ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2006/2022 от 19.07.2022 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0046-01-2022-008361-16

Дело № 12-2006/2022

РЕШЕНИЕ

г.Казань 19 июля 2022 года

Судья Вахитовского районного суда г. Казани Д.И. Гадыршин,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя - управляющего Отделением – Национальным банком по ... - Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации №ТУ-92-ДЛ-22-2540/3120-1 от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – представителя правления АО «Автоградбанк» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя - управляющего Отделением – Национальным банком по ... - Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от ... Ю.В. ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе на постановление об административном правонарушении Ю.В. ФИО2 просила вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного деяния.

Явившаяся в суд ФИО4 представила доверенность от имени Ю.В.ФИО2, которая была удостоверена самой же Ю.В.ФИО2, в связи с чем не была допущена к участию в судебном заседании.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 ГПК РФ полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Часть 2 ст. 53 ГПК РФ содержит предписание о том, что доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель.

Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией организации социального обслуживания, в которой находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или членами их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.

Согласно п. 3 ст. 185.1 ГК РФ, доверенность может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Такая доверенность удостоверяется бесплатно.

Удостоверение подписи доверителя состоит в подтверждении организацией, где работает доверитель, того, что подпись на доверенности проставил именно он, а не какое-либо иное лицо. Удостоверение своей подписи самим доверителем противоречит смыслу указанного пункта. Лицо, выдавшее доверенность, не может заверить свою подпись. Такое удостоверение подписи не гарантирует третьим лицам, которым впоследствии предъявляется доверенность, достоверность подписи доверителя.

Представитель Отделения – Национального банка по ... - Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО5 просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав заявителя, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение: - об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от ... N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от ... N 115-ФЗ).

Согласно данной статье к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ... N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее Федеральный закон N 115-ФЗ) к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки соответствия правил внутреннего контроля АО «Автоградбанк», выявлено их несоответствие требованиям действующего законодательства:

1) в нарушение требований пункта 1.4 Положения Банка России ...-П в пункте 5.1.8 «Программы идентификации» ПВК указано, что Банк может не идентифицировать выгодоприобретателя, если клиент является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, указанной в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, или лицом, указанным в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, при этом отсутствует обязательное условие о том, что выгодоприобретатель является клиентом такого клиента, что не соответствует пункту 1.4 Положения Банка России ...-П;

2) в нарушение требований пункта 2.5 Положения Банка России ...-П в ПВК, в частности в «Программе организации системы ПОД/ФТ и ПФРОМУ» ПВК, отсутствует описание структуры, задач, функций, прав и обязанностей, порядка организации работы подразделения по ПОД/ФТ;

3) в нарушение требований пункта 3.5 Положения Банка России ...-П в ПВК, в частности в «Программе идентификации» ПВК, отсутствуют положения о фиксировании:

- обстоятельств, обусловивших невозможность выявления бенефициарного владельца в решении Банка о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем;

- сведений, указывающих на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления Банком бенефициарного владельца в анкете (досье) клиента;

- в случае, если в результате принятия Банком мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица не выявлен и бененфициарным владельцем признан единоличный исполнительный орган такого клиента;

4) в нарушение требований пункта 3.6 Положения Банка России ...-П в ПВК, в частности «Программе идентификации» ПВК, отсутствуют положения о фиксировании в анкете (досье) клиента решения Банка о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента - физического лица с обоснованием принятого решения (в случае выявления Банком бенефициарного владельца клиента - физического лица);

5) в нарушение требований пункта 4.9 Положения Банка России ...-П в ПВК, в частности в «Программе управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» ПВК, отсутствуют:

- порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиентов с указанием периодичности их проведения;

- сроки пересмотра степени (уровня) риска клиента6;

- перечень мер повышенного внимания, применяемых в отношении услуг Банка, риск использования которых в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма оценивается Банком как повышенный;

