ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-200/18 от 30.11.2018 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-200/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Советского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Шилина Л.В.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Багаева О.П.,

действующего на основании доверенности от (дата),

при секретаре Корчемкиной Е.С.,

рассмотрев жалобу должностного лица - заместителя главы Советского района по экономическому развитию ФИО1 на постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО - Югры ФИО2 (номер) от 12.09.2018 г. о привлечении его к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО - Югры ФИО2 (номер) от 12.09.2018 г. заместитель главы Советского района по экономическому развитию ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере (-) рублей, за то, что он, будучи заместителем главы Советского района по экономическому развитию, являясь председателем комиссии по предоставлению государственной поддержки сельскохозяйственным производителям Советского района, в нарушение подп. 2.1.1. п.2.1. Порядка расчёта и предоставления субсидий на поддержку растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, на поддержку мясного скотоводства, переработки и реализации продукции мясного скотоводства, которая является приложением 16 к Государственной программе № 420-п, принял решение о предоставлении субсидии в размере (-) руб. 14.11.2017г. КФХ ФИО3 на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, хотя документы, подтверждающие реализацию продукции потребителям отсутствовали, а представленные свидетельствовали, что он является поставщиком, грузополучателем, плательщиком и покупателем, т.е. КФХ ФИО3 реализовал продукцию сам себе.

В жалобе, поданной в Советский районный суд, ФИО1 просит об отмене постановления должностного лица, поскольку субсидия в 2016 и в 2017 годах КФХ ФИО3 была предоставлена на законных основаниях. Также указывает на малозначительность выявленных нарушений.

В судебное заседание ФИО1 не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, передал ведение дел представителю по доверенности, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ.

Представитель Службы контроля ХМАО - Югры в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, до даты судебного заседания поступил отзыв на жалобу, в котором должностное лицо просит оставить жалобу ФИО1 без удовлетворения, суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя контролирующего органа.

Защитник Багаев О.П. доводы жалобы поддержал по тем же основаниям.

Выслушав доводы защитника, исследовав материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наступление административной ответственности за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 данного Кодекса.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы России Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что в рамках реализации задач государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 420-п (далее - государственная программа № 420-п), Департаментом финансов автономного округа доведена до Финансово-экономического управления Администрации в 2017 году субвенция на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в размере (-) руб.

В соответствии с решением Думы Советского района от 22.12.2016 №31 «О бюджете Советского района на 2017 год и на плановый период и 2019 годов», муниципальной программой Советского района «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Советского района на 2015-2018 годы», утверждённой постановлением администрации Советского района от 15.09.2014 № 3786 (далее - Муниципальная программа № 3786), Финансово-экономическим управлением Администрации до Администрации в 2017 году доведена субвенция на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в размере (-) руб.

В соответствии с Соглашением о реализации муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014-2020 годах» от 22.04.2015 № 19, заключенного между Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа и Администрацией, Уполномоченным органом по обеспечению выполнения Государственной программы № 420-п, является Администрация, которая обязана использовать по целевому назначению финансовые средства, передаваемые из бюджета автономного округа для исполнения отдельного государственного полномочия (пункт 2.2.2. данного Соглашения).

Выплата субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства и деятельности по заготовке и переработке дикоросов в соответствии с Законом № 228-оз осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с порядком, утвержденным Правительством автономного округа.

В соответствии с разделом 5 («Механизм реализации государственной программы») Государственной программы № 420-п предоставление субсидии по мероприятиям, реализуемым в рамках переданных полномочий в соответствии с Законом № 228-оз, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с порядками, приведенными в приложениях 16, 17, 18, 19 к Государственной программе № 420-п.

Порядок расчёта и предоставления субсидий на поддержку растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, на поддержку мясного скотоводства, переработки и реализации продукции мясного скотоводства является приложением 16 к Государственной программе № 420-п.

В соответствии с пунктом 1.6 Порядка № 16 основанием для перечисления субсидии является соглашение о предоставлении субсидии, заключенное между Уполномоченным органом (Администрацией) и Получателем на период действия государственной программы.

