ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2 от 10.01.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья - Дурягина М.С. Дело № 12- 2

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «ОТВТ» - Косенко А.К. на постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 06 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 06 сентября 2021 года (день изготовления постановления в полном объеме) юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «ОТВТ» (далее - ООО «ОТВТ», Общество») привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей без конфискации предметов административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель ООО «ОТВТ» Косенко А.К. ссылаясь на отсутствие в действиях Общества события и состава административного правонарушения, просит судебное постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование указывает, что вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения не доказана, поскольку таможенному органу подана транзитная декларация, заполненная в соответствии с Формой и порядком заполнения транзитной декларации, утвержденной решением Комиссии Таможенного Союза от 18.06.2010 № 289, так в ней сообщались достоверные сведения, на основании действительных документов, в том числе, о наименовании товарных позиций.

Отмечает, что на основании статьи 2 ТК ЕАЭС по своей правовой природе ЭТД не может относиться к недействительным документам, с учетом примечания 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Находит необоснованной ссылку в судебном постановлении на положения статей 88, 89 ТК ЕАЭС, регламентирующих действия перевозчика при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом, а также на приказ Минфина России от 30.08.2016 №144н, поскольку в данном случае товар поступил железнодорожным транспортом.

В судебное заседание законный представитель ООО «ОТВТ» Косенко А.К., представитель административного органа, извещенные в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения главы 16 настоящего Кодекса, под недействительными документами понимаются, в частности, документы, содержащие недостоверные сведения.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 142 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) для перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, товаров Союза применяется таможенная процедура таможенного транзита.

Таможенной процедурой таможенного транзита является таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру (п. 1 ст. 142 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 данного Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке железнодорожным транспортом уведомление таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза должно содержать следующие документы и сведения: транспортные (перевозочные) документы; передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о: отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); станции отправления и станции назначения товаров (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах); идентификационных номерах контейнеров.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется транзитная декларация (пункт 3 статьи 105 ТК ЕАЭС).

К числу сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, согласно пункту 1 статьи 107 ТК ЕАЭС относятся, в том числе: сведения о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; о коде товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков; о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в 5 дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; о количестве грузовых мест.

Согласно разделу I Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 года №289 (далее – Инструкция), все сведения (изменения и (или) дополнения), указанные в транзитной декларации на бумажном носителе, должны быть указаны в электронной копии.

Пунктом 1 статьи 401 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

Как следует из материалов дела, _ _ на Коряжемский таможенный пост в адрес ООО «***» железнодорожным транспортом – в железнодорожном вагоне * поступил товар.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ТК ЕАЭС и договора таможенного представителя с декларантом № ТП/088/18 от _ _ ООО «ОТВТ» является таможенным представителем по таможенному оформлению товаров (л.д.24-31).

ООО «ОТВТ» товар - «картон многослойный со всеми белеными слоями», был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации *.

При завершении таможенной процедуры таможенного транзита перевозчиком предъявлена электронная транзитная декларация (далее – ЭТД) *, в которой в графе «31» указан товар «картон многослойный со всеми белеными слоями - METSABOARD NATURAL FSB CUP 215 G/M2 REEL», код ЕТН ВЭД ЕАЭС 4810921000, что соответствует картону мелованному. В инвойсе от _ _ * в формализованном виде (представленного вместе с ЭТД), описание и код товара соответствует сведениям, указанным в ЭТД *. В железнодорожной накладной от _ _ * в формализованном виде товар поименован, как «картон», код соответствует сведения указанным в ЭТД и инвойсе.

В декларации на товары * в графе «31» заявлен товар «картон немелованный трехслойный, со всеми белеными слоями», код товара ЕТН ВЭД ЕАЭС 4802618000.

В инвойсе от _ _ *, представленного в электронном виде при завершении процедуры транзита, указаны сведения о наименовании марки картона «Natural FSB Cup», что согласно представленному от производителя письму от _ _ №б/н, соответствует «немелованному картону».

Изложенное свидетельствует, что _ _ при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенным представителем ООО «ОТВТ» представлен недействительный документ: в графе 31 ЭТД * указаны неполные сведения о наименовании товаров, т.к. не указаны сведения об отсутствии мелования картона, что влияет на классификацию товара на уровне не менее первых шести знаков по ЕТН ВЭД ЕАЭС.

