Дело № 12-2-68/2021 64RS0004-01-2021-000342-57
РЕШЕНИЕ
03 марта 2021 года город Балаково Саратовской области
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Ефремова Т.С.,
при секретаре судебного заседания Романовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» (далее -
ПАО «РусГидро») на постановление исполняющего обязанности (далее - и.о.) начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Саратовской области
Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства Российской Федерации по рыболовству (Росрыболовство) ФИО1 от 09 июля 2020 года № 831 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении
ПАО «РусГидро»,
установил:
постановлением и.о. начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Саратовской области Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства ФИО1 от 09 июля 2020 года № 831 ПАО «РусГидро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48
КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в районный суд, ПАО «РусГидро» просит постановление должностного лица отменить. Указывает, что должностным лицом не доказано осуществление ПАО «РусГидро» деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания и отсутствие согласования федерального органа исполнительной власти в области рыболовства.
Из письма Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства
от 28 декабря 2017 года № 02-02-15/7998 следует, что управление согласовало условия использования водных объектов - Саратовского и Волгоградского водохранилищ в целях производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов на период действия договора водопользования. Таким образом, согласование деятельности ПАО «РусГидро» было получено. Заявителем заключен договор водопользования с Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (далее -
Нижне-Волжское БВУ) № 64-11.01.00.015-Х-ДГБВ-Т-2018-03150/00 на использование участков Саратовского водохранилища без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электроэнергии (для целей гидроэнергетики) со сроком действия до 31 марта 2023 года. Услугу по заключению и согласованию договора водопользования предоставляет Отдел водных ресурсов по Саратовской области Нижне-Волжского БВУ согласно административному регламенту Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденному Приказом Минприроды России от 22 мая 2014 года № 225. Процедура заключения договора водопользования предусматривает согласование с Волго-Каспийским территориальным управлением Росрыболовства условий использования водного объекта рыбохозяйственного значения. Таким образом, доводы Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства о том, что ПАО «РусГидро» осуществляет деятельность по использованию водных ресурсов Саратовского и Волгоградского водохранилищ в целях производства электроэнергии без изъятия водных ресурсов из водоемов федерального значения без согласования с федеральным органом исполнительной власти - Волго-Каспийским территориальным управлением Росрыболовства не соответствует фактическим обстоятельствам. Дополнительные требования Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства, указанные в письме от 28 декабря 2017 года № 02-02-15/7998, не свидетельствуют об отсутствии согласования. Кроме того, не установлен срок для выполнения данных требований ПАО «РусГидро», что не позволяет сделать вывод о несоблюдении их со стороны юридического лица, и не может образовывать состав вменяемого административного правонарушения. Влияние деятельности по эксплуатации гидроэлектростанции (ГЭС) на окружающую среду, в том числе и на водные биологические ресурсы, было оценено на этапе проектирования и строительства ГЭС, соответственно, выбор оптимальных вариантов снижения влияния построенных ГЭС на водные биоресурсы был произведен и одобрен всеми участниками согласования и принятия решения реализации проекта строительства ГЭС в соответствии с законодательством. Кроме того, ПАО «РусГидро» с ноября 2019 года приступило к поэтапному проведению работ по оценке воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания от эксплуатации ГЭС по заключенному с ФГБУ «Главрыбвод» договором от 25 ноября 2019 года
№ 1300-162-2-2019. В настоящее время в соответствии с календарным планом оказания услуг к данному договору проводятся натурные исследования, срок выполнения которых установлен до 31 октября 2020 года. Подготовленный
ФГБУ «Главрыбвод» отчет по оценке воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания от эксплуатации ГЭС, будет направлен в адрес
Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства на согласование в срок до 31 мая 2021 года в соответствии с условиями договора.