В рамках реализации Государственной программы № 420-п Муниципальной программы № 3786, между Администрацией и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (КФХ ФИО3) заключено соглашение о предоставлении субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства в рамках реализации государственной программы автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016-2020 годах» от 17.02.2014 б/н (далее - Соглашение с КФХ ФИО3), в соответствии с которым (с учётом дополнительных соглашений от 27.01.2017 (номер), от 20.10.2017 (номер) и от 22.12.2017 (номер)) КФХ ФИО3 в 2017 году предоставлена субсидия на развитие прочих отраслей животноводства: птицеводства в размере (-) руб.

В соответствии с пунктом 2.1.5. Соглашения с КФХ ФИО3 Администрация осуществляет контроль соблюдения КФХ ФИО3 целей, условий и правил Порядка № 16.

В соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 Порядка № 16 для получения субсидии получатель предоставляет в Администрацию копии документов, подтверждающих реализацию продукции потребителям (копии договоров купли-продажи, договоров комиссии, договоров оказания услуг (при оптовой и мелкооптовой торговле), копии платежных документов (приходных кассовых ордеров или платежных поручений, или листов книги учета доходов и расходов за отчетный месяц (для индивидуальных предпринимателей), копии товарных накладных соответствующих унифицированных форм (ТОРГ-12 «Товарная накладная», ТОРГ-14 «Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли)»).

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка № 16 Уполномоченный орган (Администрация) в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, указанных в подпунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 пункта 2.1, пункте 2.2 Порядка № 16, осуществляет их проверку на предмет достоверности сведений и направляет поступившие документы на рассмотрение комиссии по предоставлению государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, действующей при Уполномоченном органе (далее - комиссия). Положение о комиссии и ее состав утверждаются правовым актом Уполномоченного органа. Решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии принимается комиссией в течение 3 рабочих дней со дня поступления на ее рассмотрение документов, указанных в подпунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 пункта 2.1, пункте 2.2 Порядка №16. Решение оформляется протоколом заседания комиссии.

В соответствии с пунктом 2.8 Порядка № 16 основанием для отказа в предоставлении субсидии является, в том числе непредставление Получателем документов, указанных в подпунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 пункта 2.1 Порядка № 16.

В соответствии с пунктом 2.9. Порядка № 16 в случае отсутствия оснований, предусмотренных в пункте 2.8 Порядка № 16, Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней от даты принятия решения о предоставлении субсидии осуществляет ее перечисление Получателю в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.

Потребителем, согласно абзацу 3 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» признаётся гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В ходе проверки должностными лицами Службы контроля ХМАО-Югры установлено, что КФХ ФИО3 предоставил в Администрацию заявку на получение субсидии от 03.11.2017 № 11 (входящий Администрации от 03.11.2017 № 11082), в которой в качестве документов, подтверждающих реализацию продукции приложил товарные накладные унифицированной формы ТОРГ-12 от 01.10.2017 № 123, от 02.10.2017 № 124, от 03.10.2017 № 125, от 06.10.2017г. №126, от 07.10.2017 №127, от 08.10.2017 № 128, от 11.10.2017 №129, от 12.10.2017 №130, от 13.10.2017 №131, от 13.10.2017 №132, от 17.10.2017 №133, от 18.10.2017 №134, от 20.10.2017 №135, от 21.10.2017 №136, от 22.10.2017 №137, от 24.10.2017 №138, от 25.10.2017 №139, от 26.10.2017 №140, от 28.10.2017 №141, от 29.10.2017 №142 и от 30.10.2017 №143 на общую сумму (-) руб.

При этом во всех вышеперечисленных товарных накладных, предоставленных КФХ ФИО3 в Администрацию в качестве документов, подтверждающих реализацию продукции потребителям, ФИО3 является поставщиком, грузополучателем, плательщиком и покупателем, то есть КФХ ФИО3 реализовал продукцию самому себе.

