Дело № 12-20 (37 RS0019-01-2019-000513-71) Р Е Ш Е Н И Е г. Иваново «09» июля 2019 года Судья Советского районного суда г. Иваново Мозжухин В.А. с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – В.Е.А., начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Ивановской области Р.О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «Объединенные электрические сети» ФИО1 на постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, установил: Постановлением начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Ивановской области Р.О.А. от 13 марта 2019 года АО «Объединенные электрические сети» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, АО «Объединенные электрические сети» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 145000 рублей. Генеральный директор АО «Объединенные электрические сети» ФИО1 с данным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление об административном правонарушении отменить. Жалобу мотивировал тем, что при обеспечении работников АО «Объединенные электрические сети» специальной одеждой, обувью, АО руководствуется требованиями ГОСТ Р 12.4234-2012, поскольку стандарт распространяется на одежду специальную, предназначенную для защиты электротехнического персонала от термических рисков электрической дуги и устанавливает технические требования и методы испытаний. Приобретение и обеспечение электромонтеров оперативно-выездной бригады такими средствами индивидуальной защиты как куртка-накидка из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года), куртка-рубашка из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года), фуфайка-свитер из термостойких материалов (1 на 2 года), валенки с резиновым низом (по поясам) в АО «Объединенные электрические сети не требуются. Применяемый в АО «Объединенные электрические сети» комплект для защиты от термических ожогов обеспечивает необходимый уровень работников от ожогов второй степени, с учетом уровня защиты средств индивидуальной защиты от термического воздействия электрической дуги с суммарной предельной величиной падающей энергии, превышающей фактическую. В 2015 году в АО «Объединенные электрические сети» была проведена плановая выездная проверка Государственной инспекцией труда в Ивановской области, по результатам которой в Предписание № «…» от 09.06.2015 года, было отражено требование об обеспечении в срок до 30.12.2015 года электромонтеров по эксплуатации распределительных сетей и электромонтеров оперативно-выездной бригады костюмом из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, бельем нательным хлопчатобумажным или термостойким, перчатками трикотажными термостойкими, ботинками кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур на термостойкой маслобензостойкой подошве, каской термостойкой с защитным щитком для лица с термостойкой окантовкой, подшлемником под каску. Каких-либо замечаний, касающихся необходимости приобретения иных средств индивидуальной защиты, по итогам проведения проверки в 2015 году Государственной инспекцией труда высказано не было. Данный пункт предписания был выполнен в полном объеме, о чем было сообщено в Государственную инспекцию труда в Ивановской области в установленный срок. Замечаний по выполнению данных мероприятий со стороны Государственной инспекции труда не поступало, что свидетельствовало о том, что объем приобретаемых в ОАО «Объединенные электрические сети» средств индивидуальной защиты соответствует требованиям законодательства РФ. В 2018 году Государственной инспекцией труда вновь была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой не были выявлены нарушения в части обеспечения и объема выдаваемых работникам средств индивидуальной защиты. В рамках расследования несчастного случая с электромонтером оперативно-выездной бригады нарушений законодательства со стороны АО «Объединенные электрические сети» не выявлено. Кроме того, из обжалуемого постановления следует, что работники АО «Объединенные электрические сети» в ходе проведения проверки опрошены не были. Временной промежуток, в течение которого допущено нарушение законодательства, выразившееся в ненадлежащем обеспечении работников АО средствами индивидуальной защиты, не установлен. В постановлении не отражен вопрос о наличии оснований для замены административного штрафа предупреждением, поскольку АО «Объединенные электрические сети» ранее к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ не привлекалось. В судебном заседании представитель АО «Объединенные электрические сети» – В.Е.А. доводы жалобы поддержала, и пояснила, что в распорядительных документах Государственной инспекции труда дата проведения внеплановой выездной проверки определена 01.02.2019 года, приказ о проведении проверки вручен генеральному директору АО «Объединенные электрические сети» 07.02.2019 года, что является нарушением ч.16 ст.10 Федерального закона от 26.122018 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которой юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Основания для проведения внеплановой проверки не установлены, поскольку доказательств того, что основанием для вынесения мотивированного представления явилось причинение вреда жизни, здоровью граждан Государственной инспекцией труда не представлено. Начальник отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Ивановской области Р.О.А. возражала против доводов жалобы и пояснила, что ГОСТ Р 12.4.234-2012 применяют при проектировании, постановке на производство и подтверждении соответствия изделий термостойкой спецодежды для защиты от термических рисков электрической дуги. Деятельность АО «Объединенные электрические сети» не связана с проектированием, постановкой на производство, подтверждением соответствия изделий термостойкой спецодежды для защиты от термических рисков электрической дуги и ее испытанием. При обеспечении работников средствами индивидуальной защиты АО «Объединенные электрические сети» обязано руководствоваться требованиями ст.212,221 ТК РФ, Типовыми отраслевыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты и Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одежды, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минтруда РФ от 01.09.2009 года № 290н. Кроме того, в 2015 году в АО «Объединенные электрические сети» была проведена плановая проверка, по результатам которой было выдано предписание № «…» от 09.06.2015 года. В соответствии с п.4 предписания АО «Объединенные электрические сети» обязано устранить нарушение требований, изложенных в ст.