ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20-2020 от 27.03.2020 Чулымского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 12 - 20 - 2020 г.

Поступило- 27.03.2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

07.09 2020 г. г. Каргат

Чулымский районный суд Новосибирской области

в составе: Председательствующего Смагиной Г. М.

При секретаре Иванеко Н. А.

Рассмотрев жалобу главы города Каргата Каргатского района Пономаренко В.В. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 17 марта 2020 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 10 ст.7.32.4 КРФоАП,

У С Т А Н О В И Л:

Глава администрации города Каргата Пономаренко В.В. обратился с жалобой на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 17 марта 2020 г. № 054/04/7.32.4-375/2020.

В судебное заседание Пономаренко В. В. не явился. Просит жалобу рассмотреть в его отсутствии.

Из жалобы следует, что постановлением заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Камневой Н.П. от 17 марта 2020 г. в отношении Пономаренко Владимира Владимировича - главы города Каргата вынесено постановление по делу об административном правонарушении по части 10 статьи 7.32.4 КРФоАП, о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. Копия постановления УФАС администрацией города Каргата получено почтовым отправлением 24.03.2020 года.

Считает, что постановление Управления от 17.03.2020 №054/04/7.32.4-375/2020 является незаконным и необоснованным на основании следующего.

Постановлением Администрации города Каргата Каргатского района Новосибирской области №489 от 11.11.2019 принято решение о проведении Конкурса на право заключения договора аренды объектов газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области, общей протяженностью 69 513,9м и утверждении Конкурсной документации.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru 15.11.2019 размещено информационное сообщение (извещение) о проведении Конкурса (извещение ).

По итогам проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды Администрацией заключен договора аренды с ООО «Газпром газораспределение Томск», признанным победителем конкурса (протокол от 15.01.2020).

27.01.2020 ООО «Новосибирскоблгаз» обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее по тексту -Управление) на действия Организатора торгов, указав, что критерии, установленные при подсчете балов, не соответствуют требованиям нормативных актов, в том числе Правил №67 и необоснованно ограничивают конкуренцию.

Уведомление Управления о поступлении жалобы поступило в Администрацию 29.01.2020 посредством электронной почты. До поступления уведомления информация о поданной жалобе на сайте Управления отсутствовала. В связи с заключением договора аренды по результатам торгов, статус лота на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru указан как «состоявшийся».

По результатам рассмотрения Жалобы Управление вынесло решение от 05.02.2020 №054/01/18.1-196/2020, которым признало Администрацию нарушившей процедуру проведения торгов.

В соответствии с решением Организатору торгов Управлением выдано предписание от 05.02.2020 №054/01/18.1-196/2020 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов (далее по тексту -Предписание), согласно которому Управление предписывает Организатору торгов совершить действия, направленные на устранение порядка организации и проведения торгов, а именно в срок до 28.02.2020 осуществить действия по: аннулированию конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, а именно объектов газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области (извещение ) и расторжению договора аренды №НЗ-19/5589/1-2020 от 27.01.2020 года.

Администрацией города Каргата решение и предписание Управление было обжаловано в судебном порядке в Арбитражный суд Новосибирской области. Согласно определению суда от 26.02.3020 судом было возбужденно производство по делу №А45-4132/2020, назначено дело к рассмотрению на 24.03.2020 года. Перенесено на 23.04.2020 г. Однако до вынесения решения Арбитражным судом, 17.03.2020 года глава г. Каргата был привлечен Управлением к административной ответственности как должностное лицо администрации города Каргата.

В постановлении Управление указало, что глава города Каргата подписал Конкурсную документацию, утвержденную постановлением №489 от 11.11.2019, не соответствующую требованиям Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67, тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Решением Управления от 17.12.2019 №054/01/18.1-2557/2019 была признана необоснованной жалоба ООО «Алтайкрагазсервис» на действия Организатора торгов в части установления критериев не соответствующих требованиям Правил. При рассмотрении жалобы ООО «Алтайкрагазсервис» Управление, полагая установление критериев, не соответствующих Правил, могло предотвратить нарушение конкуренции, о котором указано в жалобе.

