Дело № 12-200/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2017 года г. Керчь
Судья Керченского городского суда Республики Крым - Григорьевская И.В., при секретаре – Зингерман К.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гор. Керчь, жалобу АО «Камыш-Бурунский железорудный комбинат» о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Представитель АО «Камыш-Бурунский железорудный комбинат» обратилась в суд с жалобой в которой просит суд признать незаконным и отменить постановление вынесенное отделом по надзору на море Восточного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю от 27.06.2017года, № 04-07-79/2017, о привлечении к административной ответственности АО «Камыш-Бурунский железорудный комбинат», по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ; взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей.
Жалоба мотивирована тем, что в постановлении указано, что в ноябре 2016 года, АО «КБ ЖРК» зарегистрировало право собственности на обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов. В отводной канал АО «КБ ЖРК» осуществляется сброс следующих вод, сточных вод из Керченских очистных сооружений «Орджоникидзевские» КУП РК «Вода Крыма»; природных вод из озера Чурбаш самотеком (при переполнении озера паводковыми водами, для исключения подтопления населенных пунктов); дренажных вод со шламохранилищ (Нижне-Чурбашского и Верхне- Чурбашского) АО «КБ ЖРК»; дренажных вод с объекта хранения отходов золы (зольник) Камыш-Бурунский ТЭЦ АО «Крымтеплоэлектроцентраль».При этом в постановлении установлено, что АО «КБ ЖРК» при осуществлении своей деятельности, являясь собственником отводного канала, не обеспечило соблюдение требований действующего законодательства РФ. Эксплуатация отводного канала АО «КБ ЖРК», связанная со сбросом сточных вод в Камыш-Бурунскую бухту Азовского моря производится без учета их влияния на состояние водного объекта, без утвержденного проекта нормативов допустимых тросов загрязняющих веществ, разрешения на сброс. Контроль за качеством дренажных вод из Верхне-Чурбашского и Нижне- Чурбашского хвостохранилищ, золо-шлакоотвала структурного подразделения Камыш-Бурунская ТЭЦ» АО «Крымтеплоэлектроцентраль», избыточных вод из. Оз. Чурбашского, сточный вод Орджоникидзевских канализационных очистных сооружений, поступающих в отводной канал АО КБ «ЖРК», и в последствие сбрасываемых в Камыш-Бурунскую бухту Керченского пролива Азовского моря, отсутствует. Решение о предоставлении водного объекта (Камыш-Бурунской бухтой Керченского пролива Азовского моря) в пользование в целях сброса сточных (в том числе дренажных) вод отсутствует. Указывает в жалобе, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю привлекло АО «КБ ЖРК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ за осуществление сброса сточных вод в Камыш-Бурунскую бухту Азовского моря в отсутствие утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, разрешения на сброс, решения на водопользование и учета влияния сброса на состояние водного объекта. Так же указано, что в постановлении указано на стр. 4, что АО «КБ ЖРК» осуществляет сброс дренажных вод из шламохранилища. Указывает, что на территории АО «КБ ЖРК» отсутствуют дренажные сооружения, что при отсутствии дренажной системы не могут образовываться дренажные воды. Кроме того обращает внимание суд, что АО «КБ ЖРК» является организацией, в отношении которой производится процедура банкротства, в связи с чем, деятельность предприятия регулируется положениями и ограничениями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".Общество не осуществляет производственную деятельность, соответственно и не осуществляет сброс сточных вод в Камыш-Бурунскую бухту. АО «КБ ЖРК» является собственником обводного канала, т.к. канал был построен в 1959г., что подтверждается Решением Совета Народного хозяйства Херсонского экономического административного района от 1959г. В жалобе указано, что в настоящее время, в связи с банкротством АО «КБ ЖРК», Обществом канал не эксплуатируется, он просто проходит по территории предприятия. Согласно постановлению, сброс сточных вод в обводной канал осуществляют ТУП «Вода Крыма» и АО «Крымтеплоэлектроцентраль». По мнению представителя истца, ГУП «Вода Крыма» и АО «Крымтеплоэлектроцентраль» необходимо разрабатывать нормативы допустимых сбросов, разрешение на сброс и решение на водопользование водного объекта, а также вести контроль за сбросами. Представитель АО «КБ ЖРК» считает, что в действиях АО «КБ ЖРК» отсутствует объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в действиях АО «КБ ЖРК» отсутствует состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. Так же представитель указал, что в постановлении указано, что АО «КБ ЖРК» лишено возможности получения разрешительной документации, в связи с отсутствием сведений о сбросе сточных вод ГУП РК «Вода Крыма» в обводной канал. Ввиду того, что АО «КБ ЖРК» не осуществляет сброс сточных вод в обводной канал, Общество является собственником обводного канала, но не эксплуатирует его. Таким образом, АО «КБ ЖРК» лишено сведений о составе, количестве и качестве сточных вод, сбрасываемых в обводной канал другими предприятиями. По мнению представителя, в действиях АО «КБ ЖРК» отсутствует вина за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы изложенные в жалобе поддержала, просила жалобу удовлетворить, постановление признать незаконным и отменить.
Представитель Федеральной службы в сфере природопользования Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и гор. Севастополю Отдел надзора на море Восточного региона, ФИО1, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы.
Суд, заслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, материалы административного дела № 04-07-79\2017, считает жалобу не подлежащей удовлетворению, постановление следует оставить без изменения.
В Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю поступило письмо Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры от 10.04.207 года о проведении проверки исполнения АО «Камыш-Бурунский железорудный комбинат» требований природоохранного законодательства при осуществлении работ по расчистке обводного канала Нижне-Чурбашского хранилища и изъятию грунта в районе, примыкающему к обводному каналу с приложением справки по результатам участия в проверке (л.д.52,67-77).
10 мая 2017 года государственным инспектором было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и определения об истребовании доказательств в организации( л.д.78-80).
В соответствии с представленной информацией установлено, что согласно информации АО «КБ ЖРК» от 13.05.201 7 г., АО «КБ ЖРК» признано банкротом в 2002 году. В соответствии с требованиями украинского издательства о банкротстве, предприятие прекратило хозяйственник деятельность, не заключало договора и не осуществляло расчетов в связи с запретом законодательства (л.д.81).
В соответствии с Федеральным законом № 154, от 29.06.2615 года, АО «КБ ЖРК» зарегистрировался как субъект хозяйственной деятельности РФ.
После проведения инвентаризации должника, согласно Акта приема-передачи выявлено наличие обводного (отводного) канала Нижне-Чурбашского хранилища шламов. В ноябре 2016 года АО «КБ ЖРК» зарегистрировало за собой право собственности на канал (л.д.127-128).
В отводной канал АО «КБ ЖРК» осуществляется сброс следующих водосточных вод из Керченских очистных сооружений «Орджонидзевские» ГУП РК «Вода Крыма»; природных вод из озера Чурбаш самотеком (при переполнении озера (паводковыми водами, для исключения подтопления населенных пунктов); дренажных вод со шламохранилищ (Нижне-Чурбашского и Верхне-Чурбашского) АО «КБ ЖРК» и с объекта хранения отходов золы (зольник) Камыш- Бурунской ТЭЦ Акционерного общества АО «Крымтеплоэлектроцентраль».
С 2015 года АО «КБ ЖРК» вело переписку с ГУП РК «Вода Крыма», относительно заключения договора на сброс сточных вод, предоставления информации об объемах сбрасываемых вод, информации по НДС, ПДК, НВОС (л.д.84-88,96-99), ГУП РК «Вода Крыма» отказывается предоставлять конкретные данные, было подано до заявление об административном правонарушении (л.д.99 обр. стор.)
ГУП РК «Вода Крыма» и АО «Крымтеплоэлектроцентраль» не заключали с АО «КБ ЖРК» договора на сброс сточных вод с их территории в обводной канал.
Обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов является поверхностным водным объектом, который напрямую соединяется с Керченским проливом Азовского моря.
15 июня 2017 года государственным инспектором отдела надзора на море вынесен протокол в отношении АО « КБ ЖРК» о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ ( л.д.111-116).
27 июня 2017 года государственным инспектором отдела надзора на море вынесено постановление в отношении АО « КБ ЖРК» вынесено постановление № 04-07-79\2017, АО « КБ ЖРК» признан виновным по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 80 000 рублей (л.д.120-125).
Согласно п. 19 ст. 1 Водный кодекс РФ сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В обводной канал, принадлежащий АО «Камыш-Бурунский железорудный комбинат», поступают дождевые, инфильтрационные и талые воды из Верхне-Чурбашского и Нижне-Чурбашского хвостохранилищ, золо-шлакоотвала структурного подразделения «Камыш-Бурунская ТЭЦ» ООО «Крым ТЭЦ», избыточные воды из оз. Чурбашского, сточные воды Орджоникидзевских канализационных очистных сооружений, которые в дальнейшем сбрасываются в Камыш-Бурунскую бухту Керченского пролива Азовского моря.
Суд приходит к выводу, что АО «КБ ЖРК», как собственник канала, не осуществляет должным образом контроль за качеством и объемами сброса сточных вод в рыбохозяйственный водоем - Керченский пролив Азовского моря.
Согласно ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Согласно ст.11 Водного кодекса Российской Федерации - право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в целях сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи.
Суд к доводам представителя заявителя относиться критически, так керченский пролив Азовского моря относится к водным объектам, находящимся в федеральной собственности, соответственно решение о предоставлении водного объекта для целей сброса сточных вод может быть получено только субъектом, который осуществляет непосредственный сброс в водоем, находящийся в федеральной собственности, то есть собственником отводного канала, который имеет непосредственное соединение с Керченским проливом и через который осуществляется сброс сточных вод с Верхне-Чурбашского и Нижне-Чурбашского хвостохранилищ, золо-шлакоотвала структурного подразделения «Камыш-Бурунская ТЭЦ» ООО «Крым ТЭЦ», из Орджоникидзевских канализационных очистных сооружений, избыточных вод из оз. Чурбашского.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются также лицом, которое осуществляет непосредственный сброс сточных вод в водный объект, находящийся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, то есть также АО «КБ ЖРК», после проведения мониторинга за качеством сбрасываемых вод, который не проводился АО «КБ ЖРК».
Таким образом, суд приходит к выводу, что признание АО «КБ ЖРК» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, выразившееся в нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, является обоснованным.
Суд считает законным вынесенное в отношении АО «КБ ЖРК» постановление о назначении административного наказания № 04-07-79/2017 от 27 июня 2017 г. и не подлежащим отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление №04-07-79/2017 от 27.06.2017 г., вынесенное Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю, Отдел надзора на море по Восточному региону, в отношении Акционерного общества «Камыш-Бурунский железорудный комбинат» по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Акционерного общества «Камыш-Бурунский железорудный комбинат» на постановление № 04-07-79/2017 от 27.06.2017 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение 10 дней.
Судья –