Дело №12-2-7/2018
РЕШЕНИЕ
8 июня 2018 года р.п. Павловка
Судья Николаевского районного суда Ульяновской области Довженко Т.В., при секретаре Сейфуллиной М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе представителя Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области ФИО1 на постановление заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Н*А*Н* от ДД.ММ.ГГГГ, по которому:
юридическое лицо- Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 17.15 частью 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо- Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области является должником по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Николаевским районным судом Ульяновской области, согласно которого на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области возложена обязанность обеспечить К*К*С* жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в <адрес>.
Постановлением заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Н*А*Н* от ДД.ММ.ГГГГ Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 руб. за то, что, являясь должником по исполнительному производству, не выполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области представило на указанное постановление жалобу, в которой просит постановление отменить. Мотивируя жалобу, указало на то, что постановление вынесено только на основании длительного неисполнения решения суда в полном объёме, без учёта степени исполнения, а также наличия либо отсутствия вины должника. Не приведены мотивы принятого по делу решения, отсутствует анализ доказательств, добытых в соответствии с Главой 26 КоАП РФ. Для надлежащего уведомления судебного пристава Министерством ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес судебного пристава было направлено письмо с указанием о невозможности исполнить решение суда в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2018 год, утверждённой Законом Ульяновской области от 27.11.2018 № 156-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем, для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. В ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в муниципальном образовании «<адрес>» не объявлялись из-за отсутствия денежных средств в областном бюджете Ульяновской области. В течение ДД.ММ.ГГГГ года Министерством будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, принято постановление Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (вместе с «Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»), К*К*С* может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наём (поднаем) жилого помещения в размере 4000 рублей с приложением соответствующих документов.
В судебное заседание законный представитель Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и заместитель начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Н*А*Н* не явились, о дне рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.
Проверив представленные материалы, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 113 того же закона, в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области является должником по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Николаевским районным судом Ульяновской области, согласно которого на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области возложена обязанность обеспечить К*К*С* жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в МО <адрес>.
Постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ должнику для исполнения требований исполнительного документа установлен пятидневный срок с момента получения копии настоящего постановления.
В связи с тем, что исполнительный документ Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
В соответствии с требованием судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области установлен новый срок для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе (до ДД.ММ.ГГГГ). Согласно Акта о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ, решение суда не исполнено. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области установлен новый срок для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе (до ДД.ММ.ГГГГ).
До настоящего времени Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, по исполнительному листу № от ДД.ММ.ГГГГ, не выполнило.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованием судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области был установлен новый срок для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе (до ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Таким образом, часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
При этом оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 этого Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В данном случае Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях после вынесения постановления о взыскании с него исполнительского сбора.
С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия Министерством своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения, а также с учетом невыполнения требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, суд признает законным постановление должностного лица о привлечении Министерства к административной ответственности.
Наказание за совершенное правонарушение Министерству назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы представителя об отсутствии вины Министерства в неисполнении решения суда со ссылкой на недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не могут служить основанием для удовлетворения жалобы.
Отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование из областного бюджета мероприятий для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения Министерством решения суда об обеспечении К*К*С* жилым помещением, а также свидетельствующих о том, что должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.
Суд отмечает, что представитель Министерства в обоснование жалобы ссылается об уведомление судебного пристава Министерством о невозможности исполнить решение суда в срок в письмах от ДД.ММ.ГГГГ, то есть на письма, направленные до возбуждения рассматриваемого исполнительного производства.
Заявитель указывает на то, что Министерством в течение ДД.ММ.ГГГГ года будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ссылается на письма Министру финансов Ульяновской области о финансировании мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, тогда как решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ, а исполнительное производство по обеспечению жилым помещение К*К*С* возбуждено ДД.ММ.ГГГГ.
Какие-либо доказательства, подтверждающие реальные действия должника по исполнению судебного решения об обеспечении К*К*С* жилым помещением, в материалах дела отсутствуют.
Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ Министерство лишь освобождено от уплаты исполнительского сбора, постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ не отменено. В связи с чем, ссылка заявителя жалобы на данное решение суда не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Другие доводы жалобы не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица.
Следует также иметь в виду, что статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.
Решение суда не исполнено до настоящего времени.
Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения вступившего в законную силу судебного решения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении юридического лица – Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта по Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1, защищающей интересы Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта по Ульяновской области, - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Николаевский районный суд Ульяновской области (<...> ВЛКСМ, дом 6).
Судья Т.В. Довженко