Помимо этого, в своем решении Управление делает ссылку на п. 82 Правил. При этом п. 82 предусмотрен порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критериям, предусмотренным п. 77. В связи с чем, становится не ясным о каком несоответствии пункта 8 Конкурсной документации идет речь.

Проведение торгов на право заключения договоров аренды муниципальных газопроводов регулируется Федеральным законом от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее по тексту - ФЗ «О защите конкуренции»).

В п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» определено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

В силу п.7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

На основании ч. 5 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 и 3 данной статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ст. 17.1. ФЗ «О защите конкуренции» Приказом ФАС России №67 от 10.02.2010 утверждены Правила проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, определяющие порядок организации и проведения конкурсов (далее по тексту - Правила).

Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных заявителями, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десяти дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией (п.75 и 76 Правил).

Согласно пп. 10 п. 40 Правил, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с п. 77 Правил. Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляется по цене договора и иным критериям, указанной в конкурсной документации. При этом указан перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора, которыми, в том числе могут быть технико-экономические показатели объекта договора, объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору.

Согласно п. 81 Правил не допускается использование иных, за исключением предусмотренных п. 77 настоящих Правил, критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

Из приведенных норм следует, что законодатель установил определенные критерии оценки участников торгов. Из буквального толкования п. 77 Правил следует, что:

- п. 77 Правил не содержит исчерпывающий перечень критериев, а допускает определение лучших условий исполнения договора по цене и иным критериям, указанным в конкурсной документации, по которым осуществляется оценка заявок в соответствии с порядком и правилами, установленными п. 82-88 Правил;

-действующее законодательство не связывает соответствие критериев, определенных в конкурсной документации с обязательной идентичностью (с дословным цитированием) их формулировок требованиям п. 77 Правил. Определяющим значением для критериев, предусмотренных в конкурсной документации должно являться их содержательное соответствие п. 77 Правил, а не их формальное совпадение, поскольку наличие тех или иных технико-экономических показателей зависит от специфики передаваемого в аренду имущества.

В соответствии с п. 36 Правил, конкурсная документация может содержать требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнять в отношении государственного и муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками конкурса поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками конкурса выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.

В своем Решении Управление указывает на то, что технико-экономические показатели объекта договора - это система измерителей, абсолютных и относительных показателей, которая характеризует объект. При этом критерии, установленные администрацией г. Каргата характеризуют не объект договора, а участников торгов.

Как указывает Управление: «Объектом договора является определенный объект (имущество), в отношении которого совершаются действия. Иными словами, объект договора - это то, в отношении чего складывается регулируемые договором правоотношения. Таким образом, довод Администрации города Каргата Новосибирской области в части отнесения критериев к технико-экономическим показателям объекта договора, несостоятелен».

Из критериев №3, №5, №7, №8, №9, №10 Управление не усматривает, какие именно технико-экономических показатели следует достичь будущему арендатору имущества по истечении срока аренды, в связи с чем, Управление полагает, что критерии позволяют субъективно определять технико-экономические показатели объекта аренды. По мнению Управления, условие необходимости увеличения инвестиционных вложений не означает однозначного улучшения технико-экономических показателей объекта в отсутствие указания на результат, который необходимо будет достичь посредством этих вложений.

Между тем, Предметом конкурса (извещение ) является право заключения договора аренды объектов газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области, общей протяженностью 69 513,9м.

Делая выводы об установлении критериев, использование которых, по мнению Управления не допускается в соответствии п. 82 Правил, Управление фактически не учитывало назначение передаваемого в аренду имущества.

