Дело № 12-2-56/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Бирюкова И.Г.,
при секретаре судебного заседания Лариной Н.В.
с участием:
лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1,
представителя Центрального банка Российской Федерации ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Баблориум» на постановление управляющего отделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ ФИО3 № --- от --- года о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ,
установил:
постановлением управляющего отделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ ФИО3 № --- от --- года генеральный директор ООО Микрокредитная компания «Баблориум» (далее Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере --- рублей.
ФИО1 подал жалобу на указанное постановление, в которой просил отменить его и прекратить производства по делу. В обоснование жалобы ФИО1 указал, что --- года ООО МКК «Баблориум» через личный кабинет участника финансового рынка, получило предписание Банка России № Т4-30-2-2/32802, согласно которому в срок до 22.11.2018 года ООО МКК «Баблориум» предписано: 1) устранить нарушение пункта 3 части 1 статьи 7.2 Федерального закона от 02.07.2010 года «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» № 151-ФЗ, устанавливающего необходимость вступления Общества в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка; 2) представить в Банк России ответ на предписание, который должен содержать подробные пояснения по поводу факта нарушения законодательства Российской Федерации. 26.11.2018 года на мобильный телефон генерального директора Общества ФИО1 позвонил представитель Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации и сообщил о пропуске срока исполнения предписания. В телефонном разговоре генеральный директор ФИО1 объяснил, что предписание не получено, но документы на вступление в СРО "Единство» направлены почтой 16.11.2018 года. Генеральный директор Общества подготовил и направил в Банк России через личный кабинет участника финансового рынка ответ на предписание №Т4-30-2-2/32802 от 22.10.2018 года, в котором указал, что предписание фактически получено только 26.11.2018 года. В ответе также указано, что документы о вступлении в СРО «Единство» направлены. На следующий день, то есть 27.11.2018 года Общество запросило СРО «Единство» о предполагаемых сроках вступления в члены саморегулируемой организации и получило ответ, согласно которому представленные ООО МКК «Баблориум» документы находятся в работе, а вопрос о принятии в члены СРО будет решен в течение недели. 28.11.2018 года Общество через личный кабинет участника финансового рынка отправило в Банк России письмо с приложением скриншота ответа из СРО «Единство». 01.12.2018 года ООО МКК «Баблориум» было принято в члены саморегулируемой организации, о чем 03.12.2018 года сообщило в Банк России. 18.12.2018 года Общество получило уведомление Банка России об исполнении предписания № --- от --- года. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО1 обратил внимание должностного лица, рассматривавшего дело, на фактическое исполнение предписания ввиду своевременного направления комплекта документов в СРО «Единство» 16.11.2018 года, то есть за шесть дней до истечения срока, отведенного на исполнение, однако должностное лицо Банка России ФИО3 указала, что Обществу предписывалось устранить нарушение пункта 3 части 1 статьи 7.2 Федерального закона от 02.07.2010 года «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» № 151-ФЗ, то есть вступить в СРО, а не направить документы; и представить в Банк России ответ на предписание, который должен содержать подробные пояснения по поводу факта нарушения законодательства Российской Федерации. ФИО1 указал в жалобе, что срок на исполнение предписания не может составлять менее 33 рабочих дней, в противном случае такое предписание является неисполнимым. Общество сделало все от него зависящее для вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, однако вопрос о принятии либо непринятии в ее члены решается самой СРО, а не Обществом, поэтому генеральный директор Общества не может нести ответственность за непринятие в члены СРО в установленный предписанием срок. ФИО1 указал в жалобе, что Банк России, осуществляя надзор за деятельностью СРО, в том числе на предмет соответствия внутренних стандартов нормам действующего законодательства и собственным нормативным актам, обязан знать о необходимости наличия соответствующего решения, утверждаемого решением общего собрания участников общества, для вступления в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка. Предписание Банка России № ---, адресованное Обществу, не только неисполнимо, в части сроков принятия в члены, но и противоречит положениям Указания 3795-У, предусматривающим предоставление времени на исполнение предписания в данном случае не менее чем в 30 рабочих дней. ФИО1 указал в жалобе, что несообщение об исполнении предписания не тождественно невыполнению предписания и не образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2.3 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В судебном заседании ФИО1 просил удовлетворить его жалобу, дал аналогичные объяснения.
