ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-7/2018 от 12.02.2007 Николаевского районного суда (Ульяновская область)

Дело №12-2-7/2018

РЕШЕНИЕ

8 июня 2018 года р.п. Павловка

Судья Николаевского районного суда Ульяновской области Довженко Т.В., при секретаре Сейфуллиной М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе представителя Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области ФИО1 на постановление заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Н*А*Н* от ДД.ММ.ГГГГ, по которому:

юридическое лицо- Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 17.15 частью 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо- Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области является должником по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Николаевским районным судом Ульяновской области, согласно которого на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области возложена обязанность обеспечить К*К*С* жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в <адрес>.

Постановлением заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Н*А*Н* от ДД.ММ.ГГГГ Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 руб. за то, что, являясь должником по исполнительному производству, не выполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Не согласившись с указанным постановлением, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области представило на указанное постановление жалобу, в которой просит постановление отменить. Мотивируя жалобу, указало на то, что постановление вынесено только на основании длительного не­исполнения решения суда в полном объёме, без учёта степени исполнения, а также наличия либо отсутствия вины должника. Не приве­дены мотивы принятого по делу решения, отсутствует анализ доказательств, добытых в со­ответствии с Главой 26 КоАП РФ. Для надлежащего уведомления судебного пристава Министерством ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава было направлено письмо с указанием о невозможности исполнить решение суда в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денеж­ные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и ис­пользуются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2018 год, утверждённой Законом Ульяновской области от 27.11.2018 № 156-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2018 год и на плано­вый период 2019 и 2020 годов». Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем, для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. В ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ торги по приобретению в государственную собствен­ность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в муниципальном образова­нии «<адрес>» не объявлялись из-за отсутствия денежных средств в областном бюджете Ульянов­ской области. В течение ДД.ММ.ГГГГ года Министерством будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, принято постановление Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения роди­телей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (вместе с «Порядком назначения и предоставления еже­месячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»), К*К*С* может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денеж­ной компенсации за наём (поднаем) жилого помещения в размере 4000 рублей с приложением соответствующих документов.

В судебное заседание законный представитель Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и заместитель начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Н*А*Н* не явились, о дне рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.

Проверив представленные материалы, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 113 того же закона, в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области является должником по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Николаевским районным судом Ульяновской области, согласно которого на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области возложена обязанность обеспечить К*К*С* жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в МО <адрес>.

Постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ должнику для исполнения требований исполнительного документа установлен пятидневный срок с момента получения копии настоящего постановления.

В связи с тем, что исполнительный документ Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

В соответствии с требованием судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области установлен новый срок для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе (до ДД.ММ.ГГГГ). Согласно Акта о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ, решение суда не исполнено. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области установлен новый срок для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе (до ДД.ММ.ГГГГ).

До настоящего времени Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, по исполнительному листу от ДД.ММ.ГГГГ, не выполнило.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованием судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области был установлен новый срок для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе (до ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).

Таким образом, часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.

Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

При этом оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 этого Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.

В данном случае Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях после вынесения постановления о взыскании с него исполнительского сбора.

С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия Министерством своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения, а также с учетом невыполнения требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, суд признает законным постановление должностного лица о привлечении Министерства к административной ответственности.

Наказание за совершенное правонарушение Министерству назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы представителя об отсутствии вины Министерства в неисполнении решения суда со ссылкой на недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не могут служить основанием для удовлетворения жалобы.

Отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование из областного бюджета мероприятий для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения Министерством решения суда об обеспечении К*К*С* жилым помещением, а также свидетельствующих о том, что должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.

Суд отмечает, что представитель Министерства в обоснование жалобы ссылается об уведомление судебного пристава Министерством о невозможности исполнить решение суда в срок в письмах от ДД.ММ.ГГГГ, то есть на письма, направленные до возбуждения рассматриваемого исполнительного производства.

Заявитель указывает на то, что Министерством в течение ДД.ММ.ГГГГ года будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ссылается на письма Министру финансов Ульяновской области о финансировании мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, тогда как решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ, а исполнительное производство по обеспечению жилым помещение К*К*С* возбуждено ДД.ММ.ГГГГ.

Какие-либо доказательства, подтверждающие реальные действия должника по исполнению судебного решения об обеспечении К*К*С* жилым помещением, в материалах дела отсутствуют.

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ Министерство лишь освобождено от уплаты исполнительского сбора, постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ не отменено. В связи с чем, ссылка заявителя жалобы на данное решение суда не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

Другие доводы жалобы не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица.

Следует также иметь в виду, что статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.

Решение суда не исполнено до настоящего времени.

Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения вступившего в законную силу судебного решения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении юридического лица – Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта по Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1, защищающей интересы Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта по Ульяновской области, - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Николаевский районный суд Ульяновской области (<...> ВЛКСМ, дом 6).

Судья Т.В. Довженко