Дело 12-2 (2018 года)
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
Судья Ромненского районного суда Амурской области Крисько В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе главы Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области Сиренко Л.Н. на постановление мирового судьи Ромненского районного судебного участка Журавлёвой М.А. по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении её к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ и наложения наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Должностное лицо глава Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области Сиренко Л.Н. обратилась с жалобой в Ромненский районный суд на постановление мирового судьи Ромненского районного судебного участка Журавлёвой М.А. от 19 января 2018 года о привлечении ее к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. В обосновании своих требований глава Ромненского сельсовета указала, что не согласна с принятым мировым судьей постановлением, так как считает о малозначительности своего нарушения бюджетного законодательства, которые фактически не причинили никакого вреда общественным и государственным интересам, не имеют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, никаких тяжких общественно-опасных последствий от допущенных нарушений не наступило. Просит отменить постановление и прекратить производство по делу по основаниям малозначительности деяния.
В судебном заседании глава Ромненского сельсовета Сиренко Л.Н. на своей жалобе настаивает. Полагает, что административное правонарушение было совершено в результате стечения обстоятельств. Администрация сельсовета нуждалась в услуге по вывозу твердых бытовых отходов. Оплату услуги планировали производить из поступивших в течение года дополнительных доходов и перераспределения запланированных бюджетом расходов. Такая практика существовала и ранее. В бюджет вносились изменения, как правило в конце года, когда уже были очевидны остатки сэкономленных средств. Обычно в течение года в бюджет всегда вносились несколько раз изменения. Считает, что ею, как должностным лицом, нарушений бюджетного законодательства не допущено, а если и допущено, то данные нарушения являются малозначительными, так как никто от заключения соглашения с ООО «ЖКХ Сервис» не пострадал. С организацией рассчитались по долгам в конце 2017 года. В бюджет в декабре 2017 года были внесены изменения и не расходованные средства из других статей расходов двумя банковскими зачислениями переведены на счет ООО «ЖКХ Сервис». До погашения долга ООО «ЖКХ Сервис» к администрации сельсовета претензий не заявлял. Прокуратура по собственной инициативе организовала проверку исполнения бюджета. Просит отменить вынесенное в отношении нее мировым судьей постановление по делу и прекратить производство.
Помощник прокурора Ромненского района Самойленко А.С. с жалобой должностного лица не согласен. Считает принятое мировым судьей постановление законным и обоснованным. Проверка исполнения бюджета органом местного самоуправления проводилась по заданию областной прокуратуры. Был выявлен факт заключения администрацией Ромненского сельсовета соглашения с юридическим лицом ООО «ЖКХ Сервис» о вывозе твердых бытовых отходов. В бюджет органа местного самоуправления расходов на оплату данного соглашения заложено не было. В связи с этим считает обоснованным вывод мирового судьи о принятии администрацией Ромненского сельсовета бюджетных обязательств, которые не были обеспечены бюджетными ассигнованиями. Просит постановление мирового судьи оставить без изменений.
Проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, заслушав объяснение Сиренко Л.Н. и мнений прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Совершение указанного проступка влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания постановления прокурора Ромненского района от 25 декабря 2017 года и постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении от 19 января 2018 года должностному лицу главе администрации Ромненского сельсовета Сиренко Л.Н. вменяется в вину то, что она заключила с ООО «ЖКХ Сервис» 1 марта 2017 года договор № 01032017/8 возмездного оказания услуг вывоза твердых бытовых отходов, в результате чего в период с мая по сентябрь 2017 года юридическим лицом были оказаны услуги и администрации Ромненского сельсовета был выставлен счет на сумму 85 115,88 рублей, однако в решении Ромненского сельского Совета народных депутатов от 19.12.2016 № 35/153 «О бюджете Ромненского сельсовета на 2017 год» расходные обязательства на заключение указанного договора не предусматривались.
Глава администрация Ромненского сельсовета не оспаривает факт заключение договора с ООО «ЖКХ Сервис» возмездного оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов, и также тот факт, что изначально в бюджете не было заложено достаточно средств по расходам на исполнение данного соглашения на весь календарный год. При этом указывает на то, что расходные обязательства по договору были бы однозначно исполнены за счет средств дополнительных доходов и перераспределения расходных обязательств. Данные пояснения главы Ромненского сельсовета остались мировым судьей без внимания при рассмотрении дела, хотя им следовало было дать оценку, так как они имеют значение для юридической оценки деяния и последующих выводов квалификации действий лица.
Делая юридический анализ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, следует признать, что с объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств. Однако, исходя из содержания и буквального толкования диспозиции ст. 15.15.10 КоАП РФ следует, что виновное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по данной статье КоАП РФ в случае, если принятие таких бюджетных обязательств предусмотрено бюджетным законодательством РФ, а также нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бюджетных обязательств.
Согласно ст. 83 ч. 2 Бюджетного кодекса РФ (осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом) предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
То есть бюджетным законодательством предусмотрена возможность органом местного самоуправления принятия бюджетных расходных обязательств, изначально не предусмотренных бюджетом, при условии внесении изменении в бюджет и наличия соответствующих дополнительных источников дохода и (или) перераспределении расходных обязательств бюджета по другим статьям расходов. Это именно то, на что указывала глава Ромненского сельсовета Сиренко Л.Н.
В диспозиции ст. 15.15.10 КоАП РФ речь идет о бюджетных обязательствах и бюджетных ассигнованиях.
Согласно ст. 6 БК РФ, бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, а бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. При этом расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В соответствии со ст. ч. 1 86 Бюджетного кодекса РФ (Расходные обязательства муниципального образования), расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Часть 2 ст. 86 БК РФ предусматривает, что расходные обязательства муниципального образования, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, указанные нормы Бюджетного кодекса РФ позволяют органу местного самоуправления регулировать возникшие бюджетные правоотношения в случае превышения им бюджетных обязательств, что исключает привлечение главы органа местного самоуправления к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Исходя из содержащейся в ст. 15.15.10 КоАП РФ нормы об ответственности за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств за исключением случаев, регулирующих бюджетные правоотношения бюджетным законодательством.
Главой Ромненского сельсовета Сиренко Л.Н. представлен суду Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета, принятый постановлением главы Ромненского сельсовета от 22.12.2015 № 63, регулирующего правоотношения при лимите бюджетных обязательств. Действия Сиренко Л.Н. при заключении договора возмездного оказания услуг от 01.03.2017 с ООО «ЖКХ Сервис» не противоречат данному порядку.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, в связи с отсутствием вины главы Ромненского сельсовета в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и когда все сомнения в виновности должны толковаться в её пользу, постановление мирового судьи о признании её виновной подлежит отмене по основаниям отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи Ромненского районного судебного участка Журавлёвой М.А. от 19 января 2018 года о привлечении главы Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области Сиренко Л.Н. к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить по основаниям отсутствия состава административного правонарушения.
Решение вступает в силу с момента его принятия.
Судья Крисько В.А.