ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-200/2016 от 11.03.2016 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-200/2016Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

424028

г. Йошкар-Ола 11 марта 2016 года

ул.Баумана 91 А

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием защитника Хисматуллиной С.Н. – Пальцевой Е.В., действующей на основании доверенности от 17 декабря 2015 года,

представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Журавлевой Н.В., действующей на основании доверенности от 11 января 2016 года,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО <данные изъяты> Хисматуллиной С.Н. на постановление начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 29 января 2016 года по делу об административном правонарушении, которым

Хисматуллина С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрированная и проживающая по адресу: РМЭ, <адрес>, являющаяся генеральным директором ООО <данные изъяты>», ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшаяся,

привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 29 января 2016 года генеральный директор ООО <данные изъяты> Хисматуллина С.Н. привлечена к административной ответственности и подвергнута административному взысканию в виде штрафа в размере 4000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно постановлению, в действиях ФИО1 установлен факт нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении недостоверной рекламы «Скидка 50% на все», размещенной при выходе в магазин <данные изъяты> расположенном в павильоне <адрес>.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить постановление о наложении штрафа и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указала, что размещением рекламы занималась директор обособленного подразделения ФИО3 Приказы и распоряжения о проведении данной акции ФИО1 не принимались, согласование макета рекламы не производилось. В соответствии с п. 4.2 должностной инструкции директора магазина, именно директор магазина осуществляет контроль за наличием полной достоверной информации о товаре при его приемке и реализации. Считает, что в её действиях отсутствует состав вмененного правонарушения.

В судебное заседание ФИО1, надлежаще извещенная не явилась, считаю возможным рассмотреть дело без ее участия.

Защитник Пальцева Е.В., доводы и требования жалобы поддержала, пояснила аналогично, изложенному в жалобе.

Представитель УФАС по Республике Марий Эл ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, считает постановление законным и обоснованным.

Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав материалы административного дела, материалы дел и , Управления Федеральной антимонопольной службы по РМЭ, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. действующей на момент совершения административного правонарушения) установлена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Актом мониторинга от 25 марта 2015 года установлено, что при входе в магазин «<данные изъяты>», расположенного в павильоне <адрес> по адресу: <адрес>, на стене справа от входа в торговый павильон размещена реклама следующего содержания: «Тотальная ликвидация в магазине <данные изъяты> - 50% на все! Успей до 30 марта 2015 года».

Объектом рекламирования в данной рекламе явились товары, реализуемые ООО <данные изъяты> в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.

Согласно материалов дела следует, что скидка 50% предоставлялась покупателям не на весь ассортимент (перечень) товаров. При покупке товаров, на кассе, непосредственно при расчете кассиром 6 # 7623 был выдан чек, при изучении которого было установлено, что на один из товаров в чеке, а именно, стельки для обуви, скидка 50% не была проведена, что подтверждается чеком от 25.03.2015, покупка была совершена в 20:03 по московскому времени. При этом скидка 50% не была включена в стоимость товаров, поскольку скидка, как следует из акта мониторинга и материалов дела, предоставлялась потребителям «на кассе» и учитывалась в общем чеке.

Административным органом 03 апреля 2015 года были запрошены товарные накладные, документы (приказы, распоряжения), которыми были установлены розничные цены, а также наценка на те или иные группы товаров, в том числе документы, подтверждающие установление скидки 50% по тем товарам, которые на кассе отпускались без учета данной скидки, однако обществом указанные документы в антимонопольный орган не представлены.

Правовой режим рекламной деятельности определен Законом N 38-ФЗ, в целях реализации которого под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона 38-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона).

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Назначение рекламы - сформировать интерес к объектам рекламирования у потребителей рекламы.

Одним из главных признаков рекламы является предназначенность содержащейся в ней информации для неопределенного круга лиц.

