ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-88/18 от 22.10.2018 Большесосновского районного суда (Пермский край)

Дело 12-2-88/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

с. Большая Соснова 22 октября 2018 года

Судья Большесосновского районного суда Пермского края Бахарева Е.Б., с участием должностного лица, привлеченного к административной ответственности, главы администрации Частинского муниципального района ФИО1, его защитника Ребриной Ю.Р., должностного лица, возбудившего дело об административном правонарушении, заведующего сектором, консультанта сектора регионального надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края ФИО2,

рассмотрев в с. Большая Соснова жалобу защитника Ребриной <данные изъяты> на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное мировым судьей судебного участка Большесосновского судебного района Пермского края в отношении главы администрации Частинского муниципального района Пермского края ФИО1 <данные изъяты> по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в том, что, являясь главой администрации Частинского муниципального района, то есть, высшим должностным лицом местного самоуправления, в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Постановления Правительства Пермского края от 20 октября 2006 года № 52-п «Об утверждении Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края», ГОСТ Р 22.7.01-20016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», приказа МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»:

не обеспечил в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера запасы медицинских средств;

не представил План по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории Частинского муниципального района;

не обеспечил наличие в штате Единой диспетчерской службы (112) штатной численности персонала, обеспечивающей ее функционирование, диспетчеры ЕДДС ФИО5 и ФИО6 не прошли специальную переподготовку диспетчеров на базе учебно-методического центра либо иных образовательных учреждений.

Постановлением по делу об административном правонарушении главе администрации Частинского муниципального района ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник должностного лица, привлеченного к административной ответственности, Ребрина Ю.Р., обратилась с жалобой на постановление, в обоснование доводов которой указала следующее:

реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» резерв медицинских средств, как подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, относится к ведению Министерства здравоохранения РФ», номенклатура и объем резервов медикаментов и медицинского имущества утверждаются правовым актом Министерства здравоохранения Пермского края (постановление Правительства Пермского края от 13 марта 2012 года № 117-п «О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Пермского края); резерв медикаментов и медицинского имущества в составе резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Пермского края создан приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 26 января 2017 года № СЭД-34-01-06-40, хранится в Пермском краевом центре медицины катастроф, использование резерва осуществляется по решению министра здравоохранения Пермского края, ГБУЗ Пермского края «Частинская центральная районная больница», находится в ведении Министерства здравоохранения Пермского края, имеет заявку-наряд на получение резерва в особый период для медицинского обеспечения населения Частинского муниципального района;

непосредственное руководство ЕДДС осуществляется начальником Муниципального учреждения «Аварийно-спасательный отряд «Частинский», который, согласно заключенному с ним ДД.ММ.ГГГГ трудовому договору, самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения, разрабатывает штатное расписание и утверждает структуру учреждения, осуществляет прием работников на работу, обеспечивает эффективную деятельность учреждения и обеспечивает выполнение требований законодательства по гражданской обороне и мобилизационной подготовке, в связи с чем направление сотрудников ЕДДС на профессиональную подготовку входит в компетенцию руководителя этого муниципального учреждения. Кроме того, вопрос об увеличении штатной численности диспетчерской службы ЕДДС заблаговременно, до введения в действие ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2016, рассматривался комиссией по бюджету, налогам и экономической политике Земского собрания Частинского муниципального района, решением от ДД.ММ.ГГГГ в выделении дополнительных финансовых средств на увеличение штатной численности ЕДДС было отказано;

план по предупреждению аварийных розливов нефти и нефтепродуктов Частинского муниципального района введен в действие постановлением главы Частинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и действовал до ДД.ММ.ГГГГ. Заблаговременно, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Частинского муниципального района в адрес МЧС России по Пермскому краю на согласование направлен новый План, который ДД.ММ.ГГГГ был возвращен без согласования на доработку. Доработка Плана требует значительных трудовых и временных затрат, Управлением Ростехнадзора по Пермскому краю План согласован ДД.ММ.ГГГГ, Федеральным агентством водных ресурсов - ДД.ММ.ГГГГ, Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края - ДД.ММ.ГГГГ; в целях доработки Плана были истребованы аналогичные планы действий у ООО «Лукойл Пермь», ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт», ООО «НПХ-Розница», РНУ АО «Транснефть-Прикамье», которые до настоящего времени планы не представили.

Защитник просит постановление отменить, производство по делу прекратить: в части - в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, в части - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых постановление было вынесено.

В судебном заседании должностное лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО1, его защитник Ребрина Ю.Р. доводы жалобы поддержали. В дополнение к доводам жалобы защитник пояснил, что проверка администрации Частинского муниципального района, по итогам которой в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, Министерством территориальной безопасности Пермского края проведена не в сроки, установленные распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, в частности, 20 рабочих дней, отведенных для проведения проверки, истекали ДД.ММ.ГГГГ, решение о привлечении ФИО1 к административной ответственности за непрохождение сотрудниками ЕДД профессиональной переподготовки вынесено за пределами срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности.

