Дело № 12-2-5/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
р.п. Старая Кулатка 28 марта 2018 года
Судья Радищевского районного суда Ульяновской области Агафонов С.Н.,
при секретаре Хабибуллиной Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» на постановление старшего государственного инспектора по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО1 № от 23.01.2018 в отношении юридического лица – ООО «Ульяновскнефтегаз» по ст. 8.11 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО1 № от 23.01.2018 юридическое лицо – ООО «Ульяновскнефтегаз» (далее по тексту также – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.11 КоАП РФ, за что подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель управляющей организации ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» по доверенности обратился в суд с заявлением об обжаловании постановления, мотивировав его следующим. Указанное постановление было вынесено по результатам нового рассмотрения материалов административного дела от 28.09.2017, в связи с отменой судом постановления Управления Росприроднадзора по Ульяновской области о назначении административного наказания от 10.10.2017. Однако, в оспариваемом постановлении не отражено к каким последствиям, из перечисленных в диспозиции ст. 8.11 КоАП РФ, привело либо могло привести вмененное Обществу правонарушение, то есть отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.11 КоАП РФ, который является материальным. Оценка характеру последствий должностным лицом не дана, доказательств наступления или возможности наступления негативных последствий не имеется. Предметом правонарушения, предусмотренного ст. 8.11 КоАП РФ, являются правила и требования проведения работ по геологическому изучению недр, тогда как административным органом Обществу вменено нарушение сроков и объемов проведения геологоразведочных работ, предусмотренных Технологической схемой разработки ... нефтяного месторождения. При этом, указанные в оспариваемом постановлении работы относятся к разработке месторождений в соответствии с п. 2.5 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, а не к их геологическому изучению. В соответствии с Федеральным Законом «О недрах», к геологическому изучению недр относятся: поиск и оценка месторождений полезных ископаемых, а также оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе строящихся тоннелей, метро и иных подземных горных выработок и сооружений. Заявитель считает, что невыполнение в полном объеме программы исследовательских работ и доразведки, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.11 КоАП РФ. Действия Общества, выразившиеся в невыполнении ООО «Ульяновскнефтегаз» в полном объеме программы исследовательских работ и доразведки ... месторождения, предусмотренной таблицей 9 Технологической схемы разработки ... месторождения Ульяновской области, а также нарушение сроков предоставления статистической отчетности, неверно квалифицированы административным органом по ст. 8.11 КоАП РФ, поскольку Обществом не нарушены правила и требования к проведению работ по геологическому изучению недр. Невыполнение Обществом программы исследовательских работ и доразведки ... месторождения и нарушение сроков предоставления отчетности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, производство по административному делу по которому прекращено постановлением Управления Росприроднадзора от 23.01.2018 № по основанию истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
В нарушение требований КоАП РФ о рассмотрении дела об административном правонарушении должностными лицами Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в постановлении не указано в чем именно выражается состав административного правонарушения указанных фактов, вина Общества и его противоправное деяние.
Кроме того, заявитель указывает, что о проведении плановой выездной проверки ООО «Ульяновскнефтегаз» было уведомлено с нарушением установленных законом сроков, к тому же у Управления Росприроднадзора по Ульяновской области отсутствовали законные основания для продления срока проведения плановой проверки, о котором заявитель также уведомлен с нарушением сроков. Считает, что указанные нарушения требований закона в части срока уведомления о проведении проверки, в части превышения установленных сроков проведения проверок, а также в части непредставления акта проверки относятся к грубым нарушениям норм Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», влекущим отмену результатов проверки.
По результатам проверки деятельности Общества Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области в период с 01.08.2017 до 21.09.2017 Общество привлечено к ответственности по ст. 8.11 КоАП РФ по 4 постановлениям о назначении административного наказания, что не обеспечивает применение мер соразмерной ответственности к нарушителю.
Просит признать постановление о назначении административного наказания № от 23.01.2018 по ст. 8.11 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300000 рублей незаконным и отменить, производство по административному делу прекратить.
Представители ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара», Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно Уставу ООО «Ульяновскнефтегаз», утвержденному Внеочередным общим собранием участников (Протокол № от 28.12.2015), для достижения поставленной цели Общество осуществляет следующие виды деятельности: добыча и реализация нефти, газа и продуктов их переработки (п. 3.5.3); разведка, разработка и эксплуатация нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений (п. 3.5.4); бурение параметрических, поисковых, разведочных, структурных, наблюдательных и эксплуатационных скважин на углеводородное сырье, воду (п. 3.5.5).
Договором № о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества от 18.02.2016, предусмотрено, что Общество с ограниченной ответственностью «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (Управляющая организация) осуществляет все полномочия единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» (Общество) в соответствии с Уставом и внутренними документами Общества, настоящим договором, с соблюдением установленных Уставом и законодательством ограничений. К компетенции Управляющей организации относятся все вопросы текущего руководства деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания участников и Совета директоров Общества. Настоящий договор регулирует комплекс взаимоотношений Сторон по поводу оказания Управляющей организацией полномочий единоличного исполнительного органа Общества (Генерального директора).
Как усматривается из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки в период с 01.08.2017 по 21.09.2017, проведенной на основании приказов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее по тексту также – Управление Росприроднадзора по Ульяновской области) от 25.07.2017 № «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» и от 25.08.2017 № «О продлении срока проведения плановой выездной проверки юридического лица (л.д. ...), установлено, что ООО «Ульяновскнефтегаз» осуществляет пользование недрами на ... нефтяном месторождении. Право пользования недрами в пределах ... месторождения, расположенного на территории ... района, оформлено лицензией № (срок лицензии до 10.09.2026) с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча углеводородного сырья в пределах ... месторождения (л.д. ...). Неотъемлемой частью лицензии являются Соглашение об условиях пользования недрами (л.д. ...).
