ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-8/2017 от 30.03.2017 Вольского районного суда (Саратовская область)

Государственный инспектор труда Дело № 12-2-8/2017

Государственной инспекции труда в

Саратовской области ФИО2

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Вольского районного суда Саратовской области Е.В. Алейникова,

при секретаре Е.А. Маляуновой,

рассмотрев жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО2 о привлечении его к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее ИП ФИО1) был привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 25000 рублей.

Из жалобы на указанное постановление следует, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ИП ФИО1, оспаривает указанное постановление по тем основаниям, что государственным инспектором труда в ходе проведенной проверки факт допуска работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения медицинских осмотров установлен не был, т.к. все требуемые документы были им представлены. Акт по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ был получен им по почте ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что факт ненадлежащего оформления наемных работников установлен на основании Акта от ДД.ММ.ГГГГ составленного комиссией Администрации Хвалынского муниципального района. Однако о проводимой проверке со стороны Администрации ему ничего неизвестно. В связи с чем просит восстановить срок на обжалование постановления от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, отменить данное постановление и прекратить производство по данному делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании ИП ФИО1 поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, просит отменить указанное постановление Государственной инспекции труда по Саратовской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ В дополнение к указанным в жалобе основаниям, пояснил, что он не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, т.к. акт проверки, предписание, 4 протокола об административном правонарушении и определения о назначении времени и места рассмотрения дела на ДД.ММ.ГГГГ он получил только ДД.ММ.ГГГГ, никаких телефонограмм от госинспектора труда он не получал, до рассмотрения дела с протоколом об административном правонарушении в отношении него ознакомлен не был, в связи с чем был лишен возможности осуществлять свои права при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Заслушав пояснения заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он составлен в отношении ИП ФИО1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в связи с выявленными нарушениями трудового законодательства, а именно, в нарушение требований ст. 212, 213, 225 Трудового кодекса РФ ИП ФИО1 допщены работники к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также без предварительных медицинских осмотров.

Определением Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ИП ФИО1 государственным инспектором труда ФИО2 были направлены: акт проверки, предписание, 4 протокола об административном правонарушении, в том числе и протокол и определение о назначении времени и места рассмотрения дела на ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о получении адресатом данной корреспонденции не имеется.

Согласно телефонограммы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщено, что подведение итогов проверки, составление акта и предписания, протокола об административных правонарушениях, постановления об административном правонарушении назначено на ДД.ММ.ГГГГ на 14.00 часов по адресу: <адрес>.

Из постановления о назначении административного наказания , вынесенного государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО2ДД.ММ.ГГГГ и материалов дела об административном правонарушении, следует, что в ходе внеплановой проверки соблюдения законодательства о труде, проведенной на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 установлено, что данное постановление вынесено в отсутствие ИП ФИО1, который признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей, при этом, было установлено, что данное лицо не привлекалось ранее к административной ответственности и соответственно обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено.

Согласно сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ИП ФИО1 государственным инспектором труда ФИО2 были направлены 4 постановления об административном правонарушении, в том числе и постановление . Сведений о получении адресатом данной корреспонденции не имеется.

Определением, вынесенным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО2ДД.ММ.ГГГГ внесены исправления в постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в части указания на привлечение ранее ИП ФИО1 к административной ответственности, что является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении является наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части первой ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Таким образом, из административного материала в отношении ИП ФИО1 по данному делу следует, что ФИО1 о месте и времени рассмотрения указанного протокола об административном правонарушении извещен надлежащим образом не был, поскольку судом установлено, что указанный протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении был направлен в адрес ИП ФИО1 почтой ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день ИП ФИО1 согласно телефонограммы от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что подведение итогов проверки, составление акта и предписания, протокола об административном правонарушении, постановления об административном правонарушении назначено на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. ИП ФИО1 был извещен о совершении ДД.ММ.ГГГГ в отношении него одновременно 4-х разных процессуальных действий, в том числе составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по данному делу. При этом материалы дела не содержат сведений о получении ИП ФИО1 указанных акта проверки и протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ к моменту рассмотрения в отношении него дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, т.е. к ДД.ММ.ГГГГ.

Указанными действиями нарушены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту и правильное рассмотрение в отношении него дела, что является существенным нарушением процессуальных требований закона.

С учетом изложенного, постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ не соответствует требованиям закона и подлежит отмене, поскольку при рассмотрении данного дела был нарушен установленный ст. 29.7 КоАП РФ порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исходя из смысла ст. 30.7 ч. 1 п. 4 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Указанные недостатки подлежат исправлению в установленном законом порядке, срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, в связи с чем данный материал об административном правонарушении подлежит возвращению должностному лицу для исправления недостатков и рассмотрения по существу, с учетом требований норм КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей, отменить. Данное дело об административном правонарушении направить государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО2 Саратовской области на новое рассмотрение по подведомственности.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток с момента его получения путем принесения жалобы через Вольский районный суд Саратовской области по адресу: <...>.

Судья Е.В. Алейникова