ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-93/2021 от 09.11.2021 Большесосновского районного суда (Пермский край)

Дело № 12-2-93/2021

Р Е Ш Е Н И Е

9 ноября 2021 года с. Частые

Судья Большесосновского районного суда Пермского края Петрова И.В.,

с участием представителя администрации Частинского муниципального округа ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации Частинского муниципального округа на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Большесосновского судебного района Пермского края, и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Большесосновского судебного района Пермского края от 13 апреля 2021 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Большесосновского судебного района Пермского края и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Большесосновского судебного района Пермского края от 13 апреля 2021 года, администрация Частинского муниципального округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000,00 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, представителем администрации Частинского муниципального округа подана апелляционная жалоба, которая мотивирована тем, что протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ составлен не уполномоченным на то должностным лицом. Просят постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель администрации Частинского муниципального округа ФИО1 жалобу поддержала, изложив доводы, указанные в ней. Пояснила, что протокол об административном правонарушении, который является доказательством по делу, составлен должностным лицом, не имеющим на то полномочий.

Представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении, должным образом извещен о времени и месте составления протокола. В адрес суда направили возражение по доводам жалобы, указав, что у Министерства территориальной безопасности отсутствует необходимость утверждения перечня должностных лиц, уполномоченных на составление протокола по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, так как это не предусмотрено ч.4 ст. 28.3 КоАП РФ. Руководителем уполномоченного органа в соответствии с п. 5.1 положения о Министерстве территориальной безопасности Пермского края утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15 марта 2017 года № 97-п является министр территориальной безопасности Пермского края. В соответствии с п.1.6 приказа Министерства от 18 апреля 2019 года № СЭД-10-04.2-02-50- численность государственных гражданских служащих Пермского края отдела устанавливается штатным расписанием Министерства. Штатное расписание, утвержденное приказом Министерства от 29.01.2021 г. № 10-04-01-20 определяет состав должностных лиц и численность сотрудников отдела в количестве четырех человек. В своей деятельности должностные лица отдела руководствуются должностными регламентами, положением о порядке организации обеспечения осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Пермском крае, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 02.09.2016 № 686-п, в том числе по составлению административных протоколов (п.3.1.4), административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального межмуниципального и муниципального характера на территории Пермского края, утвержденного приказом Министерства от 01.09.2017 года СЭД -10-03-04-81, в том числе по составлению протоколов (пп.5,п.1.5.1). Полагают, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом, имеющим на то полномочия. В удовлетворении жалобы просят отказать.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 19.01.2021 г. в 13:00 часов на основании распоряжения и.о. министра территориальной безопасности Пермского края от 23.12.2020 г. № 1 была проведена внеплановая документарная проверка выполнения администрацией Частинского муниципального округа требований и мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, установленных нормативно правовыми актами РФ по адресу: <...>.

В ходе проверки установлено, что администрация, являясь органом местного самоуправления, а также юридическим лицом, допустила нарушения требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а именно: в нарушение пп. «а» п.2 ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пп. 29 п.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 12 ФЗ от 18.07.2017 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»: созданный в соответствии с постановлением администрации Частинского муниципального района Пермского края от 10.11.2015 № 249 аварийно- спасательный отряд не аттестован в установленном порядке, не заключен договор с аттестованным АСФ; в нарушении пп. «в», «м» п.2 ст.11 ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6, 28 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п.7, 9, 10, 25, 26, 27, 29, 30 Положения о системах оповещения населения, утв. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 №578/365: не создана и не поддерживается в постоянной готовности муниципальная (местная) система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (МАСЦО), не проводятся проверки её работоспособности (в период действия до 01.01.2021 Положения о системах оповещения населения, утв. Приказом МЧС России от 25.07.2006 № 422 п.п.4, 10,25).

Из материалов дела установлено, что по результатам проверки составлен Акт № 1 от 19.01.2021 г., в котором указаны выявленные нарушения по невыполнению предписания от 25.06.2020 № 92 п.1, п.3 – в нарушение пп. «а» п.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, пп. 29 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 12 Федерального закона от 18.07.2017 № 151-ФЗ: созданный в соответствии с постановлением администрации Частинского муниципального района Пермского края от 10.11.2015 № 249 аварийно- спасательный отряд не аттестован в установленном порядке, не заключен договор с аттестованным АСФ; в нарушении пп. «в», «м» п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, п. 6,28 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п.п. 4,10,25 Положения о системах оповещения населения, утв. Приказом МЧС России от 25.07.2006 № 422 не создана и не поддерживается в постоянной готовности муниципальная (местная) система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (МАСЦО), не проводятся проверки её работоспособности; предписанием № 1 от 19.01.2021 г. об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, со сроком исполнения до 01.02.2022 г..