Должностное лицо, возбудившее в отношении ФИО1 дело об административном правонарушении, ФИО2 с доводами жалобы не согласился, считает составленный им протокол, а так же постановление мирового судьи законными и обоснованными. В возражениях на доводы жалобы пояснил, что формирование резерва материальных ресурсов, в состав которых входят, в том числе, медикаменты и медицинское имущества, за счет средств бюджета Частинского муниципального имущества, предусмотрено постановлением администрации Частинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Частинского муниципального района», федеральный и краевой резервы медицинских ресурсов, хранящиеся в ГКУЗ ПК «<адрес>вой территориальный центр медицины катастроф» предназначены для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях регионального характера, доказательств, подтверждающих наличие в администрации района, либо в Частинской ЦРБ резерва медицинских средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера, в ходе проверки представлено не было. Согласно Положению о Единой диспетчерской службе Частинского муниципального района, утвержденному постановлением администрации Частинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, в состав оперативной дежурной смены включены один старший оперативный дежурный и оперативный дежурный, должностные инструкции работников ЕДДС утверждены главой администрации Частинского муниципального района ФИО1, что подтверждает его участие в руководстве ЕДДС. Ссылку в жалобе на несвоевременное утверждение Плана по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Частинского муниципального района по причине значительных трудовых и временных затрат считает необоснованной, поскольку период времени с ноября 2016 года по январь 2018 года являлся достаточным для приведение Плана в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Заслушав объяснения должностного лица, привлеченного к административной ответственности, его защитника, объяснения должностного лица, возбудившего в отношении ФИО1 дело об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Из представленных суду материалов дела установлено, что на основании распоряжения руководителя Министерства территориальной безопасности Пермского края от 01 марта 2018 года № 43 проведена плановая документарная проверка Администрации Частинского муниципального района на предмет соблюдения обязательных требований по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, основание проведения проверки: ежегодный план проведения плановых проверок органов местного самоуправления на 2018 год, размещенный на официальном интернет-сайте прокуратуры Пермского края.

Материалами дела установлено, что по итогам проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ заведующим сектором, консультантом сектора регионального надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края ФИО2 составлен Акт проверки и возбуждено дело об административном правонарушении в отношении главы администрации Частинского муниципального района ФИО1 по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу п. 7 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора в этой сфере.

В соответствии с п. 3, 5 Положения «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 года № 1418, государственный надзор осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки, ведут органы, осуществляющие федеральный государственный надзор (п. 21 Положения).

В соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 ст. 28.3 КоАП РФ, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Постановлением Правительства Пермского края от 02 сентября 2016 года № 686-п утверждено Положение о порядке организации и обеспечения осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Пермском крае, согласно п. 1.4 которого региональный государственный надзор осуществляется исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора, который, в соответствии с п. 3.1.4 имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном КоАП РФ.

Судом установлено, что Указом Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ образовано Министерство территориальной безопасности Пермского края, которому в соответствии с п. 2.3 Указа от администрации Губернатора Пермского края переданы функции в сфере обеспечения осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

В соответствии с п. 3.8.25 Положения «О Министерстве территориальной безопасности Пермского края», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15 марта 2017 года № 97-п, Министерство в пределах своих полномочий составляет протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.2, 7.6, частью 1 статьи 11.1, частями 1, 3 статьи 11.3, статьей 11.7 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 г. N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", согласно Перечню должностных лиц Министерства территориальной безопасности Пермского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.2, 7.6, частью 1 статьи 11.1, частями 1,3 статьи 11.3, 11.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях», утвержденному приказом Министерства территориальной безопасности Пермского края от 19 ноября 2017 года № СЭД-10-03-04-115, такими должностными лицами являются Министр территориальной безопасности Пермского края, заместитель министра, начальник управления по работе с правоохранительными органами Министерства территориальной безопасности Пермского края и начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и органами военного управления по работе с правоохранительными органами Министерства территориальной безопасности Пермского края.

Анализ приведенных выше положений законодательства позволяет суду прийти к выводу, что Министерству территориальной безопасности Пермского края полномочия Российской Федерации на осуществление федерального государственного контроля и надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе, полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, не передавались, Положение о Министерстве территориальной безопасности Пермского края не содержит полномочий на составление должностными лицами Министерства протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, данные обстоятельства подтверждает и утвержденный приказом от 19 ноября 2017 года Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Заключенное между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Пермского края Соглашение от 01 декабря 2010 года предусматривало лишь передачу от МЧС России Правительству Пермского края оперативного управления ГУ МЧС России по Пермскому краю в части исполнения ГУ МЧС России по Пермскому краю переданных от Правительства Пермского края полномочий.

При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении в отношении главы администрации Частинского муниципального района ФИО1 по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ от 02 июля 2018 года, составленный заведующим сектором, консультантом сектора регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края, составлен должностным лицом, не имеющим полномочий на его составление, что позволяет суду сделать вывод о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению мировым судьей составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Такая возможность в настоящий момент утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадиях рассмотрения дела и жалоб невозможно.

На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на законность обжалуемого судебного акта, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствии с ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ежегодный сводный план проведения плановых проверок формируется Генеральной прокуратурой Российской Федерации и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Генеральной прокураты Пермского края, в отношении администрации Частинского муниципального района в 20018 году органами государственного надзора и контроля должно быть проведено 2 контрольно-надзорных мероприятия: плановая проверка Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю (июнь 2018 года), и Управлением Госавтодорнадзора по Пермскому краю (июнь 2018 года), сведений о включении в сводный план проверок на 2018 год проверки администрации Частинского муниципального района Министерством территориальной безопасности Пермского края на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ не имеется.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное мировым судьей судебного участка Большесосновского судебного района Пермского края в отношении главы администрации Частинского муниципального района Пермского края ФИО1 <данные изъяты> по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу в день в его вынесения.

Судья: Бахарева Е.Б.