Управляющий отделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ ФИО3 в письменных возражениях просила отказать в удовлетворении жалобы, ФИО1, объяснила следующее.
Волго-Вятским главным управлением Центрального банка Российской Федерации в ходе контрольно-надзорных мероприятий установлено, что сведения об ООО МКК «Баблориум» внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций 10.07.2018. На общество распространяется обязанность по вступлению в саморегулируемую организацию, объединяющую микрофинансовые организации, в срок не позднее 08.10.2018. Общество не выполнило данную обязанность. В соответствии с пунктами 2 и 4 части 4 статьи 14 Федерального закона N2 151-ФЗ и статьей 76.5 Федерального закона N 86-ФЗ, Обществу было направлено предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от --- № ---, в соответствии с которым Обществу не позднее 22.11.2018 надлежало устранить указанные в предписании нарушения, направив в Банк России ответ на предписание через личный кабинет участника информационного обмена.
Предписание было направлено путем размещения его в Личном кабинете участника информационного обмена на официальном сайте Банка России в сети Интернет в соответствии с порядком, предусмотренным Указанием Банка России от 03.11.2017 N2 4600- У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета». Указанное предписание Банка России было размещено в личном кабинете Общества 23.10.2018 в 06:24, что подтверждается расшифровкой размещения предписания в личном кабинете участника информационного обмена, получено Обществом 24.10.2018, подлежало исполнению в срок до 22.11.2018 включительно. Общество не исполнило предписание в установленный срок. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию генеральным директором общества с 16.01.2018 являлся ФИО1 Таким образом, лицом, рассматривающим дело, установлен состав административного правонарушения, в результате чего ФИО1 был привлечен к административной ответственности и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере --- рублей.
Согласно пункту 5.2 части 2 статьи 9 Федерального закона от 02.07.2010 No 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая организация обязана обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.
В соответствии с пунктом 4.1. Указания Банка России от 03.11.2017 N 4600- У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе требования (предписания) Банка России, запросы Банка России и ответы на запросы участника информационного обмена.
В соответствии с пунктом 4.1. Указания N 4600-У посредством использования информационных ресурсов кредитные организации, некредитные финансовые организации, саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, саморегулируемые организации актуариев, респонденты (далее - поднадзорные организации) должны направлять в Банк России отчетность, документы (информацию), сведения, в том числе запросы, должны осуществлять иные права и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, а также должны получать от Банка России документы (информацию), сведения, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица или физического лица, в том числе зашифрованных с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.
Таким образом, на Общество возложена обязанность по исполнению предписаний и запросов Банка России, а, следовательно, обязанность получения в личном кабинете участника информационного обмена запросов и предписаний с целью своевременного исполнения в установленный законодательством срок.
Не обеспечив должного мониторинга личного кабинета участника информационного обмена, с целью выполнения возложенной на него публично-правовой обязанности по получению предписаний и иных документов от Банка России, Общество, а также его генеральный директор ФИО1 приняли на себя риск негативных последствий неполучения от Банка России юридически значимых документов.
В связи с выявлением в деятельности Общества нарушения требований пункта 1 статьи 7.2 Федерального закона N2 151-ФЗ, выразившееся внеисполнении обязанности микрофинансовой организации по вступлению в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка в течение девяноста дней, следующих за днем внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, надзорным органом к 000 МКК «Баблориум» были применены меры надзорного реагирования - направление предписания от --- № ---, в котором Обществу, в лице руководителя, в срок не позднее 22.11.2018 предписывалось устранить нарушение, представить в Банк России ответ на предписание, который должен содержать подробные пояснения по поводу факта нарушения законодательства Российской Федерации. В предписании обозначено, что Общество должно устранить нарушение, а именно обязано вступить в СРО. Для исполнения этой обязанности предоставлен дополнительный срок - не позднее 22.11.2018, то есть находящийся за пределами установленного законом срока в девяноста дней, который истек 08.10.2018.