Из материалов дела следует, что на основании решения Думы Частинского муниципального округа от 30.09.2020 № 17 администрация Частинского муниципального округа является правопреемником администрации Частинского муниципального района.

Из материалов дела следует, что выявленные нарушения и отраженные в акте явились поводом для составления в отношении администрации Частинского муниципального округа протокола об административном правонарушении № 10 от 01.04.2021 г. по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

Администрацией Частинского муниципального округа Пермского края не оспаривается факт выявления нарушений, однако в доводах жалобы указано, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не является уполномоченным на то лицом.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу п. 7 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора в этой сфере.

Согласно ч.4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, в указанных случаях устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В силу ч. 6.3 ст. 28.3 КоАП РФ наряду со случаями, предусмотренными частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом и совершенных на территориях субъектов Российской Федерации, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными законами, либо заключенными в соответствии с федеральным законом соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Согласно пунктам 3 и 6 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418, государственный надзор осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции.

Порядок осуществления регионального государственного надзора устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом настоящего Положения.

Постановлением Правительства Пермского края от 02.09.2016 N 686-п утверждено Положение о порядке организации и обеспечения осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Пермском крае (далее - Положение).

Пункт 1.1 Положения устанавливает порядок осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера (далее - региональный государственный надзор).

Предметом регионального государственного надзора является проверка выполнения органами местного самоуправления Пермского края, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что региональный государственный надзор осуществляется исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора.

Министерство территориальной безопасности Пермского края, в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве территориальной безопасности Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.03.2017 N 97-п, является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по формированию региональной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

Согласно пункту 2.2.5 данного Положения о Министерстве территориальной безопасности организация и осуществление в установленном порядке регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Пермского края относится к задачам Министерства территориальной безопасности Пермского края.

С учетом норм Положения о Министерстве территориальной безопасности Пермского края именно оно является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

Согласно пункту 1.6 Постановления N 686-п перечень должностных лиц уполномоченного органа, уполномоченных осуществлять региональный государственный надзор, определяется руководителем уполномоченного органа.

Из положений пункта 3.1.4 Положения должностные лица уполномоченного органа, осуществляющие региональный государственный надзор, в пределах своей компетенции имеют право, составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для проверки доводов подателя жалобы о составлении протокола неуполномоченным на то должностным лицо, судом с Министерства территориальной безопасности Пермского края был истребован перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять региональный государственный надзор, а также перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по ст. 20.6 КоАП РФ.

Согласно поступившего ответа представителя Министерства территориальной безопасности Пермского края у Министерства территориальной безопасности отсутствует необходимость утверждения перечня должностных лиц, уполномоченных на составление протокола по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, так как это не предусмотрено ч.4 ст. 28.3 КоАП РФ. Штатное расписание, утвержденное приказом Министерства от 29.01.2021 г. № 10-04-01-20 определяет состав должностных лиц и численность сотрудников отдела в количестве четырех человек. В своей деятельности должностные лица отдела руководствуются должностными регламентами, положением о порядке организации обеспечения осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Пермском крае, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 02.09.2016 № 686-п, в том числе по составлению административных протоколов (п.3.1.4), административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального межмуниципального и муниципального характера на территории Пермского края, утвержденного приказом Министерства от 01.09.2017 года СЭД -10-03-04-81, в том числе по составлению протоколов (пп.5,п.1.5.1).

Из вышеизложенного следует, что руководителем уполномоченного органа не определен перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять региональный государственный надзор, и не определен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по ст. 20.6 КоАП РФ, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что ведущий консультант отдела регионального надзора в области защиты от ЧС, управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края являясь должностным лицом и руководствуясь в своей деятельности должностным регламентом, положением о порядке организации обеспечения осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, вместе с тем не имеет полномочий по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.6 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении в отношении администрации Частинского муниципального округа по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ от 01 апреля 2021 года, составленный ведущим консультантом отдела регионального надзора в области защиты от ЧС, управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края, составлен должностным лицом, не имеющим полномочий на его составление, что позволяет суду сделать вывод о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению мировым судьей составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Такая возможность в настоящий момент утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадиях рассмотрения дела и жалоб невозможно.

На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на законность обжалуемого судебного акта, которым администрация Частинского муниципального округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи, вынесенное в отношении администрация Частинского муниципального округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление по делу об административном правонарушении от 13 апреля 2021 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 1 Большесосновского судебного района Пермского края, и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Большесосновского судебного района Пермского края в отношении администрации Частинского муниципального района Пермского края по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях администрации Частинского муниципального района Пермского края состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу в день в его вынесения.

Судья: И.В.Петрова