На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", рекламодатель - рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств

Таким образом, именно рекламодатель, определяя содержание рекламы, обязан предоставлять для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно чеку, выданному кассиром 6 # 7623 от 25 марта 2015 года, продавцом является ООО <данные изъяты>

Как следует из письма от 07 мая 2015 года (вх. ), ООО <данные изъяты> указало, что акция «скидка 50% на все» проводилась в период с 25 марта 2015 года по 29 марта 2015 года.

В письме от 07 мая 2015 года (вх. ) Общество указало, что рекламораспространителем, рекламодателем, и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы являлось ООО <данные изъяты>.

Объектом рекламирования являлись продовольственные и непродовольственные товары, находящиеся в магазине <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. Макет рекламы был изготовлен силами и за счет средств ООО <данные изъяты>, согласование макета рекламы не производилось.

Скидка в 50% представлялась на весь ассортимент (перечень) товаров, находящихся в магазине в период проведения акции.

За полную стоимость (без скидки) не была реализована ни одна категория товара, при этом на некоторые группы товаров, в том числе, стельки для обуви, скидка 50% уже была включена в стоимость товара.

На основании части 4 статьи 38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц законным представителем ООО <данные изъяты> является генеральный директор ФИО1

В соответствии с пунктом 24 Устава ООО <данные изъяты>, единоличным исполнительным органом общества является Генеральный директор, который действует без доверенности от имени общества, издает приказы о назначении на должности работников общества, утверждает штаты, совершает все сделки от имени общества, имеет право первой подписи под финансовыми документами.

Таким образом, ФИО1 является должностным лицом в том понимании, какое предусмотрено статьей 2.4 КоАП РФ.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 осуществляет руководство деятельностью общества в целом, следовательно, обязана предпринимать необходимые и достаточные меры для размещения достоверной рекламной информации.

При таких обстоятельствах административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 стаптьи 14.3 КоАП РФ.

ФИО1 имела возможность при наличии организационно-распорядительных полномочий не допустить указанное нарушение законодательства о рекламе и должна была принять необходимые меры для размещения достоверной рекламной информации.

Доводы жалобы о том, что размещением рекламы занималась директор обособленного подразделения ФИО3, приказы и распоряжения о проведении данной акции ФИО1 не принимались, согласование макета рекламы не производилось, отклоняются, как не состоятельные.

Так из письма от 22 января 2016 года, подписанного ФИО1, следует, что документы, возлагающие по размещению рассматриваемой рекламы на директора магазина «<данные изъяты>» ФИО3 в ООО <данные изъяты> не принимались.

Целями законодательства о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Не соблюдение требований Закона о рекламе, приводит к введению в заблуждение потребителей рекламы и является правонарушением. Объектом правонарушения, заключающегося в несоблюдении требований Закона о рекламе, являются: общественные отношения в области предпринимательской деятельности, законные экономические интересы физических лиц (потребителей) и юридических лиц действующих на том же рынке, общества и государства. Правонарушение направлено против принципа добросовестной конкуренции и единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Вместе с этим считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1-4.5 КоАП РФ).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Указанные заявителем обстоятельства свидетельствуют об отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства о рекламе, в связи с чем не нахожу оснований для признания правонарушения малозначительным.

При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, требованиям по соблюдению действующего законодательства о рекламе, а также в том, что указанные действия повлекли нарушение прав граждан на получение добросовестной и достоверной рекламы.

Остальные доводы жалобы не являются юридически значимыми, так как не опровергают обстоятельств, на основании которых установлена вина ФИО1, а сводятся к изложению своей позиции по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

С учетом изложенного, привлечение ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ является законным и обоснованным, наказание назначено минимальное в пределах санкции указанной статьи, соответствует требованиям закона и характеру совершенного ФИО1 правонарушения, оснований для отмены или изменения постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Марийского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 29 января 2016 года о признании генерального директора ООО <данные изъяты> ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначения ей административного наказания в виде штрафа в размере 4000 рублей, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- Р.Я. Сабирьянов