ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2007/20 от 29.01.2021 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 12-58/2021

УИД 35RS0010-01-2020-016196-28

Р Е Ш Е Н И Е

город Вологда 29 января 2021 года

Судья Вологодского городского суда Гарыкина О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Вологде управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО2 от 03.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Вологде управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО2 от 03.11.2020 комендант учебного корпуса ФГБОУ ВО "Вологодский государственный университет" ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.

ФИО1 обратилась в суд с жалобой об отмене данного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения либо признании правонарушения малозначительным. Полагает, что не является субъектом административного правонарушения, поскольку не наделена организациоонно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, следовательно, не является должностным лицом, к которому по смыслу 2.4 КоАП РФ может быть применена административная ответственность.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Защитник ФИО1 по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

В судебном заседании старший государственный инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Вологде управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО2 поддержала протокол об административном правонарушении. Пояснила, что проверка проводилась по требованию Прокуратуры в связи с расследованием пожара. Проверка проводилась в течение 20 дней, все нарушения установлены и зафиксированы. В ходе проверки часть нарушений могла быть устранено своими силами без привлечения значительных затрат, что не было сделано. После составления протокола последовали действия, направленные на устранение нарушений

Суд, заслушав должностное лицо, защитника ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно статье 2 настоящего Закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Приказом ректора ВоГУ от 03.12.2018 назначены ответственные за пожарную безопасность работники Университета, в том числе комендант учебного корпуса ФИО1

01.10.2020 в указанный приказ внесены изменения, в списке работников, ответственных за пожарную безопасность указана ФИО1 – комендант Эксплуатационно-технического управления учебного корпуса .

В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной 22.04.2019 и.о. ректором ВО "Вологодский государственный университет" комендант учебного корпуса ФГБОУ ВО "Вологодский государственный университет" в должностные обязанности ФИО1 входит, в том числе:

-следить за обеспечением корпуса необходимым имуществом, оборудованием, средствами противопожарной защиты (п.2.7);

-контролировать выполнение правил противопожарной безопасности (п.2.9): следить за укомплетованностью пожарных щитов-гидрантов и других пожарных средств; контролировать правила соблюдения противопожарных норм в помещениях; проводить инструктаж по мерам противопожарной безопасности и техники безопасности с обслуживающим персоналом клининговых компаний; контролировать свободу выхода через запасные пожарные выходы; контролировать запрет курения в помещениях, коридорах, туалетах и на прилегающей территории на расстоянии 15 метров от здания; согласовывать план проведения противопожарных тренировок на учебный год; участвовать в проведении противопожарных тренировок по результатам которых должна готовить акты.

-контролировать записи в журнале технического обслуживания охранно-пожарной сигнализации речевого оповещения о пожаре и ежемесячно представлять ее на проверку ведущему инженеру по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (п.2.11).

-проводить инструктаж о правилах проживания, о мерах противопожарной безопасности под подпись в журнале (п.2.22).

Пунктом 4 вышеуказанной инструкции предусмотрено, что комендант несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.

Вопреки доводам заявителя на момент выявления административного правонарушения именно ФИО1 являлась лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в учебном корпусе ФГБОУ ВО "Вологодский государственный университет".

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения о проведении внеплановой проверки от 22.09.2020 в отношении ФГБОУ ВО "Вологодский государственный университет", расположенных по адресу: <адрес>, в период с 28.09.2020 по 21.10.2020 старшим государственным инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Вологде управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО2 установлено, что ФИО1, являющаяся комендантом учебного корпуса ФГБОУ ВО "Вологодский государственный университет" – ответственным за пожарную безопасность и отвечающим за обеспечение выполнения требований пожарной безопасности в здании учебного корпуса допустила следующие нарушения нормативных документов по пожарной безопасности:

-в нарушение требования п. п. «м» п. 23 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР в РФ) в лестничной клетке (2 этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) установлены внешние блоки кондиционеров;

-в нарушение требования п. 4.2.22 Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дверь на путях эвакуации из помещения в лестничную клетку (3 этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) открывается не по направлению выхода из здания;