6) в нарушение требований пункта 6.1 Положения Банка России ...-П в ПВК, в частности в «Программе организации работы по отказу»7 ПВК, отсутствует порядок информирования физического лица, юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица о причинах принятия кредитной организацией решения об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции, решения о расторжении договора банковского счета (вклада) в соответствии с пунктами 5.2 и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в случае его (ее) обращения в кредитную организацию, а также о наличии у юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица права представить в любое структурное подразделение кредитной организации документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции, решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), способах их представления;

7) в нарушение требований пункта 7.1.1 Положения Банка России ...-П в ПВК, в частности в «Программе, определяющей порядок применения мер по замораживанию

(блокированию) денежных средств или иного имущества»8 ПВК, отсутствует порядок доведения до лиц, уполномоченных применять меры по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества, информации о выявленных в ходе проведения проверки клиентах, в отношении денежных средств или иного имущества которых не были применены меры по их замораживанию (блокированию), подлежавшие применению в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ;

8) в нарушение требований пункта 7.2.1 Положения Банка России ...-П в ПВК, в частности в «Программе организации работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), запросами и решениями межведомственной комиссии» ПВК, отсутствуют:

- порядок доведения до лиц, уполномоченных на выполнение распоряжений о совершении операции или заключение от имени Банка договора банковского счета (вклада) соответственно, информации об устранении (о невозможности устранения) оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада);

- порядок доведения до лиц, уполномоченных на выполнение распоряжений о совершении операции или заключение от имени Банка договора банковского счета (вклада) соответственно, информации о решении межведомственной комиссии об отсутствии оснований для отказа, решении межведомственной комиссии об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого кредитной организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем;

9) в нарушение требований пункта 3 Указания Банка России ...-У в ПВК, в частности «Программе, определяющей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества» ПВК, отсутствуют:

- порядок частичной или полной отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в случае, установленном пунктом 7 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ;

- порядок доведения до лиц, уполномоченных применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, информации о выявленных в ходе проведения проверки клиентах, в отношении денежных средств или иного имущества которых не были применены меры по их замораживанию (блокированию), подлежавшие применению в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ;

10) в нарушение требований пункта 4 Указания Банка России ...-У в ПВК, в частности в «Программе приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом» ПВК, отсутствуют:

- порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ, включая фиксирование информации о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом (в том числе даты и времени приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом);

- порядок информирования клиента о причинах приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ, в случае его обращения в Банк;

- порядок организации работ по осуществлению приостановленной в соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом, что является нарушением требований Федерального закона от ... N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма".

Указанные обстоятельства подтверждены заключением №ВН-Ц12- от ..., учредительными документами общества, выпиской из ЕГРЮЛ и иными доказательствами по делу.

Факт нарушения АО «Автоградбанк» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от ТУ-92-ДЛ-22-2540/1020-1 от ..., составленном в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, оценив добытые доказательства в совокупности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ч. 2 ст. 2.1, ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о виновности Ю.В. ФИО2 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Судья считает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, поскольку его вина подтверждается материалами дела об административном правонарушении, достоверность которых не вызывает сомнений.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении указанного лица составлено полномочным лицом, административное дело в отношении него рассмотрено уполномоченным органом, текст обжалуемого постановления соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.27Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Согласно жалобе, Ю.В. ФИО2 считает вменяемое ей правонарушение малозначительным.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного суда РТ от 24.03.2005г. ... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Часть 1 статьи 15.27consultantplus://offline/ref=B6AF652B344AAB4D838C2217A7E2A35B473C276EB5519D0B44162F281B3D9A4319D6F714DA0BC3DAI Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, других обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Суд признает меру ответственности назначенной Ю.В. ФИО2 соразмерной совершенному правонарушению, с учетом тяжести совершенного правонарушения, связанного с легализацией (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены постановления заместителя - управляющего Отделением – Национальным банком по ... - Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от ... о привлечении Ю.В. ФИО2 к административной ответственности почасти 1 статьи 15.27 КоАП РФ не имеется, жалоба заявителя подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя - управляющего Отделением – Национальным банком по ... - Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации №ТУ-92-ДЛ-22-2540/3120-1 от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – представителя правления АО «Автоградбанк» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через данный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.И. Гадыршин

Решение28.07.2022