РЕШЕНИЕ № 12-2/7
п. Пижанка 11 февраля 2013 года
Судья Советского районного суда Кировской области Сумина С.В.,
с участием зам. прокурора Пижанского района Данилиной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по протесту прокурора Пижанского района на постановление № 582 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области Летова М.В. от 21.11.2012 года об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.23 КоАП РФ, в отношении Кузминых И.П., <данные изъяты>,
установил:
17.10.2012 г. прокурором Пижанского района Кировской области Зыковым Р.И. было возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении Кузминых И.П. по ст. 7.23 КоАП РФ – нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
21.11.2012 г. заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области Летовым М.В постановление прокуратуры района было рассмотрено, производство по административному делу в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Кузминых И.П. по ст. 7.23 КоАП РФ постановлением № 582 от 21.11.2012 года было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
07.12.2012 г. прокурором Пижанского района Кировской области принесен протест на указанное постановление, в котором ставится вопрос об его отмене с направлением дела на новое рассмотрение заместителю начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области Летову М.В.. По мнению прокурора, постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года исполнитель обязан оказывать услугу, качество которой соответствует договору. Согласно ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1. Согласно приложению № 1 Правил допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно при аварии в централизованных сетях инженерно - технического обеспечения холодного водоснабжения. В указанных Правилах дано понятие «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод); «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. Понятия «жилое помещение» и «управляющая организация» употребляются в настоящих Правилах в значениях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации. Из смысла ст.ст. 162, 163 ЖК РФ «управляющей организацией» признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют управление многоквартирным домом на основании результатов конкурса.
На территории <данные изъяты> сельского поселения, предоставление коммунальных услуг по водоснабжению осуществляется ООО «<данные изъяты>» на основании договора аренды муниципального имущества (водопроводных сетей) от 12 марта 2010 года, которая является ресурсоснабжающей и управляющей компанией; однако, управляющей компанией она является по отношению к многоквартирным домам, которые выбрали такой способ управления, расположенным на территории Пижанского городского поселения. По отношению к индивидуальному жилому дому № 28, расположенному в <адрес> ООО «<данные изъяты>» является лишь ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей согласно договору услугу водоснабжения.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная, торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Согласно ст.ст. 548, 539, 540 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. На основании договора аренды муниципального имущества от 12 марта 2010 года ООО «<данные изъяты>» передано муниципальное имущество - водопроводные сети, расположенные на территории <данные изъяты> сельского поселения для предоставления услуг по водоснабжению (п. 1.1. договора). Следовательно, ФИО 1 , проживающий в <адрес> фактически получает услугу по водоснабжению с марта 2010 года и именно с этого момента ООО «<данные изъяты>» является исполнителем коммунальных услуг, и у неё возникла обязанность по предоставлению потребителю коммунальных услуг круглосуточно.
В постановлении заместителя начальника Государственной жилищной инспекции ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ - отсутствие в действиях должностного лица - директора ООО «<данные изъяты>» состава правонарушения. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Таким образом, основания для привлечения должностного и юридического лица к административной ответственности имеются, если установлена вина в его действиях, либо бездействии. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Кузминых И.П. не обеспечил своевременное устранение аварии на водопроводе в <адрес>, что повлекло нарушение прав граждан на получение качественной коммунальной услуги по водоснабжению. Не устранение аварии на водопроводе в <адрес> в срок является безусловным основанием для привлечения к административной ответственности руководителя организации.
В судебном заседании зам.прокурора Пижанского района Данилина С.А. протест поддержала в полном объёме, просила его удовлетворить.
Директор ООО «<данные изъяты>» Кузминых И.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения протеста прокурора, суду пояснил, что зона ответственности организации в договоре не определена, авария произошла на врезке ФИО 1, но он не может пояснить, была ли авария на его земельном участке или за его пределами. Вместе с тем, как только Христолюбов произвел оплату работ, авария была устранена на следующий день.
Представитель государственной жилищной инспекции Кировской области в судебное заседание не явился. просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении требований прокурора района отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения, в состав которого входит <адрес>, с 12.03.2010 года, предоставление коммунальных услуг по водоснабжению осуществляется ООО «<данные изъяты>» на основании договора аренды муниципального имущества № 16/2010 от 12.03.2010 года, в том числе с указанной даты данная услуга предоставлялась ФИО 1 (л.д. 29, 30)
В соответствии с ч. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В силу ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Таким образом, с 12.03.2010 года между ФИО 1 и ООО «<данные изъяты>» фактически заключен договор по снабжению холодной водой для бытовых нужд.