-в нарушение требования п. 4.2.19 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» с учётом 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ширина двери эвакуационного выхода из помещения на лестничную клетку (3 этаж) (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. ) менее 0,8 м;

-в нарушение требования п. 4.2.22 Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дверь на путях эвакуации из помещения в помещение (3 этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) открывается не по направлению выхода из здания;

-в нарушение требования п. 4.2.19 Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ширина двери эвакуационного выхода из лестничной клетки в помещении (1 этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) 0,8 м;

-в нарушение требования п. 4.2.22 Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дверь на путях эвакуации из помещения в помещение (1 этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) открывается не по направлению выхода из здания;

-в нарушение требования п. 4.2.22 Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дверь на путях эвакуации из лестничной клетки в помещение (1 этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) открывается не по направлению выхода из здания;

-в нарушение требования п. 20 Г1Г1Р в РФ; ст. 27 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Свода правил 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для помещений электрощитовых и (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) не произведен расчет категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». На дверях указанных помещений отсутствует обозначение указанных категорий;

-в нарушение требования приложения п. 5.4.5 Свода правил 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» с учётом ч. 4, ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на объекте защиты III степени огнестойкости стропила и обрешетка не подвергнуты обработке огнезащитными составами не ниже II группы огнезащитной эффективности в соответствии с ГОСТ 53292*;

-в нарушение требования п.61 ППР в РФ пожарные извещатели автоматической установки пожарной сигнализации в помещениях: (3 этаж), (1 этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) находятся в неработоспособном состоянии (протокол проверки работоспособности АПС от 09.10.2020);

-в нарушение требования п. 4.2, п. 4.8 Свода правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность не обеспечивают необходимый уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей, а именно уровень звука менее 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении (кабинеты ) (протокол проверки системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях от 09.10.2020);

-в нарушение требования п. 13.3.6 Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности горизонтальное расстояние от извещателей до осветительных приборов менее 0,5 м (1 этаж - кабинеты в коридоре около кабинета , помещение охраны, ИВЦ - кабинет серверная, 2 этаж - , тамбур у кабинета преподавателей, кабинет преподавателя, 3 этаж - , в коридоре у кабинетов );

-в нарушение требования п. А4 приложения А Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Помещения не оборудованы пожарными извещателями (кабинет , помещение на лестничной площадке между 2 и 3 этажами);

-в нарушение требования п. 36 ППР в РФ на путях эвакуации в помещениях (1 этаж) (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. ) устроена электрощитовая, предназначенная под учебный процесс;

-в нарушение требования п. 5.3 Свода правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» над эвакуационным выходом из помещения (1 этаж) (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. ) наружу отсутствует световой оповещатель "Выход";

-в нарушение требования п.п. «к» п. 23 ППР в РФ под лестничным маршем первого этажа (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. ) в помещении складируются различные материалы и вещи;

-в нарушение требования п. 4.3.6 Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» На путях эвакуации из помещения на лестничную клетку допущено устройство лестницы с забежными ступенями (1 этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. );

-в нарушение требования п. 35 ППР в РФ запоры на двери эвакуационного выхода не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (помещение 1 этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. );

-в нарушение требования п.п. «д» п. 23 ППР в РФ на путях эвакуации отсутствуют двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара (выход на лестничную клетку из помещения первого этажа ) (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. ), на путях эвакуации отсутствуют двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара (выход на лестничную клетку из помещения первого этажа ) (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. ); на путях эвакуации отсутствуют двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара (выход на лестничную клетку а из помещения первого этажа ) (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. );

-в нарушение требования п.п. «к» п. 23 ППР в РФ под лестничным маршем первого этажа (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) в помещении складируются различные материалы и вещи;

-в нарушение требования п.п. «б» п. 23 ППР в РФ в технических помещениях, в элетрощитовых в объеме всего здания осуществляется хранение горючих материалов;

-в нарушение требования п. 40.1 ППР в РФ на фасаде здания размещен баннер, выполненный из горючих материалов;

-в нарушение требования п.п. «к» п. 23 ППР в РФ под лестничным маршем первого этажа (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) складируются строительные материалы;

-в нарушение требования п. 35 ППР в РФ запоры на двери эвакуационного выхода не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (помещение этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. );

