Р Е Ш Е Н И Е
<адрес><дата>
Судья <адрес> городского суда <адрес>ФИО3,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра по жалобе Главного управления <адрес> «Государственная жилищная инспекция <адрес>» на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> судебного района <адрес> дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.1.3 ч.2 КоАП РФ в отношении МУП «<данные изъяты>»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> судебного района от <дата> прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.1.3 ч.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения. Мировым судьей установлено, что в отношении МУП «<данные изъяты>» <дата> должностным лицом ТО № ГУ <адрес> «Государственная жилищная инспекция» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1.3 ч.2 КоАП РФ, которое состояло в том, что <дата> в 15 часов 30 минут МУП «<данные изъяты>» осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес> нарушением лицензионных требований, установленных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, а именно: ненадлежащим образом исполнило обязанность по содержанию общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме, в подъездах дома грязно, на полах и ступенях лестничных клеток имеется мусор, песок, на подоконниках имеется грязь, стекла окон загрязнены, работы по уборке в подъездах дома не проводятся. В соответствии со ст.162 ЖК РФ управляющая компания в соответствии с договором управления жилым домом обязана за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным жилым домом. Решением Совета депутатов муниципального образование «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района утверждены тарифы на коммунальные услуги, тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения с <дата>, и для жилых 1-2-х этажных домов установлен тариф платы за содержание и ремонт жилого помещения 26 рублей 94 копейки, без затрат на уборку лестничных клеток. Расходы по уборке лестничных клеток не включены в жилищные услуги по жилому дому по адресу: <адрес>, по которому ГЖИ установлены нарушения ст.14.1.3 ч.2 КоАП РФ, собственники жилых помещений в указанном многоквартирном жилом доме не провели в соответствии со ст.45 ЖК РФ общее собрание с целью утверждения размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в Администрацию <адрес> по данному вопросу не обращались. Вина управляющей компании в совершении правонарушения, предусмотренного ст.14.1.3 ч.2 КоАП РФ отсутствует.
Будучи несогласным с указанным постановлением, Главное управление <адрес> «Государственная жилищная инспекция <адрес>», должностным лицом которого осуществлялось производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП «<данные изъяты>», обратилось с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, дело возвратить на новое рассмотрение, ссылаясь в обоснование жалобы на то, что постановление считает незаконным, необоснованным, противоречащим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела. В соответствии с действующим законодательством управляющие компании обязаны выполнять комплекс работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества находящихся в управлении многоквартирных домов. Согласно п.23 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения», работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, включают в себя, в том числе, сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей пандусов. Размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений многоквартирных домов устанавливаются в соответствии с ч.3 ст.156 ЖК РФ органами местного самоуправления, но управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимые при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательских риском. Заключенный <дата> договор управления многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> включает в себя все обязательные услуги, в том числе, те, которые исключило Решение Совета депутатов от <дата>№, поэтому управляющая организация необоснованно и незаконно, руководствуясь ч.3 ст.156 ЖК РФ, применила тариф за услуги за содержание и ремонт, утвержденный органами местного самоуправления, в нарушение ч.2 и ч.8 ст.162 ЖК РФ в одностороннем порядке изменила существенные условия договора управления, что является грубым нарушением действующего законодательства.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 доводы и требования жалобы поддержал.
Представитель МУП «СЕЗ-Белоозерский» в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 2 ст. ст.14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. В соответствии со ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Частью 2 ст. 162 ЖК РФ определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В статье 193 ЖК РФ установлены лицензионные требования деятельности по управлению многоквартирными домами. Согласно п. 7 ч. 1 данной статьи к лицензионным требованиям могут быть отнесены и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В силу подпунктов "а" и "б" п. 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ. Таким образом, указанные требования являются лицензионными, их соблюдение является обязанностью управляющих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, но, поскольку эти лицензионные требования возникают из договора управления многоквартирным домом, который в силу указанных положений ЖК РФ может предусматривать оказание услуг по управлению многоквартирным домом только платно, одним из условий возникновения данной лицензионной обязанности, в соответствие со ст.162 ч.2 ЖК РФ, является возникновение у управляющей организации права на оплату выполнения ею этой услуги.
Материалами дела подтверждается, что Решением Совета депутатов муниципального образование «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района утверждены тарифы на коммунальные услуги, тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения с <дата>, и для жилых 1-2-х этажных домов установлен тариф платы за содержание и ремонт жилого помещения 26 рублей 94 копейки, без затрат на уборку лестничных клеток. Расходы по уборке лестничных клеток не включены в жилищные услуги по жилому дому по адресу: <адрес>, по которому ГЖИ установлены нарушения ст.14.1.3 ч.2 КоАП РФ, собственники жилых помещений в указанном многоквартирном жилом доме не провели в соответствии со ст.45 ЖК РФ общее собрание с целью утверждения размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в Администрацию <адрес> по данному вопросу не обращались. При таких обстоятельствах, положения ст.162 ЖК РФ по оказанию услуги управления указанным многоквартирным жилым домом в части услуги по уборке подъездов дома не реализованы в силу принятия нормативно-правового акта городского поселения Белоозерский, исключающего эту услугу из числа оказываемых в соответствии со ст.162 ЖК РФ за плату, то есть в рамках осуществления предпринимательской лицензированной деятельности.
Доводы о том, что установление необходимой платы за оказание услуг, установленных в силу лицензионных требований относится к предпринимательским рискам управляющей компании к рассматриваемому случаю не применимы, поскольку в соответствии с ч.1 ст.2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, в том числе, от выполнения работ или оказания услуг. Бесплатное выполнение работ и оказание услуг не является предпринимательской деятельностью, и в силу вышеназванных нормативных положений не может быть отнесено к лицензированной деятельности. Не может суд также согласиться и с доводами о том, что, несмотря на принятие указанного нормативно-правового акта городского поселения Белоозерский, МУП «<данные изъяты>» обязано осуществлять уборку подъездов указанного дома в силу положений договора управления многоквартирным жилым домом, поскольку этот договор также предусматривает платное оказание услуги по управлению многоквартирным жилым домом, а размер этой платы не установлен ни нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, ни решением собрания собственников жилого дома, в связи с чем данное условие договора является неисполнимым и неисполнимость этого условия возникла не по вине МУП «<данные изъяты>», которое полномочиями по установлению размера оплаты выполняемых услуг по управлению многоквартирным жилым домом в силу закона не наделено.
При таких обстоятельствах, нарушений норм материального и процессуального права, мировым судьей не допущено, оснований к отмене или изменению обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Главного управления <адрес> «Государственная жилищная инспекция <адрес>» на постановление мирового судьи судебного участка № Воскресенского судебного района <адрес> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.1.3 ч.2 КоАП РФ в отношении МУП «<данные изъяты>» оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> судебного района от <дата> о прекращении производствва по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.1.3 ч.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, в порядке, установленном ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
СУДЬЯ: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>