В письменных возражениях и.о. начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Саратовской области Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства
ФИО1 полагает доводы жалобы не подлежащими удовлетворению. Указывает, что ПАО «РусГидро» в нарушение требований действующего законодательства не подало заявку на согласование проведения деятельности по забору воды из Саратовского и Волгоградского водохранилищ в целях производство электроэнергии. Письмо от 28 декабря 2017 года № 02-0215/7998 Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства не является согласованием самостоятельной деятельности ПАО «РусГидро», а является согласованием
Нижне-Волжскому БВУ условий договора водопользования по заявке последнего.
В судебном заседании защитник ПАО «РусГидро» ФИО2 поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо и.о. начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Саратовской области Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения участника процесса, проверив законность и обоснованность постановления должностного лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1).
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, устанавливающие порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила).
В соответствии c подпунктом «б» пункта 3 Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее - заявка), в которой указывают сведения: а) о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения; б) о документации, прилагаемой к заявке.
На основании подпункта «б» пункта 5 Правил при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил к заявке прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Из материалов дела следует, что 03 июля 2020 около 10 часов 30 минут
при проведении контрольно-надзорных мероприятий по административному расследованию от 09 июня 2020 года в отношении ПАО «РусГидро» установлено, что филиал ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС» осуществляет деятельность по использованию водных ресурсов Саратовского и Волгоградского водохранилища в целях производства электроэнергии без изъятия водных ресурсов из водоемов федерального значения.
Согласование Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства выдано при условии, что в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» ПАО «РусГидро» по филиалу «Саратовская ГЭС» необходимо представить в Волго-Каспийское территориальное управление Росрыболовства на рассмотрение и согласование проектную документацию или программу работ, обосновывающую осуществление деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. Однако до настоящего времени данные материалы в Волго-Каспийское территориальное управление Росрыболовства не поступали. Деятельность осуществляется без согласования с федеральным органом исполнительной власти - Волго-Каспийским территориальным управлением Росрыболовства.
Таким образом, филиал ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС» осуществляет деятельность по использованию водных ресурсов Саратовского и Волгоградского водохранилища в целях производства электроэнергии без изъятия водных ресурсов из водоемов федерального значения без согласования с федеральным органом исполнительной власти - Волго-Каспийским территориальным управлением Росрыболовства.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ПАО «РусГидро» должностным лицом Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства протокола об административном правонарушении № 831/03.07.2020 от 03 июля 2020 года и привлечения его к административной ответственности по части 2 статьи 8.48 КоАП РФ.
Факт совершения ПАО «РусГидро» вменяемого административного правонарушения и его вина подтверждается собранными по делу доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе протоколом № 831/03.07.2020
от 03 июля 2020 года об административном правонарушении.
Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
При таких обстоятельствах и.о. начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Саратовской области Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства
ФИО1 пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях
ПАО «РусГидро» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ. Данные выводы правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Вопреки доводам жалобы Волго-Каспийское территориальное управление Росрыболовства письмом от 28 декабря 2017 года № 02-02-15/7998 согласовало Нижне-Волжскому БВУ условия использования водных объектов - Саратовского и Волгоградского водохранилищ ПАО «РусГидро» по результатам рассмотрения материалов, представленных Нижне-Волжским БВУ, в связи с подготовкой к заключению договора водопользования с ПАО «РусГидро», что не является согласованием Волго-Каспийским территориальным управлением Росрыболовства деятельности ПАО «РусГидро», поскольку такое согласование, как указывалось выше, в соответствии с пунктом 4 Правил носит заявительный характер и предусматривает подачу заявки для согласования деятельности в территориальный орган Росрыболовства, что ПАО «РусГидро» сделано не было, и последним не оспаривается.
Административное наказание назначено ПАО «РусГидро» по минимуму санкции части 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Доводы жалобы сводятся, по сути, к неправильному толкованию ее автором норм действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием к отмене правильного по существу постановления.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений должностным лицом при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановленного по делу акта не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление исполняющего обязанности начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Саратовской области Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства ФИО1 от 08 июля 2020 года № 831 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» оставить без изменения, жалобу публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» - удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Т.С. Ефремова