Приложением №2 Правил для торгов на право аренды объектов газоснабжения установлена преимущественная форма торгов объектов газоснабжения в виде конкурса. Форма торгов в виде конкурса позволяет определить арендатора, который обеспечит наилучшие условия аренды муниципальных газопроводов, а именно их эффективную эксплуатацию, содержание и обслуживание. В то время как аукцион позволяет использовать лишь ценовой критерий размера арендной платы, что никак не связано с обеспечением наилучших условий аренды.

При этом необходимо учитывать, что увеличение расходов на арендную плату сокращает возможность инвестиционных вложений в объект аренды, что непосредственно влияет на содержание и обслуживание газопроводов. В связи с чем, под наилучшими условиями аренды муниципальных газопроводов организатор торгов понимает эффективную эксплуатацию, надлежащее содержание и обслуживание газопроводов, которые в совокупности обеспечивают: сохранность муниципального имущества, газоснабжение населения, безопасность и бесперебойность подачи газа.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту - ФЗ «О промышленной безопасности») газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,2 МПа (Шкласс опасности) и свыше 1,2 МПа (II класс опасности) относятся к категории опасных производственных объектов (далее - ОПО). Газопроводы с рабочим давлением свыше 0,005 МПа до 0,3 МПа относится к категории среднего давления, свыше 0,3 МПа до 1,2 включ. МПа - высокого3.

В состав передаваемого в аренду муниципального имущества входят газопроводы низкого, среднего и высокого давления (III класс опасности). Таким образом, в составе передаваемого имущества присутствуют, в том числе объекты, относящиеся в соответствии с действующим законодательством к ОПО.

Организация газоснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «О газоснабжении») и Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения муниципального района, поселения(ст. 15 ФЗ №131, ст. 7 ФЗ №69).

Надлежащее техническое состояние, а также безопасная эксплуатация газораспределительной системы, является важнейшим фактором, имеющим социальную значимость и обеспечивающим безопасность жизни и здоровья потребителей. В связи с чем, организатор торгов при выборе критериев обязан руководствоваться требованиями антимонопольного законодательства, а также требованиями, предъявляемыми к безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, соответствующих требованиям антимонопольного законодательства.

3. По мнению Организатора торгов, понятие «технико-экономические показатели» относится к объекту договора и используется для оценки его состояния на предмет эффективности использования и является оценочной категорией, определяемой в каждом конкретном случае применительно к виду передаваемого в аренду муниципального/государственного имущества.

В своем решении Управление фактически не дает оценку критериям, а лишь указывает на то, что довод Администрации в части отнесения критериев к технико-экономическим показателям объекта договора несостоятелен.

Организатор торгов считает, что установленные критерии соответствуют п. 36, пп. 2 п. 77 Правил, относятся к технико-экономическим показателям объекта аренды, в особенности учитывая его особенное назначение, соответствует требованиям антимонопольного законодательства и обосновано включены в Конкурсную документацию на основании следующего.

3.1. Установления критерия «Обеспечение готовности к действиям по локализации или ликвидации последствий аварии на сетях газоснабжения (время прибытия Аварийно-диспетчерской бригады к месту проведения работ по локализации и ликвидации последствий на аварийных сетях газоснабжения (критерий №3)»обусловлено следующим.

В соответствии с п. 8 Конкурсной документации участник предоставляет документы, подтверждающие возможность обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организации, эксплуатирующей опасный производственный объект в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности» авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Как указывалось ранее, в составе объекта аренды находятся ОПО. В соответствии со ст. 10 ФЗ "О промышленной безопасности " в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Согласно Федеральному закону РФ от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» под «Аварийно-спасательной службой» понимается совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. «Аварийно-спасательным формированием понимается самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

«Спасатель» - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ. Под «Аварийно-спасательными работами понимается действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения (ст. 1).

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей (ст. 2).

Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются (ст. 6):

- поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации (ст. 10).