Довод о том, что неисполнение обязанности, предусмотренной частью второй предписания Банка России от --- №--- о представлении в Банк России ответа на предписание, не тождественно невыполнению предписания и имеет место отсутствие события административного правонарушения по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, является несостоятельным.
Представитель Центрального банка Российской Федерации ФИО2 в судебном заседании дала аналогичные объяснения.
Заслушав объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, представителя Центрального банка Российской Федерации ФИО2, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее Федеральный закон №86-ФЗ) Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций (далее НФО), применяет предусмотренные федеральными законами меры.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон №151-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование деятельности микрофинансовых организаций, а также надзор за соблюдением микрофинансовыми организациями требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 7.2 настоящего Федерального закона.
Согласно Приказу Центрального Банка Российской Федерации от 31.07.2017 года № ОД-2169 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации микрофинансовыми организациями, ломбардами, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими кредитные потребительские кооперативы, в Банке России и отмене приказа Банка России от 11.12.2015 №ОД-3565 и приказа Банка России № ОД-1056» функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации микрофинансовыми организациями, расположенными на территории Саратовской области, осуществляет Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в форме ассоциации (союза) в целях; предусмотренных настоящим Федеральным законом, основанная на членстве, и объединяющая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" осуществляющих следующие виды деятельности, в том числе микрофинансовая организация.
Согласно пункту 1 статьи 7.2 Федерального закона № 151-ФЗ микрофинансовые организации вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка в порядке, предусмотренном федеральным законом №223-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий: 1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (для микрофинансовых организаций, сведения о которых внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка); 2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка 3) внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Волго-Вятским главным управлением ЦБ РФ в ходе контрольно-надзорных мероприятий установлено, что сведения об ООО МКК «БАБЛОРИУМ» внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций 10.07.2018.
Следовательно, на ООО МКК «БАБЛОРИУМ» распространяется обязанность по вступлению в саморегулируемую организацию, объединяющую микрофинансовые организации в срок не позднее 08.10.2018. Обществом не выполнена данная обязанность в установленный законодательством срок.
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 4 статьи 14 Федерального закона №151-ФЗ и статьей 76.5 Федерального закона №86-ФЗ, в адрес ООО МКК «.БАБЛОРИУМ» было направлено предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от --- № --- в соответствии с которым, Обществу не позднее 22.11.2018 надлежало устранить указанные в предписании нарушения, направив в. Банк России ответ на предписание от 22.10.2018 № Т4-30-2-2/32802 через личный кабинет участника информационного обмена.
Предписание было направлено путем размещения его в Личном кабинете участника информационного обмена на официальном сайте Банка России в сети Интернет в соответствии с порядком, предусмотренным Указанием Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов банка России, в том числе личного кабинета». Указанное предписание Банка России было размещено в личном кабинете Общества 23.10.2018 в 06:24, что подтверждается расшифровкой размещения предписания в личном кабинете участника информационного обмена.
В соответствии с пунктом 4.3 Указания № 4600-У, электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете. В случае, если момент получения участником информационного обмена электронного документа Банка России выпадает на нерабочий день, то электронный документ Банка России считается полученным до 18 часов 00 минут по московскому времени первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем.
Таким образом, предписание от 22.10.2018 №Т4-30-2-2/32802 получено Обществом 24.10.2018 и подлежало исполнению в срок до 22.11.2018 включительно. В установленный срок предписание Банка России Обществом не было исполнено. Общество в ответ на предписание Банка России от 22.10.2018 № Т4-30-2-2/32802 представило ответы с пропуском срока, установленного предписанием Банка России. Таким образом, Обществом в нарушение требований пункта 7 части 4 статьи 14 Федерального закона №151-ФЗ не исполнено предписание Банка России от 22.10.2018 года № Т4-30-2-2/32802 в установленный законом срок.
