ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20-2023 от 24.07.2023 Карымского районного суда (Забайкальский край)

Территориальный орган Дело № 12-20-2023

Федеральной службы государственной УИД 75RS0013-01-2023-001132-71

статистики по Забайкальскому краю

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

п.Карымское 24 июля 2023 года

Судья Карымского районного суда <адрес>ФИО4, при секретаре ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>ФИО3 на постановление врио руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, с назначением административного наказания, в виде административного штрафа, в размере 20 000 рублей.

Представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>ФИО3, не согласившись с данным постановлением, пожала жалобу указав, что непредставление в установленный законом срок формы федерального государственного статистического наблюдения №П-4 «Сведения о численности, заработной плате работников» (месячная переодичность) за март 2023 год допущено по причине отсутствия информации о необходимости предоставления данных сведений. Настоящее время причины и условия, способствующие совершению административного правонарушения устранены. Учреждение ненадлежащим образом было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении. Принимая во внимание малозначительный характер правонарушений, а также учитывая, что административное правонарушение совершено впервые, отсутствует причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среды, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует имущественный ущерб, просит отменить постановление о назначении административного наказания от 15.05.2023 года, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом.

Представитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлялся своевременно и надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет назначение административного наказания в виде административного штрафа, в частности на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации, в том числе юридические лица.

Пунктом 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ установлено, что респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Закона N 282-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4 Закона N 282-ФЗ принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются: полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).

Согласно части 3 статьи 6 Закона N 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, иных данных, передача которых предусмотрена положениями настоящего Федерального закона, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление первичных статистических данных (лица, уполномоченного предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и иных данных и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки первичных статистических данных.

Пунктом 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 620, установлено, что первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Из материалов дела следует, что в отношении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю 3 мая 2023 г. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст.13.19 КоАП РФ, согласно которого ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> не предоставило субъекту официального статистического учета – Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по <адрес> первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения №П-4 (месячная периодичность) «Сведения о численности, заработной плате работников» за 2023 год. Из материалов дела следует, что составление протокола об административном правонарушении назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут уведомление направлено ДД.ММ.ГГГГ путем системы сбора отчетности на сайт ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> и получена адресатом ДД.ММ.ГГГГ. Копия данного протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.13.19 была направлена в ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ как и уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении, согласно системы сбора отчетности и получено ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.13.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Копия постановления получена ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из материалов дела срок предоставления формы № П-4 (месячная отчетность) «Сведения о численности, заработной плате работников» должен был представлен с 1 рабочего дня по 15-е число после отчетного периода. Следовательно, срок предоставления формы №П-4 (месячная отчетность) за март 2023 год- ДД.ММ.ГГГГ (следующий за нерабочим день). В нарушение правовых норм респондент ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> непредставил первичные данные по форме федерального статистического наблюдения №П-4 (месячная отчетность) за март 2023 год.

Соответственно в нарушение статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю не представило в установленный срок первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N П-4 (месячная отчетность) «Сведения о численности, заработной плате работников» в установленный законом срок. Срок предоставления указанной информации истек 18.04.2023 г.

Установленные должностным лицом административного органа и судами обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса, в том числе, виновность лица, совершившего противоправное деяние.

Действия Учреждения, не принявшего, несмотря на имевшуюся возможность, все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства в области государственной статистики в Российской Федерации, квалифицированы по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в обозначенной сфере.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол составляется в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и ему разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Эти нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.

В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя.

На основании вышеизложенного, судом установлено, что надзорным органом существенно нарушена процедура привлечения ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> к ответственности, которое выразилось в вынесении спорного постановления в отсутствие не извещенного надлежащим образом законного представителя привлекаемого к административной ответственности лица, поскольку о времени рассмотрения протокола ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>, было извещено лишь ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 44 минут. В связи с чем, доводы представителя привлекаемого к административной ответственности лица в данной части являются обоснованнями и заслуживающими внимания.

Ненадлежащее извещение законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку привлекаемое лицо в таком случае лишается предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты своих прав.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Установив при рассмотрении дела факт о ненадлежащем извещении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП.

С учетом изложенного суд находит постановление должностного лица о привлечении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю вынесенным с нарушением прав привлекаемого к ответственности лица, и как следствие подлежащее отмене.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может.

Как следует из представленных суду материалов ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю не предоставила сведения – форму № П4 – «Сведения о численности, заработной плате работников» за март 2023 года, срок предоставления которой был по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, как обоснованно указано в протоколе об административном правонарушении временем совершения правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 2 месяца.

Учитывая положения п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, истечение на день рассмотрения жалобы заявителя в суде апелляционной инстанции срока давности привлечения ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.13.19 КоАП РФ для данной категории дел, вопрос о виновности лица не может обсуждаться за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, потому производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю удовлетворить.

Постановление врио руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>, ОТМЕНИТЬ.

Производство по делу прекратить в виду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано сторонами в Забайкальский краевой суд в десятидневный срок с момента его получения.

Судья Е.В. Мищенко