Начальное значение критерия №3 установлено 60 мин, что соответствует максимально возможному времени согласно ГОСТ Р 54983-2012 в течение которого должна прибыть на место Аварийно-спасательная служба (далее по тексту - ААС), Аварийно-спасательное формирование (далее по тексту - АСФ). Уменьшение начального значение критерия также в полной мере соответствует требованиям законодательства, поскольку в соответствии с указанным ГОСТ Р 54983-2012 АСС, прибыть в возможно короткий срок, но не позднее, чем через 1 час. Таким образом, начальное значение критерия соответствует максимально возможному времени прибытия в соответствии с требованиями законодательства, возможность уменьшения также напрямую связана с требованиями ГОСТ Р 54983-2012.

Данный критерий установлен в связи с тем, что важную роль играет не только наличие заключенного договора, но и время реагирования профессиональной АСС, АСФ на аварийную (чрезвычайную) ситуацию. Время реагирования - время, прошедшее с момента поступления дежурному сигнала об аварии до момента прибытия подразделения АСС, АСФ к месту аварии для ее локализации.

Время прибытия (реагирования) аварийно-спасательного формирования, с которым у эксплуатирующей организации заключен договор, напрямую влияет на показатели объекта. Данный критерий является обеспечением способа безопасности объекта аренды, связан с минимизацией (отсутствием) рисков возникновения неблагоприятных последствий вследствие возникновения аварийных ситуаций, повышением качественного уровня оказания услуг по газоснабжению населения, безопасной и бесперебойной подачи газа. Кроме того, критерий оценки непосредственно связан с экономической эффективностью объекта аренды, которая состоит в снижении (в отсутствии) расходов, связанных с устранением последствий аварийной ситуации.

Указанное напрямую свидетельствует об отнесении данного критерия к технико-экономическим показателям объекта. Поскольку непосредственно влияет на абсолютные и относительные показатели, которые характеризуют объект.

Время реагирования профессионального АСС, АСФ говорит о подготовке и оснащенности АСС, АСФ, квалифицированности действий при проведении аварийно-спасательных работ, что напрямую связано с устранением аварийной ситуации и обеспечением достижения уменьшения времени восстановления газоснабжения после технологических нарушений в работе газовых сетей (критерий №2).

Управление указывает на то, что данный критерий наряду с остальными характеризует не объект договора, а участников торгов. Однако, Администрация при проведении конкурса не может располагать данными об участниках конкурса и с каким АСС, АСФ у участников заключен Договор, что исключает возможность влияния данного критерия на ограничение конкуренции и возможность характеристики участника торгов.

3.2. Критерий №5 «Бесперебойное предоставление услуги по транспортировке природного газа потребителям: допустимая продолжительность перерыва предоставления услуги по транспортировке в случае инцидента (время прибытия аварийно-диспетчерской бригады арендатора по заявке)».

В соответствии с п.8 Конкурсной документации Участник предоставляет документы, подтверждающие наличие и сроки реагирования аварийно-диспетчерской службы (далее по тексту - АДС) на аварийную заявку.

В соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности» инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.

Согласно п. 3.1. ГОСТ Р 56037-2014 «Услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания» под аварийно-диспетчерской службой понимается служба, в которой объединены функции аварийно-ремонтной и диспетчерской служб.

Согласно п. 9 ГОСТ Р 53865-2010 «Системы газорапсределительные. Термины и определения» аварийное обслуживание сети газораспределения это комплекс работ по локализации и/или ликвидации последствий аварий и инцидентов на сети газораспределения.

Таким образом, конкурсной документацией с учетом требований ФЗ «О промышленной безопасности» установлены критерии в виде времени реагирования профессионального АСС, АСФ при возникновении аварий (критерий № 3), и времени реагирования собственной АДС (необходимость наличия которой установлена конкурсной документацией) при возникновении инцидента (критерий № 5).

С учетом специфики объекта данные критерии в полной мере соответствуют определению лучших условий исполнения договора аренды. Надлежащие условия эксплуатации объектов газоснабжения зависят от влияния множества объективных и субъективных факторов. Установление данных условий для необходимого функционирования газораспределительной системы обусловлено исходя из имеющегося опыта Администрации и фактических условий эксплуатации.