В приходных кассовых ордерах, подтверждающих оплату продукции, реализованной по указанным товарным накладным (01.10.2017 № 123, от 02.10.2017 № 124, от 03.10.2017 № 125, от 06.10.2017г. №126, от 07.10.2017 №127, от 08.10.2017 № 128, от 11.10.2017 №129, от 12.10.2017 №130, от 13.10.2017 №131, от 13.10.2017 №132, от 17.10.2017 №133, от 18.10.2017 №134, от 20.10.2017 №135, от 21.10.2017 №136, от 22.10.2017 №137, от 24.10.2017 №138, от 25.10.2017 №139, от 26.10.2017 №140, от 28.10.2017 №141, от 29.10.2017 №142 и от 30.10.2017 №143 на общую сумму (-) руб.) оплата принимается также от ФИО3, при этом какие-либо договора с покупателями (грузополучателями) и (или) другие документы, подтверждающие реализацию продукции потребителям, отсутствуют.

Таким образом, КФХ ФИО3 в нарушение подпункта 2.1.1 пункта 2.1 Порядка № 16 не предоставлены документы, подтверждающие реализацию продукции потребителям (заявка на получение субсидии от 14.12.2017 № 13).

Администрацией в соответствии с протоколом заседания комиссии от 14.11.2017 б/н, письмом управления экономического развития и инвестиций Администрации от 15.11.2017 № 266, платежным поручением от 27.11.2017 № 4073 предоставлена субсидия КФХ ФИО3 на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в размере (-) руб. (на основании заявки от 03.11.2017 № 11).

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) администрация, как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных названным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Таким образом, в нарушение раздела 5 Государственной программы № 420-п, пункта 2.9 Порядка № 16 Администрацией предоставлена субсидия на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в размере (-) руб. при наличии оснований для отказа, а именно непредставлением КФХ ФИО3 документов, указанных в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 Порядка № 16 (документов, подтверждающих реализацию продукции потребителям).

Распоряжением от 02.06.2016 г. № 406-к администрации Советского района ФИО1 назначен на должность муниципальной службы высшей группы - заместитель главы Советского района по экономическому развитию с 02.06.2016 года.

Должностная инструкция заместителя главы Советского района по экономическому развитию утверждена главой Советского района 02.03.2017г. (дата ознакомления 09.03.2017 г.), в соответствии с пунктом 3.1.5 которой, на заместителя главы Советского района по экономическому развитию возлагается организация осуществления реализации федеральных, окружных и муниципальных программ, в пределах своей компетенции, а также создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству.

Он же является председателем комиссии по предоставлению государственной поддержки сельскохозяйственным производителям Советского района и руководит ее работой (постановление №1137 от 19.06.2017г. о создании комиссии), в компетенцию Комиссии входит принятие решения о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении (п.2.1.2, 4.3).

Материалы не содержат доказательств того, что во исполнение п.2.5 порядка предоставления субсидии уполномоченный орган Администрации в целях уточнения и устранения противоречий в документах на получении субсидии обращался с письменным либо устным запросом к Получателю субсидии, или в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления и организации, в т.ч. с выездом к месту нахождения Получателя субсидии, в срок, установленный в настоящем пункте.

Факт нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов подтверждается собранными доказательствами по делу, оцененными в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, было вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией ч.3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения, нельзя признать убедительными.

Так, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Правонарушение, предусмотренное статьей 15.15.3 КоАП РФ, нарушает установленный порядок использования бюджетных средств. В целях повышенной охраны защищаемой данной нормой правоотношений, законодателем установлен значительный срок давности привлечения к административной ответственности - два года. Так как данное правонарушение существенным образом нарушает охраняемые общественные отношения, связанные с предоставлением средств бюджета, то отсутствуют и основания для его квалификации в качестве малозначительного.

Таким образом, оснований к отмене или изменению оспариваемого постановления административного органа в отношении ФИО1 не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО - Югры ФИО2 (номер) от 12.09.2018 г. о привлечении заместителя главы Советского района по экономическому развитию ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу должностного лица ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.В. Шилина