-в нарушение требования п. 4.4 Свода правил 1.13130.2020 «О системе противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ширина лестничного марша лестницы менее 1 м. (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. );

-в нарушение требования п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» с учётом ч.4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» В полу на путях эвакуации в помещении (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) допущены перепады высот менее 0,45 см;

-в нарушение требований п.п «б» 36 в РФ на путях эвакуации из помещения чертежного зала этаж (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) установлены стенды, препятствующие свободной эвакуации; вторые створки металлических дверей эвакуационных выходов с 3 этажа из помещений на лестницу (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. ) находятся в заблокированном состоянии (заварены сваркой).

-в нарушение требования п. 5.3 Свода правил 3.13 130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г, № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», требования не ужесточают положений таблицы п. 1, таблица п. 8 НПБ 104-03 Нормы пожарной безопасности «Системы оповещение и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» над эвакуационным выходом из помещения (3 этаж) (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. ) на лестничную клетку (3 этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) отсутствует световой оповещатель "Выход";

-в нарушение требования п. 5.3 Свода правил 3.13130.2009 «Система противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре Требования пожарной безопасности» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» над эвакуационным выходом из помещения (3 этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) на лестничную клетку (3 этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) отсутствует световой оповещатель "Выход";

-в нарушение п. 4.1.1 таблицы № 1 СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» с учётом ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Внутренний противопожарный водопровод не соответствует требованиям п. 4.1.1 таблицы СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (протокол испытания внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу);

-в нарушение п. 61 ППР в РФ в здании не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

-в нарушение требования п. 77 ППР в РФ не обеспечена очистка объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары;

-в нарушение требования п. 74 ППР в РФ противопожарные расстояния между зданиями и строениями используется для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и установки зданий и сооружений;

-в нарушение требования п.п. «б» п. 36 ППР в РФ на путях эвакуации в коридорах 2 этаж (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) установлены шкафы;

-в нарушение требования п.п. «г» п. 36 ППР в РФ на дверях, установленных в лестничную клетку (2 этаж) (согласно техническому паспорту от 02.11.2007 г. ) отсутствует механизм самозакрывания;

-в нарушение требования п.п. «г» 36 ППР в РФ на дверях, установленных в лестничную клетку из помещения (2 этаж) (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. ) отсутствует механизм самозакрывания;

-в нарушение требования п.п. «г» п. 36 ППР в РФ на дверях, установленных в лестничную клетку из помещения (2 этаж) (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. ) отсутствует механизм самозакрывания;

-в нарушение требования п.п. «б» 35 ППР в РФ вторая створка металлических дверей эвакуационного выхода из помещения в помещение этаж (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. ) находится в заблокированном состоянии (заварена сваркой);

-в нарушение требования п.п. «г» п. 36 ППР в РФ на дверях, установленных в лестничную клетку (2 этаж) (согласно технического паспорта от 02.11.2007 г. ) отсутствует механизм самозакрывания;

-в нарушение требования ст. 134, таблицы , 28 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности на путях эвакуации для отделки стен в общем коридоре у помещения этаж (согласно техническому паспорта от 02.11.2007 г. ) применены материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2* ВЗ, Д2, Т2.

Деяние ФИО1 правильно квалифицировано по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.

Фактические обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушением от 23.10.2020, актом проверки органа государственной власти от 21.10.2020, предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности , должностной инструкцией коменданта эксплуатационно-технического управления от 22.04.2019, приказом о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность в подразделениях университета, журналом учета работ технического обслуживания и ремонтов установок охранно-пожарной сигнализации журналом технического обслуживания, проведения испытаний и перезарядки огнетушителей, журналом учета инструктажей по пожарной безопасности, журналом работоспособности пожарных насосов, фотоматериалами и иными материалами в совокупности.

Находя вину ФИО1 в совершении административного правонарушения доказанной, суд считает правильной квалификацию ее действий по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Наказание назначено ФИО1 в пределах санкции статьи 20.4 ч. 1 КоАП РФ. Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не установлено.

С учётом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление старшего государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Вологде управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО2 от 03.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья О.А. Гарыкина