Время реагирования собственной АДС при возникновении аварийных ситуаций способствует более оперативному реагированию, связанному с устранением инцидента, что напрямую влияет на сохранение объекта аренды - муниципальных газопроводов (предотвращение их гибели, уменьшения объема разрушения и т.п.), сохранение жизни и здоровья населения, на время возобновления подачи газа потребителям.

Кроме того, расходы по устранению последствий, связанных с возникновением аварийных ситуаций или инцидента, осуществляется за счет средств Арендодателя, т.е. за счет бюджетных средств. В связи с чем, время реагирования в случае возникновения аварий или инцидента напрямую связано с объектом аренды, а не с характеристиками участников Конкурса.

3.3. Критерий №7«Опыт работы по эксплуатации газопроводов (период эксплуатации газопроводов участником торгов)».

Критерий оценки опыта участника торгов установлен Организатором торгов в целях выбора наиболее квалифицированного исполнения работ по эксплуатации, в том числе, техническому обслуживанию газораспределительной системы, не направлен на ограничение количества участников закупки и не предрешает исход торгов.

Данный критерий является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя. Доводов ущемления прав участников конкурса, свидетельствующих об ограничении конкуренции, в оспариваемом Решение не представлено.

Более квалифицированное исполнение работ по эксплуатации, в том числе техническому обслуживанию газораспределительной системы непосредственно сказывается на технико-экономических показателях объекта на момент окончания срока договора.

Обслуживание сетей, организациями, не имеющими должного опыта, приводит к износу и ухудшению фактического технического состояния муниципального имущества. Результатам этого является неудовлетворительное состояние муниципальных газопроводов к окончанию срока договора и необходимость внесения достаточно больших вложений в капитальный ремонт муниципального имущества за счет бюджетных средств.

Кроме того, ухудшение технического состояния сетей, являющее следствием ненадлежащего обслуживания, влияет на возможность передачи сетей в аренду после окончания срока договора и сокращение количества Арендаторов готовых принять участие в последующих конкурсах на право заключения Договора аренды, поскольку ни каждая эксплуатирующая организация готова принимать в аренду сети находящиеся в «упадническом» состоянии. Данное обстоятельство также влияет на такую экономическую составляющую объекта аренды, как размер арендной платы, поскольку «упадническое» состояние сетей требует первоначального вложения средств, а в последующем передачу сетей в аренду, либо передачу сетей в аренду с более низкой арендной платой, нежели передача сетей находящихся в надлежащем техническом состоянии.

3.4. Критерий №8 «Опыт работы по эксплуатации газопроводов (протяженность эксплуатируемых сетей участником торгов на 31 декабря года, предшествующего подаче заявки на участие в конкурсе)».

Как указывалось выше, качество выполнения работ по эксплуатации, в том числе, техническому обслуживанию. газораспределительной системы непосредственно сказывается на технико-экономических показателях объекта. Поскольку обслуживание сетей, организациями, не имеющими должного опыта, приводит к износу и ухудшению фактического технического состояния муниципального имущества.

Протяженность, указанная в качестве критерия, не ставится в зависимость от арендуемого объекта, а является количественным критерием, который непосредственно влияет на опыт и качество эксплуатации газопроводов.

Опыт работы (период эксплуатации газопроводов участником торгов и протяженность эксплуатируемых сетей) учитывая специфику объекта аренды, позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения договора, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного исполнения договора, удовлетворения потребностей населения в надежной транспортировке газа, обеспечения высокого качества эксплуатации и технического обслуживания газопроводов.

Кроме того, учитывая предыдущий неблагоприятный опыт Администрации в части ненадлежащего обслуживания сетей Арендодателями, при проведении данного Конкурса Организатор торгов пытался максимально при установлении критериев учесть отрицательный опыт передачи сетей аренду, ориентируясь исключительно на размер арендной платы.

