ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-200/20 от 12.03.2020 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

г.о. Тольятти 12 марта 2020 года

Судья Центрального районного суда г.о.Тольятти Самарской области ФИО1, с участием представителя ИП С.Я., помощника прокурора Центрального района г.Тольятти Шкляр А.А., рассмотрев в апелляционном порядке административное дело по жалобе представителя ИП С. - К. на постановление мирового судьи судебного участка № 117 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о признании индивидуального предпринимателя С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 117 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ

индивидуальный предприниматель С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10.000 рублей в доход государства.

Представитель ИП С. - К., действующий на основании доверенности, обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 117 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание С. не явился, будучи уведомленным о дне и времени слушанья дела, ходатайства об отложении суду не представил, обеспечил явку представителя, на личном участии не настаивал. В связи с этим суд полагает возможным рассмотреть доводы жалобы в его отсутствие.

Представитель ИП С.Я. доводы, изложенные в жалобе поддержала, просила жалобу удовлетворить, указав на то, что постановление мирового судьи не содержит данных, свидетельствующих о нарушении Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». П.3 Приказа Росфинмониторинга содержит исчерпывающий перечень сотрудников которые должны пройти обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. ИП С. утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В штатном расписании его организации отсутствуют сотрудники, указанные в п.3 Приказа Росфинмониторинга №203 которым необходимо проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Следовательно, утвержденный ИП С.. перечень сотрудников содержит полный список лиц, которые согласно п. 3 Приказа Росфинмониторинга №203 и решением руководителя организации должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Во исполнение п.7 и п.8 Приказа Росфинмониторинга №203 ИП С.. проводятся вводный и дополнительный инструктажи согласно утвержденному перечню сотрудников, которые фиксируются в соответствующих журналах о прохождении указанных инструктажей, что в свою очередь подтверждается материалами, приложенными к делу. Таким образом, доводы прокурора о выявленных нарушениях в части не соблюдения требований к подготовке и обучению кадров ИП С. считает необоснованными. В рамках соблюдения Федерального закона от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Закон) ИП С. были разработаны и утверждены Правила внутреннего контроля (далее ПВК), которые были представлены в ходе проверки. Разработка данных ПВК, согласно ст.4 Закона относится к одной из мер, внутреннего контроля направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Организация по идентификации клиентов проводится в соответствии с предусмотренной программой Правил внутреннего контроля ИП С. - программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании. ИП С. разработаны и утверждены Анкеты клиентов с целью их идентификации до принятия их на обслуживание, данные Анкеты содержат всю необходимую для идентификации клиента информацию которая предусмотрена п.6 Приказа Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ №366 «Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее Приказ Росфинмониторинга №366). В соответствии с п.1.4-2 ст.7 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится. Из документов, представленных в материалах дела, видно, что идентификация клиентов ИП С. проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства, а Анкеты клиентов содержат полную и исчерпывающую информацию необходимую в соответствии с требованиями Приказа Росфинмониторинга №366 для идентификации клиентов. Кроме того, указанные в постановлении мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ нарушения требований п.9 Приказа Росфинмониторинга №366 не относятся к деятельности ИП С. Также, в материалах дела, отсутствуют какие-либо доказательства позволяющие делать выводы о неисполнении ИП С. требований к идентификации клиентов установленных Приказом Росфинмониторинга №366. Проверка осуществления внутреннего контроля проводится согласно программе осуществления внутреннего контроля предусмотренной правилами внутреннего контроля ИП С., что подтверждается отчетом СДЛ и справками о проделанной работе. Таким образом, считает, что доводы прокурора о выявленных нарушениях в части не соблюдения требований по идентификации клиентов ИП С. необоснованны. Считает, что действия ИП С. не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ. Также ссылалась на малозначительность деяния.

Помощник прокурора Центрального района г.Тольятти Шкляр А.А. просил постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу представителя ИП «С.» К. без удовлетворения, поддержав возражения, представленные заместителем прокурора Фрунзенского района г.Саратова, указав на то, что в действиях С. имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.1 КоАП РФ.

Исследовав представленные материалы административного дела, приобщенные и исследованные судом документы, выслушав объяснения участников судебного заседания, суд приходит к следующему.

Согласно ст.15.27 ч.1 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Судом установлено, что прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова с привлечением специалиста Саратовской государственной инспекции пробирного надзора ФКУ Пробирная палата России» проведена проверка соблюдения Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации «отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в деятельности ИП С., осуществляемой по адресу: <адрес> (комиссионный магазин «Победа»).

Согласно выписке из ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя С. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по Красноглинскому району г.Самары. Основными и дополнительными видами деятельности ИП С. являются торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах, деятельность агентов по оптовой торговле металлами в первичных формах, торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами, торговля оптовая драгоценными камнями, торговля оптовая отходами и ломом.

ИП С. включен Саратовской государственной инспекцией пробирного надзора в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, с выдачей бессрочного уведомления о постановке на специальный учет от ДД.ММ.ГГГГ.

