2016 годах, по фонду добывающих скважин в 2016 году от требований проектной документации, то есть отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, который является материальным. Оценка характеру последствий должностным лицом не дана. Экспертиза в целях определения наступления негативных последствий, выразившихся в сверхнормативных потерях при добыче полезных ископаемых, не назначалась. Нормативный правовой акт, содержащий нормативы допустимых потерь при добыче полезных ископаемых или переработке минерального сырья, в оспариваемом постановлении не указан. Соответственно действия заявителя неверно квалифицированы административным органом по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ.
Необеспечение выполнения Обществом проектных показателей по действующему фонду добывающих скважин и объему годовой добычи нефти, установленных Дополнениями к технологической схеме разработки ... нефтяного месторождения Ульяновской области (протокол заседания Московской нефтяной секции ЦКР Роснедр по УВС от 18.04.2013 №), Технологической схемой разработки ... нефтяного месторождения Ульяновской области (протокол заседания Татарстанской нефтяной секции ЦКР Роснедр по УВС от 24.12.2015 №), может быть квалифицировано исключительно по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, производство по административному делу по которому прекращено по истечению срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы Управления Росприроднадзора по Ульяновской области о том, что Обществом не соблюдены проектные показатели по фактической годовой добыче нефти в 2014-2016 годах и действующему фонду добывающих скважин в 2016 году не соответствуют фактическим обстоятельствам. Согласно п. 5.5. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, отклонения фактической годовой добычи нефти и (или) свободного газа по месторождению углеводородов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте, допускаются в соответствии с Приложением к данным правилам. Так, при проектном уровне годовой добычи нефти по месторождению до 0,025 млн. тонн в год такое отклонение установлено в 50%. Таким образом, добыча нефти в указанные периоды, осуществлялась в пределах отклонений, предусмотренных Приложением №1 к «Правилам разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденным приказом Минприроды России от 14.06.2016 №356.
Довод Управления Росприроднадзора по Ульяновской области о том, что обществом не соблюден проектный показатель по действующему фонду добывающих скважин в 2016 году, не соответствует обстоятельствам и материалам дела. Так, в 2014 году ООО «Ульяновскнефтегаз» проводилось разведочное бурение, пробурены скважины №. Согласно Технологической схеме разработки ... нефтяного месторождения Ульяновской области действующий фонд 2016 года по проекту - 4 скважины, по факту - 4 скважины (протокол ЦКР № от 24.12.2015 года, утвержден 31.12.2015 года). Данные за 2016 год, указанные в оспариваемом постановлении не соответствуют протоколу ЦКР от 24.12.2015г. № и форме 1-ЛС за 2016 год.
Кроме того, заявитель указывает, что о проведении плановой выездной проверки ООО «Ульяновскнефтегаз» было уведомлено с нарушением установленных законом сроков, к тому же у Управления Росприроднадзора по Ульяновской области отсутствовали законные основания для продления срока проведения плановой проверки, о котором заявитель также уведомлен с нарушением сроков. Считает, что указанные нарушения требований закона в части срока уведомления о проведении проверки, в части превышения установленных сроков проведения проверок, а также в части непредставления акта проверки относятся к грубым нарушениям норм Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», влекущим отмену результатов проверки.
Кроме того, заявитель указывает, что по результатам проверки деятельности Общества Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области в период с 01.08.2017 до 21.09.2017 Общество привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ по 4 постановлениям о назначении административного наказания, что не обеспечивает применение мер соразмерной ответственности к нарушителю.
Просит признать постановление о назначении административного наказания № от 23.01.2018 по части 1 статьи 8.10 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 800000 рублей незаконным и отменить, производство по административному делу прекратить.
Представитель ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно Уставу ООО «Ульяновскнефтегаз», утвержденному Внеочередным общим собранием участников (Протокол № от 28.12.2015), для достижения поставленной цели Общество осуществляет следующие виды деятельности: добыча и реализация нефти, газа и продуктов их переработки (п. 3.5.3); разведка, разработка и эксплуатация нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений (п. 3.5.4); бурение параметрических, поисковых, разведочных, структурных, наблюдательных и эксплуатационных скважин на углеводородное сырье, воду (п. 3.5.5).
Договором № о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества от 18.02.2016, предусмотрено, что Общество с ограниченной ответственностью «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (Управляющая организация) осуществляет все полномочия единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» (Общество) в соответствии с Уставом и внутренними документами Общества, настоящим договором, с соблюдением установленных Уставом и законодательством ограничений. К компетенции Управляющей организации относятся все вопросы текущего руководства деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания участников и Совета директоров Общества. Настоящий договор регулирует комплекс взаимоотношений Сторон по поводу оказания Управляющей организацией полномочий единоличного исполнительного органа Общества (Генерального директора).
Как усматривается из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки в период с 01.08.2017 по 21.09.2017, проведенной на основании приказов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее по тексту также – Управление Росприроднадзора по Ульяновской области) от 25.07.2017 № «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» и от 25.08.2017 № «О продлении срока проведения плановой выездной проверки юридического лица л.д....), установлено, что ООО «Ульяновскнефтегаз» осуществляет пользование недрами на ... нефтяном месторождении. Право пользования недрами в пределах ... месторождения, расположенного на территории ... района, оформлено лицензией № (срок лицензии до 10.09.2026) с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча углеводородного сырья в пределах ... месторождения (л.д. ...). Неотъемлемой частью лицензии являются Соглашение об условиях пользования недрами (л.д. ...).
Выводы должностных лиц, проводивших плановую выездную проверку, нашли отражение в акте проверки от 21.09.2017 №.
28.09.2017 старшим государственным инспектором по охране природы, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в котором указано, что отклонение фактической годовой добычи нефти от проектной на ... месторождении превысило допустимое (40%) и составило: за 2014 год – «минус» 66,6%, за 2015 год – «минус» 61%, за 2016 год – «минус» 71,1 %. Кроме того, ООО «Ульяновскнефтегаз» не обеспечено выполнение проектных показателей по действующему фонду добывающих скважин: добыча нефти на месторождении в 2016 году осуществлялась 4 скважинами из 11 по проекту (отчет по форме ЛС за 2016 год). Отклонение показателя по действующему фонду добывающих скважин от проектного на ... месторождении в 2016 году составило «минус» 63,6%, тем самым нарушены требования п. 2 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ «О недрах», п. 31 «Правил охраны недр».
По результатам рассмотрения административного материала старшим государственным инспектором по охране природы, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области ФИО1 вынесено постановление № от 23 января 2018 года, которым юридическое лицо – ООО «Ульяновскнефтегаз» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.
В постановлении указано, что ООО «Ульяновскнефтегаз» нарушены требования п. 2 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»; п. 5.1, п. 31 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 71, а именно: отклонение фактической годовой добычи нефти от проектной на ... месторождении превысило допустимое (40%) и составило: за 2014 год – «минус» 66,6%, за 2015 год – «минус» 61%, за 2016 год – «минус» 71,1 %. Кроме того, ООО «Ульяновскнефтегаз» не обеспечено выполнение проектных показателей по действующему фонду добывающих скважин: добыча нефти на месторождении в 2016 году осуществлялась 4 скважинами из 11 по проекту (отчет по форме ЛС за 2016 год). Отклонение показателя по действующему фонду добывающих скважин от проектного на ... месторождении в 2016 году составило «минус» 63,6%.
Как указано в постановлении данные нарушения совершены при осуществлении ООО «Ульяновскнефтегаз» деятельности по добыче полезных ископаемых, действия которого квалифицированы по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ - иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых.
Кроме того, как следует из указанного выше постановления от 10.10.2017, в ходе проведения вышеуказанной плановой выездной проверки деятельности ООО «Ульяновскнефтегаз» в период с 01 августа по 21 сентября 2017 года установлен факт пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. ООО «Ульяновскнефтегаз» при осуществлении своей деятельности, в нарушение п.2, п. 7, п. 10 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. 31, п. 111 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 71, не выполнило требования п. 4.6, п. 5.1.11 соглашения об условиях пользования недрами, с целью разведки и добычи углеводородного сырья в пределах ... месторождения, расположенного в ... районе к лицензии № (срок действия – 10.09.2026), Дополнения к технологической схеме разработки ... нефтяного месторождения Ульяновской области, Технологической схемы разработки ... нефтяного месторождения Ульяновской области.
Часть 1 статьи 8.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований по рациональному использованию недр, то есть выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
Состав данного административного правонарушения является материальным, то есть в результате указанных действий должны наступить последствия, указанные в диспозиции приведенной статьи КоАП РФ.
Исходя из статьи 11, пунктов 1, 2, 10 части 2 статьи 22, пункта 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" недропользователь обязан осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых в соответствии с предоставленной ему лицензией и требованиями технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допуская при этом сверхнормативных потерь либо иного нерационального использования полезных ископаемых.
Вместе с тем, в постановлении юридическому лицу вменены действия, а именно: иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых, без указания в чем выразились действия, ведущие к сверхнормативным потерям.
При этом, должностное лицо административного органа, сославшись на п.п. 45 и 143 Правил охраны недр, не обосновало возможность наступления сверхнормативных потерь в результате такого нерационального использования недр, а указало, что о потерях при добыче полезных ископаемых свидетельствует несоблюдение нормативов, установленных проектным документом, и состоящее в занижении уровня добычи нефти, занижении действующего фонда добывающих скважин.
Однако анализ приведенных выше норм материального права во взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами не позволяет сделать безусловный вывод о доказанности правильности данных выводов административного органа, поскольку в силу п. 55 Правил охраны недр, нормативы потерь при добыче устанавливаются на основании технико-экономических расчетов для каждой выемочной единицы, вовлекаемой в отработку в планируемом периоде, в соответствии с установленными требованиями. Именно превышение установленных в соответствии с данными Правилами охраны недр нормативов потерь образует сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых.
Вместе с тем, суду не представлено доказательств того, какие нормативы потерь при добыче полезных ископаемых установлены для юридического лица, отклонение от которых свидетельствует о сверхнормативных потерях. Из постановления административного органа не следует, что юридическому лицу вменялось нерациональное использование недр, ведущее именно к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых, поскольку из выводов должностного лица административного органа следует, что объективную сторону правонарушения составляет нерациональное использование недр, ведущее к любым потерям, что противоречит диспозиции вменяемой статьи.
Указание в постановлении о пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а именно то, что Общество, в нарушение п.2, п. 7, п. 10 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. 31, п. 111 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 71, не выполнило требования п. 4.6, п. 5.1.11 соглашения об условиях пользования недрами, с целью разведки и добычи углеводородного сырья в пределах ... месторождения, расположенного в ... районе к лицензии № (срок действия – 10.09.2026), Дополнения к технологической схеме разработки ... нефтяного месторождения Ульяновской области, Технологической схемы разработки ... нефтяного месторождения Ульяновской области, также не могут быть принято судом во внимание, поскольку в протоколе об административном нарушении по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, указанные действия Обществу не вменялись.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Установленные при настоящем рассмотрении жалобы обстоятельства свидетельствуют о том, что постановление административным органом вынесено с нарушением требований ст. ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ, и подлежит отмене. А дело прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, начальника отдела государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО1 № от 23.01.2018, которым юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800000 рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» прекратить.
На решение может быть подана жалоба в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней.
Судья С.Н. Агафонов