Обоснованность применения такого критерия как «опыт» также подтверждается судебной практикой. Так Верховный суд РФ Определением от 13.12.2019 №306-ЭС19-24010 указал, что критерии оценки опыта участников определен в целях выбора наиболее квалифицированного исполнителя работ, не направлен на ограничение количества участников закупки и не предрешает исход торгов.

3.5. Критерий №9 «Размер инвестиционных вложений в развитие арендуемой системы газоснабжения соответствующего муниципального района».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 №39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционная деятельность -вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Данные мероприятия направлены на повышение инвестиционной привлекательности муниципального имущества и эффективности выполнения муниципальной функции по газоснабжению населения.

Инвестиционные вложения в развитие арендуемой газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области:

- непосредственно и напрямую связаны с увеличением возможности подключения к газоснабжению потребителей, в качестве которых выступает жители города Каргата, а также владельцы социально-значимых объектов;

- увеличивают экономические показатели объекта договора, в том числе за счет возможности подключения новых потребителей и, соответственно, увеличения объема снабжения газом потребителей4;

- позволяют поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить техническое обслуживание и эксплуатацию, текущий ремонт арендуемого имущества с периодичностью, установленной правилами технической эксплуатации, нести за свой счёт расходы по содержанию имущества и все другие расходы, связанные с использованием и эксплуатацией имущества, оперативно и своевременно устранять аварии, своевременно и качественно проводить ежегодные подготовительные ремонтные работы сетей. Договором аренды предусмотрена обязанность Арендатора поддерживать имущество в надлежащем, исправном техническом состоянии, осуществлять техническое обслуживание и текущей ремонт и прочее.

Между тем, при заключении договора аренды у муниципальных образований отсутствуют гарантии выполнения данных обязанностей, а также качества их выполнения. Наличие данного критерия позволяет Организатору торгов выявить лучшие условия для поддержания объекта аренды, что напрямую связано с технико-экономическими показателями объекта аренды на момент окончания срока договора (чем больше инвестировано в объект аренды, тем лучше его технико-экономические показатели).

3.6. Критерий №10 «Размер инвестиционных вложений в развитие системы газоснабжения Новосибирской области по группе лиц».

Развитие системы газоснабжения за счет инвестиционных вложений приводит к увеличению экономических показателей объекта договора, развитию газификации поселений региона и возможности подключения новых потребителей, что непосредственно оказывает влияние на объем оказания услуг по транспортировке газа с использованием имущества, права на которое передаются по договору.

Инвестиционные вложения в развитие системы газоснабжения Новосибирской области за три года, предшествующие объявлению конкурса, показывают заинтересованность Арендатора в развитии газификации в Новосибирской области, в частности в Каргатском районе, городе Каргат и надлежащем содержании сетей.

Кроме того, муниципальные образования при реализации программ газификации в связи с отсутствием достаточного финансирования вынуждены откладывать их реализацию на неопределенные периоды времени. Инвестиционные вложения позволяют ускорить процесс реализации программ, улучшить техническое состояние объекта аренды, увеличить при помощи его модернизации пропускную способность и. соответственно, предоставляют большему числу жителей региона возможность использовать природный ресурс для улучшения качества жизни.

ФЗ «О защите конкуренции» устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, установлен ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 20 ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 настоящего Федерального закона.

Подпунктом «а» п. 3.1. ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов;

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что нормы п. 20 ст. 18.1, п. 3.1. ч.1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» носят процедурный характер, которыми регламентирован порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов и предусмотрены полномочия антимонопольного органа на выдачу обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Из разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» следует, что антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции. Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в п. 2 ч.1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции», вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.

Просит отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 17.03.2020 по делу №054/04/7.32.4-375/202.

