Дело № 12-2-76/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Бирюкова И.Г.,
при секретаре судебного заседания Грязновой А.В.,
с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении,- ФИО1,
защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении,- ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного казенного учреждения Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Балаковского района" на постановление от --- № --- Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО3 в отношении Государственного казенного учреждения Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Балаковского района" по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО3 от --- Государственное казенное учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Балаковского района" (далее ГКУ СО "УСПН") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере --- рублей.
Законный представитель ГКУ СО "УСПН" подал жалобу на указанное постановление, просил отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что --- года заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки на основании поступившего обращения, в рамках которого запрошен перечень кадровых и бухгалтерских документов на всех работников учреждения, что является нарушением п. 3 ст. 15 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
--- года директору ГКУ СО "УСПН" ФИО1 выдано предписание № ---, состоящее из 9 пунктов. Постановлением от --- --- ГКУ СО "УСПН" привлечено к административной ответственности за следующие нарушения:
- в нарушение требований ст. 212, 213 ТК РФ, ст. 23 ФЗ "О безопасности дорожного движения", приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 п. 7 "Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" в путевых листах ФИО4 отсутствуют обязательные для заполнения дата и время проведения послерейсового медицинского осмотра. Однако ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении наказания не указана конкретная дата, месяц - когда было совершено административное правонарушение; сам работник ФИО4 с жалобой в ГИТ в Саратовской области не обращался; директором ГКУ СО "УСПН" в подтверждение своих доводов представлялось объяснение и копии путевых листов с отметками.
- в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, п. 14 "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утвержденными приказом № 290н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 года, п. 163 Приложения к Приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" не внесена в перечень профессий, которым полагается выдача соответствующих СИЗ профессия (должность) сторож. Однако у сторожей ГКУ СО "УСПН" отсутствуют вредные (опасные) условия труда, их работа не связана с особыми температурными условиями согласно картам аттестации рабочих мест и должностной инструкции.
- в нарушение ст. 221 ТК РФ, п. 13 "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утвержденными приказом № 290н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 года не организован надлежащий учет и контроль за выдачей СИЗ сторожам. Однако в соответствии с данными нормами составлена и подсчитана потребность в приобретении СИЗ на 2019 год, которая приложением к письму с просьбой рассмотреть вопрос о дополнительном выделении лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана по расходам областного бюджета на 2019 год по подразделу 1006 "Другие вопросы в области и социальной политики", коду целевой статьи расходов 52 1 26 04200 "Расходы на обеспечение деятельности казенных учреждений". По мере доведения до ГКУ СО "УСПН" денежных средств, согласно подстатьям расходов, средства индивидуальной защиты будут приобретены, надлежащим образом учтены и выданы работникам учреждения.
- в нарушение п. 7, 16, 21 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2010 года № 1122н работники не обеспечены в полном объеме смывающими и обезвреживающими средствами. Однако, потребность на 2019 год на обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами в полном объеме отражена в письме в Министерство социального развития Саратовской области (№ 1051 от 18.02.2019 года), по мере доведения лимитов необходимые средства будут приобретены и выданы, учет выданных средств надлежащим образом будет отражен в личных карточках учета выдачи.
- в нарушение ст. 212 ТК РФ, п.п. 2.1.1, 2.1.2 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 года № 1/29 вводный инструктаж с ФИО5 (принята --- года), ФИО6 (принята года) не проводился. Однако, ФИО5 на период отсутствия основного работника по должности уборщик служебных помещений принята на работу впервые --- года, вводный и первичный инструктаж проведены, запись в журнале имеется, --- года уволена; вторично принята --- года, уволена --- года, вводный и первичный инструктаж не отмечен в журнале ввиду выполнения того же объема работы на прежнем участке; --- года снова принята на работу по той же должности на другой участок, вводный и первичный инструктаж проведены, запись в журнале имеется. --- года ФИО6 на работу не принималась.
- в нарушение ст. 213 ТК РФ, п. 7,8 приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н работнику ФИО4 направление на медицинский осмотр при поступлении на работу не выдавалось, не подписывалось уполномоченным представителем работодателя. Однако, объективная сторона данного нарушения заключается в невыдаче направления на медицинский осмотр; но тем не менее сам медицинский осмотр работником пройден; ФИО4 с жалобой в ГИТ в Саратовской области не обращался, в связи с чем, проверка в отношении данного работника не могла проводиться.
При рассмотрении дела, не установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, не учтены смягчающие обстоятельства: правонарушение совершенно впервые, добровольно исполнил до вынесения постановления предписание об устранении нарушения. Тем не менее государственный инспектор труда назначил юридическому лицу штраф, близкий к максимальному размеру.
В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении,- ФИО1, защитник юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении,- ФИО2 просили удовлетворить жалобу по изложенным в ней основаниям.
Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО3 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в своё отсутствие, возражала против удовлетворения жалобы.
Выслушав объяснения защитника юридического лица, изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В соответствии со ст. 213 ТК РФ предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
В соответствии со ст. 221 ТК РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Как следует из материалов дела, --- заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области издано распоряжение № --- о проведении внеплановой выездной проверки на основании поступившего обращения от --- № ---. В тексте обращения указано о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работнику.
В ходе внеплановой проверки соблюдения законодательства о труде, проводившейся в ГКУ СО «УСНП Балаковского района», установлено, что
- в путевых листах ФИО4 отсутствуют обязательные для заполнения дата и время проведения послерейсового медицинского осмотра;
- работники ГКУ СО «УСПН Балаковского района» не обеспечены в полном объёме смывающими и (или) обеззараживающими средствами;
- не внесена в перечень профессий, которым полагается выдача соответствующих СИЗ профессия (должность) сторож.
- не организован надлежащий учет и контроль за выдачей СИЗ сторожам;
- вводный инструктаж с ФИО5 (принята ---г.), ФИО6 (принята ---г.) не проводились;
- работнику ФИО4 направление на медицинский осмотр при поступлении на работу не выдавалось, не подписывалось уполномоченным представителем работодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Выявленные в ходе проверки нарушения в ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Балаковского района» ФИО2 не оспаривался и подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств:
- актом проверки от ---,
- протоколом об административном правонарушении от ---,
- объяснениями законного представителя ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Балаковского района» на протокол об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, совершённое административное правонарушение правильно квалифицировано должностным лицом по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Порядок привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности нарушены не были.
Несогласие лица, привлекаемого к административной ответственности, с оценкой конкретных обстоятельств дела и доказательств само по себе не может служить основанием для отмены вынесенного постановления.
Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершённое административные правонарушения малозначительными в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не усматривается.
Довод заявителя жалобы о незаконности проведенной в отношении ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Балаковского района» внеплановой проверки нельзя признать состоятельным. Судом установлено, что внеплановая проверка проведена в ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Балаковского района» в соответствии с распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области от ---, в рамках надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на основании поступившего обращения работника от --- № --- о нарушении требований трудового законодательства в части выплаты заработной платы.
Таким образом, исходя из требований ст. 360 Трудового кодекса РФ и ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основания для проведения внеплановой проверки указанного юридического лица имелись. Вместе с тем, согласование проведения данной внеплановой проверки с органами прокуратуры не требовалось (ч. 8 ст. 360 Трудового кодекса РФ и п. 74 Административного регламента исполнения Рострудом государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица, наличие совокупности смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд считает возможным назначить по делу наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО3 от --- № --- по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного казенного учреждения Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Балаковского района» изменить, назначить государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Балаковского района» административное наказание в виде предупреждения. В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
«Согласовано»
Судья И.Г. Бирюкова