ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-69/2020640004-01-2020-000730-41 от 28.05.2020 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-2-69/2020 64RS0004-01-2020-000730-41

Решение

Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Кротова А.В.

при секретаре судебного заседания Максимовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора федерального казенного предприятия «Горный» на постановление Государственной инспекции труда Саратовской области № 64/7-358-20-ОБ/12-2668-И/64-54 от 28.02.2020 года о признании директора федерального казенного предприятия «Горный» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением Государственной инспекции труда Саратовской области № 64/7-358-20-ОБ/12-2668-И/64-54 от 28.02.2020 года директора Федерального казенного предприятия «Горный» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере --- рублей.

Должностное лицо в отношении которого вынесено постановление, директор Федерального казенного предприятия «Горный» ФИО1 подал жалобу на указанное постановление о назначении административного наказания, считает его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В действиях должностного лица не имеется признаков административного правонарушения, поскольку на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Саратовской области от 03 февраля 2020 № 64/7-358-20-ОБ/12-1363-И/64-54 была проведена внеплановая выездная проверка федерального казенного предприятия «Горный». В результате проверки был составлен акт проверки № 64/7-358-20-ОБ/12-1363-И/64-54/1 от 18 февраля 2020 (далее Акт проверки), и вынесено предписание № 64/7-358-20-ОБ/12-1363-И/64-54/2 от 18 февраля 2020 (далее Предписание). Истец считает Акт проверки и Предписание не законными и необоснованными по следующим основаниям: ФКП «Горный» не является единственным исполнителем в рамках проводимых работ «Ликвидация последствий деятельности объекта по хранению и объекта по уничтожению химического оружия «Горный», пос. Горный, Саратовская область» на бывшем объекте УХО 1202 в пос. Горном Саратовской области. В соответствии с Паспортом подпрограммы 9 «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации», общий срок реализации подпрограммы составляет 2019 - 2024 годы. Общий срок проведения работ обусловлен тем, что ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации проводится на нескольких объектах, с различными объемами ликвидационных работ. На основании ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», аукцион в электронной форме - аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе, извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Победителем такого аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта. В 2019-2020 ФКП «Горный» на основании протоколов рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе членами аукционной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации заявка на участие в электронном аукционе признана соответствующей требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с п. 12 Раздела III Устава ФКП «Горный», имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве оперативного управления. Характер деятельности предприятия связан с заключением краткосрочного государственного контракта на выполнение работ (приложение 1) сроком действия 1 год и менее, что свидетельствует о нестабильности получения доходов предприятием. Единственным источником для выплаты заработной платы работникам предприятия являются денежные средства, полученные в результате выполнения работ по государственному контракту на выполнение работ для государственных нужд. Исходя из объемов, сроков, цены, а также сложности выполнения работ по заключенному государственному контракту, в ФКП «Горный» утверждалось штатное расписание. Таким образом, исходя из целей создания предприятия, срока и объема проведения ликвидационных работ в соответствии с подпрограммой 9 «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации», ФКП «Горный» создано на заведомо определенный срок и для выполнение заведомо определенной работы (абз. 6 ч. 1 ст. 59 ТК РФ). В части не указания в трудовых договорах основания заключения срочного трудового договора не соответствуют действительности. В соответствии с п. 4 данных трудовых договоров основанием для их заключения на определенный срок послужило выполнение работ по государственному контракту № 19412.16К0019.13.007 «Ликвидация последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области» сроком действия с 17 апреля 2019 по 15 декабря 2019. В силу специфики деятельности предприятия отдельные структурные подразделения (установка термического обезвреживания и вспомогательные подразделения) выполняют объемы работ в сроки, менее чем общий срок действия государственного контракта (Приложения № 1-4 к контракту). Сроки выполнения работ зависят от объема и свойств материалов подлежащих термическому обезвреживанию, а также производительности установки термического обезвреживания. В связи с этим срок действия трудового договора, заключаемого с работниками, принимаемыми на установку термического обезвреживания и вспомогательные подразделения, напрямую зависит от срока выполнения работ и отличен от сроков договоров, заключаемых с работниками, осуществляющих трудовую деятельность в других структурных подразделениях предприятия. Следовательно, вынесение государственной инспекцией труда постановления по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в связи с не заключением срочных трудовых договоров с работниками, выполняющими работы в рамках государственного контракта, заключенного на определенный срок, характер работы которых не предполагает возможность заключения с ними бессрочных договоров, является неправомерным.

Стороны по деду извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие и письменные возражения против удовлетворения жалобы.

Изучив доводы жалобы и материалы административного дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого постановления.

Ответственность по ч. 4 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем,

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Саратовской области от 03 февраля 2020 № 64/7-358-20-ОБ/12-1363-И/64-54 была проведена внеплановая выездная проверка федерального казенного предприятия «Горный».