Представитель Новосибирского УФАС России Травкин С.С. в судебное заседание не явился, об отложении дела слушанием не просил. Об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщал.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.30.1 ч.1 п.3 КРФоАП, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1 - 25.5 настоящего Кодекса: вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КРФоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Копия постановления от 17.03.2020 получена главой администрации 24 марта 2020 г. и 27 марта, жалоба поступила в суд (л.д.2), то есть в установленный ст. 30.3 ч.1 КРФоАП срок и препятствий для ее рассмотрения не имеется.

В силу части 1 статьи 1.5 КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 3 статьи 1.5 КРФоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

В соответствии со ст. 2.4 КРФоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно постановлению заместителя руководителя УФАС по Новосибирской области Камневой Н.П. № 054/04/7.32.4-375/2020 от 17 марта 2020 года, Управлением УФАС по НСО рассмотрена жалоба ООО «Новосибирскоблгаз» на действия организатора торгов администрации города Каргата Новосибирской области при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, а именно объектов газораспределительной системы г. Каргата., протяженностью 69513,9 м., а именно в действиях администрации нарушена процедура проведения торгов, а именно п. 8 Конкурсной документации по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе использование которых не допускается в соответствии с п. 82 Приказа ФАС России от 10.02.2010 г. № 67.

Комиссия Новосибирского УФАС пришла к выводу, что в действиях администрации г. Каргата нарушена процедура проведения торгов, а именно п. 8 Конкурсной документации по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества.

Глава города Каргата Пономаренко В.В., как должностное лицо, подписал конкурсную документацию, утвержденную Постановлением администрации г. Каргата от 11.11.2019 г. № 489, не соответствующую требованиям приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67, и признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КРФоАП. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей (л.д. 65-67).

Постановлением администрации города Каргата Каргатского района Новосибирской области от 11 ноября 2019 г. № 489 принято решение о проведении Конкурса на право заключения договора аренды объектов газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области, общей протяженностью 69 513,9м и утверждены условия проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, находящегося в собственности г. Каргата, Каргатского района НСО (л.д. 16)

Решением 24-й сессии от 25 октября 2017 г. 5-го созыва Совета депутатов города Каргата № 96 главой города Каргата избран Пономаренко В.В. (л.д. 68). По распоряжению главы администрации г. Каргата № 100-к от 26.10.2017, Пономаренко В.В. вступил в должность главы города Каргата с 26 октября 2017 года (л.д. 69).

Согласно конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества, утвержденного постановлением администрации города Каргата Каргатского района от 11 ноября 2019 г. № 489, администрация города Каргата проводит открытый конкурс по форме подачи предложений о размере арендной платы и составу участников. (п. 1), участником конкурса может быть любое юридическое лицо, претендующее на заключение договора ( п. 3) Предмет конкурса: право заключения аренды муниципального имущества: объекты газораспределительной системы г. Каргата Каргатского района НСО протяженностью 69513,9 м. (п. 4)

Согласно п. 8 Конкурсной документации по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Критерий № 3: обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на сетях газоснабжения (время прибытия Аварийно-диспетчерской бригады к месту проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварий на сетях газоснабжения).

Критерий № 5: бесперебойное предоставление услуги по транспортировке природного газа потребителям: допустимая продолжительность перерыва предоставления услуги по транспортировке в случае инцидента (время прибытия Аварийно-диспетчерской бригады Арендатора по заявке).

Критерий № 7: опыт работы по эксплуатации газопроводов (период деятельности организации).

Критерий № 8: опыт работы по эксплуатации газопроводов (протяженность эксплуатируемых сетей на 31 декабря года, предшествующего подаче заявки на участие в конкурсе).

Критерий № 9: «Размер инвестиционных вложений в развитие арендуемой системы газоснабжения соответствующего муниципального района».

Критерий № 10: «Размер инвестиционных вложений в развитие системы газоснабжения Новосибирской области по группе лиц (группе кампаний)». (л.д. 19-49).