Выявленное нарушение явилось основанием для вынесения _ _ уполномоченным должностным лицом определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также составления _ _ в отношении ООО «ОТВТ» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.1-8, 105-107).

Вывод о виновности юридического лица в совершении указанного правонарушения подтвержден собранными и исследованными судьей доказательствами, подробно приведенными в обжалуемом постановлении, которые в силу положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются допустимыми доказательствами по делу, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, проанализировав вышеприведенные положения законодательства и фактические обстоятельства дела, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что действия юридического лица ООО «ОТВТ», являющегося таможенным представителем при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита, сообщило таможенному органу недостоверные сведения о наименовании товара путем представления недействительных документов, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ООО «ОТВТ», как профессиональный участник в сфере таможенного дела, вступая в таможенные правоотношения, должно было не только знать о существовании предусмотренных законом обязанностей, но и обеспечить их надлежащее выполнение.

В силу требований пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом.

При совершении таможенных операций таможенный представитель в силу статьи 404 ТК ЕАЭС обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами, а именно: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; отбирать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов, декларируемых им товаров; обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ЕАЭС (пункт 1 статьи 84 ТК ЕАЭС).

При этом, электронная декларация на партию товаров заполнена и представлена таможенным представителем ООО «ОТВТ», и заверена электронной цифровой подписью работника Общества.

Исходя из положений пунктов 2, 3 и 7 статьи 405 ТК ЕАЭС, обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании, в соответствии с которым товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, в том числе путем подачи декларации на товары, с заявлением сведений о товаре, необходимых для его выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В данном случае Общество, являясь таможенным представителем перевозчика и выступая от его имени при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита, выполняло обязанности декларанта при оформлении ЭТД и указании в декларации сведений о наименовании декларируемого товара, и, соответственно, было обязано обеспечить заявление достоверных сведений о товаре.

Следовательно, ООО «ОТВТ» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос о вине юридического лица судьей обсуждался применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств, свидетельствующих о принятии таможенным представителем необходимых и достаточных мер для соблюдения требований таможенного законодательства, недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения в материалы дела не представлено, что свидетельствует о вине Общества в допущенном правонарушении.

Доводы жалобы о том, что по своей правовой природе ЭТД не может относиться к недействительным документам, подлежат отклонению, поскольку диспозиция части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает различия между таможенными и иными документами.

При таких обстоятельствах судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «ОТВТ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной квалификации действий юридического лица, а также для прекращения производства по делу не имеется.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено компетентным судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 названного Кодекса, с учетом характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, наличия смягчающих и отягчающего обстоятельств, является справедливым и соразмерным содеянному, оснований для смягчения наказания не имеется.

Вместе с тем доводы законного представителя Общества Косенко А.К. о том, что в судебном постановлении имеются ссылки на положения статей 88, 89 ТК ЕАЭС, регламентирующих действия перевозчика при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом, а также на приказ Минфина России от 30.08.2016 №144н, заслуживают внимание.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая доводы законного представителя Общества Косенко А.К. и фактические обстоятельства дела согласно которым, в рассматриваемом случае товар прибыл на таможенную территорию Евразийского таможенного союза железнодорожным транспортом, а документы и сведения в отношении товара представлялись в электронном виде, постановление судьи подлежит изменению, путем исключения из его описательно-мотивировочной части ссылок на положения статей 88, 89 ТК ЕАЭС, регламентирующих действия перевозчика при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом, а также на Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.2016 № 144н.

Вместе с тем, вышеизложенные обстоятельства вывод о виновности ООО «ОТВТ» в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают, на квалификацию допущенного нарушения не влияют и изменение назначенного юридическому лицу административного наказания не влекут.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 06 сентября 2021 года, вынесенное в отношении ООО «ОТВТ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Исключить из его описательно-мотивировочной части ссылки на положения статей 88, 89 ТК ЕАЭС, регламентирующих действия перевозчика при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом и на Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.2016 № 144н.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу законного представителя Общества Косенко А.К. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.П. Синица