В июле 2012 года на врезке водопровода в <адрес>, принадлежащем ФИО 1 , к центральной магистрали водопровода произошла авария, водоснабжение в данный дом было прекращено. 18.10.2012 года подача воды была возобновлена (договор на выполнение работ № 121 от 17.10.2012 года, договор № 980 на предоставление коммунальных услуг от 18.10.2012 года). (л.д.17, 18, 31-34)
Частями 1 и 2 ст. 543 ГК РФ установлено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии, иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Как было указано выше согласно ст. 539 ГК РФ собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.
Пунктом 4 статьи 539 ГК РФ установлено, что «к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное». Указанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения.
В период возникновения аварии по настоящее время действуют «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в ред. от 27.08.2012), которые вступили в действие с 01.07.2012 года.
Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие вышеуказанных правил. Согласно п.2 в настоящих Правилах используются следующие понятия: «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по подаче потребителям коммунального ресурса в виде холодной воды и одновременно продает коммунальные ресурсы, что вытекает из договора аренды муниципального имущества № 16/2010 от 12.03.2010 года и фактически заключенного договора по снабжению холодной водой для бытовых нужд.
Таким образом, ООО «<данные изъяты>» одновременно является исполнителем и ресурсоснабжающей организацией. При таких обстоятельствах заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области необоснованно сделал вывод, о том, что до 18.10.2012 года ООО «<данные изъяты>» выступала только как ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с п. 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1, а именно: допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения; е) техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
Согласно рекомендуемому приложению № 3 к «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) трубопроводов холодной воды из труб газовых черных в жилых домах составляет 15 лет.
Из объяснений ФИО 1 , оглашенных в судебном заседании, следует, что у него в доме имеется водопровод, которым он пользовался в течение 13 лет, данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что внутридомовая инженерная система находится в ветхом состоянии и требует замены. (л.д.21)
29.08.2012 года был составлен акт в присутствии мастера по водопроводу ФИО 2 и экскаваторщика ФИО 3, в котором указано, что при прокладке водопровода в <адрес> выявлена авария на врезке водопровода от <адрес> (собственник – ФИО 1 ) к центральной магистрали водопровода. ФИО 1 рекомендовано заключить договор на врезку к новой магистрали водопровода. (л.д.32)
Согласно п. 31 Правил исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил
Таким образом, ООО <данные изъяты>» не имела возможности предоставлять коммунальные услуги ФИО 1 в виде подачи холодной воды для бытовых нужд в виду неисправного технического состояния внутридомовых инженерных систем. Обязанность по замене внутридомовых инженерных систем на исполнителе не лежит, он выполняет только – техническое обслуживание (п.31Правил).
В соответствии с п. 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в ред. от 27.08.2012) (далее – Правила) внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Согласно п. 21 Правил договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Таким образом, в данной ситуации при отсутствии заключенного в письменной форме договора между ООО «<данные изъяты>» и собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>, граница ответственности ООО «<данные изъяты>» за режим и качество предоставления холодного водоснабжения находится на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В материалах дела согласно акту о возникновении аварии от 29.08.2012 года указано только то, что при прокладке водопровода в <адрес> выявлена авария на врезке водопровода от <адрес> (собственник – ФИО 1 ) к центральной магистрали водопровода (л.д. 32). Указанные данные не конкретизируют место возникновения аварии, т.е. не позволяют сделать вывод о том, что авария произошла в границах ответственности ООО «<данные изъяты>», отвечающей за режим и качество предоставления холодного водоснабжения или о том, что авария произошла на внутридомовой инженерной системе <адрес>.
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что ни заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области, ни прокуратурой Пижанского района не установлено, на каком именно отрезке от центральной магистрали водопровода до жилого дома произошла авария, что не позволяет установить в границах чьей ответственности произошла авария. Данное обстоятельство имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, при рассмотрении административного материала по существу в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Кузминых И.П. заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области не были соблюдены требования ст. 26.1 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.
При таких обстоятельствах Постановление № 582 от 21.11.2012 г. заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области Летова М.В. в отношении Кузминых И.П. подлежит отмене, а административное дело в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит возвращению на новое рассмотрение заместителю начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ и п. 14 Постановления Пленума Верховного суда «О некоторых вопросах, возникающих, при применении Кодекса об административных правонарушениях» постановление о назначении наказания не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. В данном случае административное правонарушение было совершено 17.10.2012 года, то есть на 11.02.2013 года – на день рассмотрения дела в районном суде срок привлечения директора ООО «<данные изъяты>» Кузминых И.П. к административной ответственности истёк, поэтому производство по данному делу подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7, 24.5 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление № 582 от 21.11.2012 г. заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области Летова М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Кузминых И.П. отменить.
Прекратить производство по административному делу в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Кузминых И.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии с подачей жалобы через Советский районный суд Кировской области.
Судья С.В.Сумина