По Протоколу № 1 от 30.12.2019 года вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды имущества от 30.12.2019 года, на участие в конкурсе было подано две заявки (Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирскоблгаз», Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Томск») (л.д. 50-55)

Согласно Протоколу № 2 от 10.01.2020 года рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, Обе заявки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации. (л.д. 56-58)

Согласно Протоколу № 3 от 15.01.2020 года оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды имущества, в соответствии с которым Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Томск» признано победителем конкурса. (л.д. 59-64)

Согласно ч.1 ст. 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Применение указанных критериев при определении победителя торгов приводит к необоснованным ограничениям конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с п. 77 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее-Приказ № 67). Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора (за исключением предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства, а также объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть:

-сроки реконструкции (этапы реконструкции) объекта договора, если такая реконструкция предусмотрена в конкурсной документации, в том числе период с даты подписания договора до даты ввода объекта договора в эксплуатацию с характеристиками, соответствующими установленным договором технико-экономическим показателям;

-технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора;

-объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;

-период с даты подписания договора до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, будет осуществляться в объеме, установленном договором;

-цены на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;

-качественная характеристика архитектурного, функционально- технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта договора и квалификация участника конкурса. Указанный критерий может быть использован только в случае если условием договора предусмотрено обязательство участника конкурса по подготовке проектной документации на реконструкцию объекта договора либо обязательство участника конкурса по созданию в рамках исполнения договора имущества, предназначенного для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, поставка, выполнение, оказание которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору;

-при предоставлении бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства, а также объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, используются в совокупности только следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

а) качество описания преимуществ товара или услуги в сравнении с существующими аналогами (конкурентами);

б) качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития субъекта малого предпринимательства;

в) прогнозируемые изменения финансовых результатов и количества рабочих мест субъекта малого предпринимательства:

г) срок окупаемости проекта.

В соответствии с п. 77.1. Приказа № 67 при проведении конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения критерии конкурса формируются в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона о теплоснабжении и статьей 41.1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении. Параметры критериев конкурса, предусмотренные пунктом 78 настоящих Правил, не устанавливаются.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества администрацией города Каргата Новосибирской области процедура проведения торгов нарушена. Пунктом 8 конкурсной документации предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, использование которых не допускается в соответствии с п. 82 Приказа ФАС России от 10 февраля 2010 № 67.

Жалоба ООО «Новосибирскоблгаз» на действия организаторов торгов, администрации г. Каргата признана обоснованной, администрации выдано предписание об устранении нарушений.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области № А45-4132/2020 ото 18.08.2020 г.. в и ске Администрации города Каргат Каргатского района Новосибирской области и ООО «Газпром газораспределение Томск» о признании недействительными решения от 05.02.2020 г. № 054/01/18.1-196/2020 и предписания от 05.02.2020 г. № 054/01/18.1-196/2020 отказано.

Исходя из положений ст. 4.1 КРФоАП при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

На основании ч. 10 ст. 7.32.4 КРФоАП совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до десяти тысяч рублей.

При назначении наказания Пономаренко В. В. в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, предусмотренного санкцией ч. 10 ст. 7.32.4 КРФоАП, должностным лицом были учтены смягчающие обстоятельства и характер совершенного Пономаренко В. В. административного правонарушения, объектом которого является нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества. По своему размеру назначенное наказание является минимальным в пределах санкции вменяемой Пономаренко В. В. статьи КРФоАП, оно является справедливым и соразмерным содеянному.

Обстоятельств, которые могли бы повлиять на вид и размер наказания, но не были учтены должностным лицом при назначении наказания, по делу не имеется.

Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Оснований для отмены или изменения постановления должностного лица суд не усматривает.

Руководствуясь п.3, ч.4, ст. 30.3 - КРФоАП, судья

Р Е Ш И Л

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 17 марта 2020 г.

№ 054/04/7.32.4-375/2020 года о привлечении главы города Каргата Новосибирской области Пономаренко Владимира Владимировича к административной ответственности по ч. 10 ст.7.32.4 КРФоАП – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.

Судья -