Выводы должностных лиц, проводивших плановую выездную проверку, нашли отражение в акте проверки от 21.09.2017 № (л.д. ...).
02.10.2017 старшим государственным инспектором по охране природы, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.11 КоАП РФ, в котором указано, что ООО «Ульяновскнефтегаз» не выполняется в полном объеме программа исследовательских работ и доразведки ... месторождения, предусмотренная таблицей 9 Технологической схемы разработки ... нефтяного месторождения Ульяновской области. В частности: не проведено уточнение геологического строения, в том числе, не проведены сейсморазведочные работы в количестве 10 пог.км. (срок исполнения 2015 год); не пробурено 4 оценочные скважины (97, 100, 101, 102); не проведено определение гидродинамических параметров пласта методами восстановления давления (КВД) с периодичностью 1 раз в полугодие, восстановление уровня (КВУ) с периодичностью 1 раз в полугодие, установившихся отборов (закачек) с периодичностью 1 раз в год (в 2015-2017 годах); не проводился контроль энергетического состояния залежей (прямые замеры и методы пересчета), в том числе, глубинные замеры пластовых давлений в нефтяных скважинах с периодичностью 1 раз в квартал, глубинные замеры в пьезометрических скважинах с периодичностью 1 раз в полугодие, определение пластового давления (статистический уровень) в добывающих скважинах с периодичностью 1 раз в полугодие, определение пластового давления (статистический уровень) в пьезометрических скважинах с периодичностью 1 раз в полугодие, определение забойного давления (динамический уровень) с периодичностью 1 раз в месяц, определение температуры пласта с периодичностью 1 раз в полугодие в 2015-2017 годах; не проводилось определение технологических параметров работы скважин (охват), в том числе, определение дебита жидкости по скважинам с периодичностью 1 раз в неделю, определение обводненности продукции по скважинам с периодичностью 1 раз в неделю, промысловые определения газового фактора с периодичностью 1 раз в год в 2015-2017 годах; не проводилось определение работы продуктивного пласта (охват) по 50% добывающих скважин, в том числе определение профиля притока и источника обводнения (комплекс ГИС) с периодичностью 1 раз в год в 2015-2017 годах.
Кроме того, нарушены сроки предоставления статотчетности, а именно статотчетность по форме « 2-ГР и по форме № 7-ГР за 1-2 квартал 2014, 1 квартал 2016 года в территориальный орган Роснедр не направлялись. Статотчетность за 4 квартал 2014 года, 4 квартал 2015 года, 2,3,4 квартал 2016 года направлены в территориальный орган Роснедр с нарушением установленных сроков.
По результатам рассмотрения административного материала старшим государственным инспектором по охране природы, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области ФИО1 вынесено постановление № от 23.01.2018, которым юридическое лицо – ООО «Ульяновскнефтегаз» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.11 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей. В постановлении указаны нарушения, отраженные в административном протоколе по ст. 8.11 КоАП РФ.
В постановлении административного органа также указано, что, необеспечение сохранности и ведения первичной геологической документации; отклонение от проектной документации по геологическому изучению недр; не проведение работ по геологическому изучению, установленных лицензией; не предоставление в геологические фонды геологических отчетов; проведение работ по пользованию недрами на участке недр в отсутствие государственной экспертизы запасов полезных ископаемых; не обеспечение сохранности и надлежащего состояния образцов горных пород, керна и других материальных носителей первичной геологической информации о недрах, подпадает под санкцию ст. 8.11 КоАП РФ. Предметом нарушения в данном случае являются правила и требования проведения работ по геологическому изучению недр. В связи с чем, данные нарушения совершены при осуществлении ООО «Ульяновскнефтегаз» деятельности по добыче полезных ископаемых и квалифицированы должностным лицом Управления Роприроднадзора по Ульяновской области по ст. 8.11 КоАП РФ – невыполнение в полном объеме программ исследовательских работ и доразведки нефтяного месторождения, так и за несвоевременное предоставление статисвтической отчетности по установленным законом формам.
Кроме того, как следует из указанного выше постановления от 23.01.2018, в ходе проведения вышеуказанной плановой выездной проверки деятельности ООО «Ульяновскнефтегаз» в период с 01 августа по 21 сентября 2017 года установлен факт пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. ООО «Ульяновскнефтегаз» при осуществлении своей деятельности, в нарушение п.2, п. 7, п. 10 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. 31, п. 111 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 №, не выполнило требования п. 8.1.1, п. 8.1.2 соглашения об условиях пользования недрами, с целью разведки и добычи углеводородного сырья в пределах ... месторождения, расположенного в ... районе к лицензии № (срок действия – 10.09.2026), Дополнения к технологической схеме разработки ... нефтяного месторождения Ульяновской области.
Согласно пунктам 2 - 4 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе: 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Статья 8.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых либо условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений.
Состав данного административного правонарушения является материальным, то есть в результате указанных действий должны наступить последствия, указанные в диспозиции приведенной статьи КоАП РФ.
Вместе с тем, в протоколе и постановлении об административном правонарушении не содержится выводов о том, что вменные ООО «Ульяновскнефтегаз» нарушения повлекли, либо могли повлечь последствия, указанные в ст. 8.11 КоАП РФ.
Доказательств, что вмененные Обществу в вину действия привели или могли привести к последствиям, указанным в ст. 8.11 коАП РФ, в судебном заседании также не представлено.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, постановление старшего государственного инспектора от 23.01.2018, которым ООО «Ульяновскнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.11 КоАП РФ, подлежит отмене подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.11 коАП РФ - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области ФИО1 № от 23.01.2018, которым юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.11 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.11 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» прекратить.
На решение может быть подана жалоба в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней.
Судья С.Н. Агафонов