В результате проверки был составлен акт проверки № 64/7-358-20-ОБ/12-1363-И/64- 54/1 от 18 февраля 2020 года, и вынесено предписание № 64/7-358-20- ОБ/12-1363-И/64-54/2 от 18 февраля 2020 года.

В соответствии с Актом проверки и Предписанием, государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области были выявлены следующие нарушения:

в нарушение требований абз. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, ст. 58 ТК РФ у ФКП «Горный» отсутствуют основания, обуславливающие необходимость или возможность заключения срочных трудовых договоров.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышении ее конкурентоспособности», утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышении ее конкурентоспособности».

Одной из государственных задач вышеуказанной программы является создание безопасных условий для развития традиционных и новых отраслей промышленности на базе объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия.

Для выполнения поставленной задачи Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышении ее конкурентоспособности», утверждена подпрограмма «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации».

В соответствии с Паспортом государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышении ее конкурентоспособности» (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.03.2019 № 355-22), ответственным исполнителем Программы является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В соответствии с Разделом II Устава ФКП «Горный», предприятие создано в целях выполнения работ по переработке отходов и продуктов детоксикадии отравляющих веществ, образовавшихся в процессе уничтожения химического оружия, обезвреживанию или захоронению опасных отходов, образовавшихся в процессе уничтожения химического оружия и ликвидации последствий деятельности по уничтожению химического оружия.

В соответствии с Паспортом подпрограммы 9 «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации», общий срок реализации подпрограммы составляет 2019 - 2024 годы.

Общий срок проведения работ обусловлен тем, что ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации проводится на нескольких объектах, с различными объемами ликвидационных работ.

В соответствии с Приложением № 22 План реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на 2019 год и на плановый 2020 и 2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышении ее конкурентоспособности», определены объемы ликвидационных работ, но не исполнители данного вида работ.

В целях выполнения подпрограммы 9 «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации», Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с требованиями норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ежегодно проводится аукцион в электронной форме на выполнение работ «Ликвидация последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области».

На основании ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», аукцион в электронной форме - аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе, извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Победителем такого аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.

В 2019-2020 ФКП «Горный» на основании протоколов рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе членами аукционной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации заявка на участие в электронном аукционе признана соответствующей требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Государственный контракт на выполнение работ «Ликвидация последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области» заключался Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и федеральным казенным предприятием «Горный» на основании ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п. 12 Раздела 3 Устава ФКП «Горный», имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве оперативного управления.

ФКП «Горный» осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность на основе заключаемого с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд «Ликвидация последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области» и не осуществляет иную приносящую доход деятельность.

Характер деятельности предприятия связан с заключением краткосрочного государственного контракта на выполнение работ (приложение 1) сроком действия 1 год и менее.

Единственным источником для выплаты заработной платы работникам предприятия являются денежные средства, полученные в результате выполнения работ по государственному контракту на выполнение работ для государственных нужд.

Техническим заданием, которое является неотъемлемой частью государственного контракта, устанавливается срок проведения работ и их объемы.

Исходя из объемов, сроков, цены, а также сложности выполнения работ по заключенному государственному контракту, в ФКП «Горный» утверждалось штатное расписание.

Таким образом, исходя из целей создания предприятия, срока и объема проведения ликвидационных работ в соответствии с подпрограммой 9 «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации», ФКП «Горный» создано на заведомо определенный срок и для выполнение заведомо определенной работы (абз. 6 ч. 1 ст. 59 ТК РФ).

В силу специфики деятельности предприятия отдельные структурные подразделения (установка термического обезвреживания и вспомогательные подразделения) выполняют объемы работ в сроки, менее чем общий срок действия государственного контракта (Приложения № 1-4 к контракту).

Сроки выполнения работ зависят от объема и свойств материалов подлежащих термическому обезвреживанию, а также производительности установки термического обезвреживания.

В связи с этим срок действия трудового договора, заключаемого с работниками, принимаемыми на установку термического обезвреживания и вспомогательные подразделения, напрямую зависит от срока выполнения работ и отличен от сроков договоров, заключаемых с работниками, осуществляющих трудовую деятельность в других структурных подразделениях предприятия.

Согласно п. п. 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ, а также в других случаях, установленных ТК РФ или иными федеральными законами.

Срочный трудовой договор может быть признан договором с неопределенным сроком в том случае, если изначально он был заключен на определенный срок без достаточных к тому оснований, то есть без учета требований, установленных ТК РФ для заключения срочных трудовых договоров, и это обстоятельство установлено судом (ч, 5 с г. 58 ТК РФ),

Поскольку материалами проверки не подтверждается факт нарушения директором Федерального казенного предприятия «Горный» каких-либо требований в области трудового законодательства, то постановление подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление Государственной инспекции труда Саратовской области № 64/7-358-20-ОБ/12-2668-И/64-54 от 28.02.2020 года о признании директора федерального казенного предприятия «Горный» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.

Судья А.В. Кротов

«Согласовано»

Судья А.В. Кротов