В рамках контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Волго-Вятским главным управлением Центрального банка Российской Федерации установлено, что согласно информации, размещенной на официальном сайте СРО «Единство» в сети Интернет, сведения об Обществе внесены в реестр СРО «Единство» 01.12.2018, регистрационный номер записи в реестре - 1757 (Протокол заседания Совета Союза от 01.12.2018).
Ответ Общества, содержащий информацию о вступлении в члены СРО, поступил в Волго-Вятское главное управление 03.12.2018, с нарушением срока, установленным законодательством о микрофинансовых организациях и предписанием Банка России от --- № ---.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
ФИО1 является генеральным директором ООО МКК «БАБЛОРИУМ» с 16.01.2018, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 18.01.2019 года.
Ответственность за невыполнение в. установленный срок законного предписания Банка России установлена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Установление административной ответственности за неисполнение законного предписания Банка России, призвано обеспечить исполнение требований законодательства Российской Федерации, регулирующего контрольно-надзорные отношения, возникающие, в частности, в сфере микрофинансовых организаций и сфере их деятельности в целях развития финансового рынка Российской Федерации и обеспечения его стабильности.
Неисполнение предписания Банка России со стороны генерального директора общества ФИО1 посягает на общественные отношения в сфере порядка управления.
Генеральный директор ООО МКК «БАБЛОРИУМ» ФИО1 обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий..
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от генерального директора ООО МКК «БАБЛОРИУМ» ФИО1 действующими правовыми актами, им предпринимались достаточные меры для соблюдения требований законодательства Российской. Федерации.
Бездействие генерального директора ООО МКК «БАБЛОРИУМ» ФИО1, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания Банка России, квалифицируется как неисполнение законного предписания Банка России, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Генеральный директор ООО МКК «БАБЛОРИУМ» ФИО1 не предпринял все возможные и зависящие от него меры по организации работы Общества по исполнению предусмотренных законодательством обязанностей, в связи с чем, бездействие генерального директора ООО МКК «БАБЛОРИУМ» ФИО1 квалифицируется как неисполнение законного предписания Банка России, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершенное правонарушение признается совершенным по неосторожности, поскольку генеральный директор ООО МКК «БАБЛОРИУМ» ФИО1 предвидел возможность наступления вредных последствий своего бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Исходя из смысла статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они могут быть признаны малозначительными. Вместе с тем, оценка правонарушения в качестве малозначительного является правом, а не обязанностью суда, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении.
Возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения не зависит от вида (состава) совершенного административного правонарушения и распространяется на случаи,. когда действие или бездействие юридического лица и формально содержит все признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, а также при отсутствии вредных последствий: данного деяния, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что позволяет компетентному субъекту административной юрисдикции освободить юридическое лицо от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Общественная опасность административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в том, что генеральный директор ООО МКК «БАБЛОРИУМ» ФИО1, сознавая необходимость соблюдения требований к исполнению предписания Банка России в установленный срок, не проявил необходимой внимательности, заботливости и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, допустил нарушение срока выполнения требования Банка, что причиняет ущерб стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Пренебрежительное отношение субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, выражающееся, в том числе в выборочном принятии тех или иных мер, в неиспользовании всех доступных возможностей для надлежащего выполнения обязанности, возложенной на него законом, свидетельствует о возникновении существенной угрозы охраняемым правоотношениям.
Собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления, не допущено.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях директора ООО МКК «БАБЛОРИУМ» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу об административном правонарушении постановления.
Действия директора ООО МКК «БАБЛОРИУМ» ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкций ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление управляющего отделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ ФИО3 № --- от --- года о признании директора ООО МКК «БАБЛОРИУМ» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере --- рублей оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.Г. Бирюкова
«Согласовано»
Судья И.Г. Бирюкова