ст.212,221 ТК РФ, п.6 Межотраслевых правил обеспечения работников СИЗ, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 г. и др., предписание было исполнено. При проведении проверки по расследованию несчастного случая, произошедшего 23.12.2018 г. с электромонтером, было установлено нарушение АО «Объединенные электрические сети» требований ст.212,221 ТК РФ. В дополнительных пояснениях показала, что внеплановая выездная проверка проводится на основании мотивированного представления, вынесенного должностным лицом, в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровья работникам. 31 января 2019 года проверка была согласована с прокуратурой Ивановской области, срок начала проверки определен с 01 февраля 2019 года. Распоряжение о проведении проверки было вручено генеральному директору АО «Объединенные электрические сети» ФИО1 07.02.2019 года. В распоряжении от 30 января 2019 года установлен период проверки с 01.02.2019 по 28.02.2019 года. Кроме того, в законе не определено, что выезд осуществляется в день проведения проверки. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. На основании распоряжения Государственной инспекции труда от 30 января 2019 года № «…» в период с 01 по 22 февраля 2019 года в отношении АО «Объединенные электрические сети» была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой было выявлено не обеспечение электромонтеров оперативно-выездной бригады положенными им СИЗ, а именно: куртка - рубашка из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года), фуфайка-свитер из термостойких материалов (1 на 2 года), валенки с резиновым низом (по поясам), предусмотренных п. 85 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 апреля 2011 года № 340н. По результатам проверки 22 февраля 2019 года должностным лицом Государственной инспекции труда в Ивановской области в отношении АО «Объединенные электрические сети» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и вынесено оспариваемое постановление. Часть 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Согласно примечанию к указанной норме, под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. В соответствии со ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Согласно ст. 221 ТК РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н. В силу п. 4 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Согласно п. 6 Межотраслевых правил работодатель имеет право с учетом своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Согласно п.15.1 Приказа Министерства труда и социального развития РФ от 25.04.2011 год «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» работодатель устанавливает в соответствии с Нормами перечень средств индивидуальной защиты от термического воздействия электрической дуги для соответствующих рабочих мест, обеспечивающий защиту работников от ожогов второй степени, с учетом уровня защиты средств индивидуальной защиты от термического воздействия электрической дуги с суммарной предельной величиной падающей энергии, превышающей фактическую. 09 января 2017 года приказом №4 генерального директора ФИО1 утверждены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам АО «Объединенные электрические сети». Применяемый в АО «Объединенные электрические сети» комплект для защиты от термических рисков электрической дуги состоит из костюма из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (куртка, полукомбинезон), в т.ч. на утепляющей прокладке; ботинки кожаные с защитным подноском для защиты от повышенных температур на термостойкой маслобензостойкой подошве, в т.ч. утепленные; белья нательного хлопчатобумажного; перчаток трикотажных термостойких; каски термостойкой с защитным щитком для лица с термостойкой окантовкой; подшлемника под каску термостойкого. На данный комплект имеется сертификат соответствия Таможенного союза. Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что объем приобретаемых в АО «Объединенные электрические сети» средств индивидуальной защиты, входящим в понятие «комплект из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами» не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, в материалах дела отсутствуют. То есть отсутствуют доказательства нарушения положений ст. 212 ТК РФ об обеспечении безопасности работников предприятия. Однако оценка этому при вынесении оспариваемого постановления не дана. Кроме того, как установлено в судебном заседании, в 2015 году в АО (ОАО) «Объединенные электрические сети» была проведена плановая выездная проверка Государственной инспекцией труда в Ивановской области, по результатам которой было выдано Предписание № «…» от 09.06.2015 г, в котором содержалось требование об обеспечении в срок до 30.12.2015 г. электромонтеров по эксплуатации распределительных сетей и электромонтеров оперативно-выездной бригады набором специальной одежды и обуви, с конкретным перечнем наименований указанных СИЗ (тех, которые приобретаются АО в настоящее время (п.5 Предписания)). Данный пункт Предписания был выполнен Обществом в полном объеме, о чем было сообщено автору предписания в установленный срок. Впоследствии, при проведении аналогичной проверки, каких-либо замечаний со стороны Государственной инспекции труда в Ивановской области не поступало. Указанные инспекцией наименования СИЗ были включены и в «Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам АО «Объединенные электрические сети», утвержденные приказом генерального директора в 2017 году. Таким образом, обеспечение работников АО (ОАО) «Объединенные электрические сети» средствами индивидуальной защиты указанных наименований было произведено в соответствии с требованиями Государственной инспекции труда в Ивановской области, а не по инициативе руководства Общества. При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях АО «Объединенные электрические сети» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, что, в силу п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, исключает производство по делу об административном правонарушении, и влечет необходимость отмены постановления административного органа. На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л : Постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Ивановской области от 13 марта 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО «Объединенные электрические сети» отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение 10 суток со дня получения его копии. Судья: -подпись- Мозжухин В.А. |