В карте специального учета индивидуального предпринимателя заявлены виды деятельности в области обращения с драгоценными металлами и драгоценными камнями: 46.72.23 - торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами; 46.76.4 - торговля оптовая драгоценными камнями; -6.12.22 - деятельность агентов по оптовой торговле металлами в первичных формах; 46.77 - торговля оптовая отходами и ломом, а также внесены 5 территориально обособленных подразделений, в том числе, одно, расположенное по адресу: <адрес> (<данные изъяты>).

Согласно ст.5 ФЗ РФ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.

Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Установлено, что в проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ИП С. участвовал в операциях скупки и купли-продажи ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, в силу чего на него распространялись обязанности по соблюдению требований Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии со ст.4 ФЗ РФ ФЗ РФ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно п. 2 ст.7 того же ФЗ РФ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля.

ДД.ММ.ГГГГ ИП С. утверждены Правила внутреннего контроля в новой редакции.

Согласно штатному расписанию, утвержденному ИП С.ДД.ММ.ГГГГ, в состав работников индивидуального предпринимателя включены, в том числе, должности 15 продавцов-консультантов, 12 кассиров, 15 приемщиков товаров. Указанные должности и работники, занимающие данные должности, не включены в перечень сотрудников индивидуального предпринимателя, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем.

В соответствии с п. 2 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 года № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

Согласно п.3 данного Приказа Росфинмониторинга в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - деятельность на финансовом рынке)) включаются следующие сотрудники: а) руководитель организации; б) руководитель филиала организации; в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо); д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии); ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии; з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

В силу п.7 данного Приказа Росфинмониторинга вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения.

Согласно п.8 указанного Приказа Росфинмониторинга дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления; при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

В журналах учета прохождения вводного и дополнительного инструктажей отсутствуют сведения об обучении персонала ИП С., участвующего в сделках скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий, а также лома таких изделий.

Таким образом, в нарушение указанных требований ИП С. не проводил вводный и дополнительный инструктаж работников с целью подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Работники ИП С. были допущены до работы с клиентами без вводного инструктажа и длительное время не проходили обязательного обучения в указанных целях, в то время как ИП С. разработана программа такого обучения.

Согласно п.1 ч.1 ст.7 ФЗ РФ ФЗ РФ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи.

Пунктом 6 Приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 года № 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» установлено, что в целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, организации и индивидуальные предприниматели используют: а) сведения, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц; б) сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов; в) информацию из открытых баз данных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов; г) иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные организации, индивидуальному предпринимателю на законных основаниях.

ИП С. осуществляет анкетирование клиентов при совершении операций скупки, купли-продажи ювелирных изделий и лома таких изделий.

В нарушение требований п. 6 Приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 года № 366 при оформлении операций скупки ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий, кассиром в подразделении индивидуального предпринимателя по адресу: <адрес> (комиссионный магазин «Победа»), в целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов (физических лиц), не проверяются сведения об утерянных, недействительных паспортах и паспортах умерших физических лиц.

Пунктом 9 Приказа Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, при идентификации клиентов устанавливают сведения, указанные в приложении N 1 и приложении N 2 к настоящим требованиям.

В нарушение требований п.9 данного Приказа ИП С. не организована должным образом идентификация клиентов, в частности, сотрудники индивидуального предпринимателя при проведении операций скупки ювелирных изделий либо лома таких изделий, а также при приеме на комиссию ювелирных изделий не проводят должным образом идентификацию своих клиентов, а именно: не устанавливают в отношении клиента сведения о гражданстве, дате рождения, реквизитах документа, удостоверяющего личность (паспорта), адрес места жительства (регистрации) или места пребывания. При проведении перечисленных операций вместо данных удостоверений личности зафиксированы данные водительских удостоверений клиента либо такие данные не зафиксированы.

Таким образом, суд считает установленным факт нарушения ИП С. требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившемся в неисполнении законодательства в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Вывод мирового судьи о наличии в действиях индивидуального предпринимателя С. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы при рассмотрении дела и получили надлежащую оценку в обжалуемом постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы представителя ИП С. - К. об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя С. состава вмененного административного правонарушения, проверялись мировым судьей и обосновано признаны несостоятельными.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что мировой судья правильно установил фактические обстоятельства дела, тщательно исследовал представленные ему доказательства, дал им надлежащую оценку, нашедшую отражение в постановлении и пришел к обоснованному и правильному выводу о виновности индивидуального предпринимателя С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.1 КоАП РФ.

При получении доказательств, положенных в основу постановления мирового судьи о назначении административного наказания, процессуальных нарушений допущено не было.

Срок давности привлечения индивидуального предпринимателя С. к административной ответственности не истек.

Назначенное наказание соответствует санкции статьи и является справедливым.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи, применения положений ст.2.9 КоАП РФ и считает его законным и обоснованным.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ :

Постановление мирового судьи судебного участка № 117 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о в отношении индивидуального предпринимателя С. по ст.15.27 ч.1 КоАП РФ - оставить без изменения, а его жалобу представителя ИП С. - К. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в порядке и сроки установленные главой 30 КоАП РФ.

Судья: