Судья Антипина С.Н. Дело № 12-200/2021
УИД 37RS0022-01-2021-004656-28
Р Е Ш Е Н И Е
город Иваново 20 декабря 2021 года
Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,
с участием:
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
его защитника Лямзина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Лямзина А.С., действующего в интересах ФИО1,на постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 01 ноября 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 01 ноября 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, защитник Лямзин А.С., полагая постановление судьи районного суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения. Указывает, что обстоятельства, приведенные в постановлении суда и протоколе об административном правонарушении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В нарушение принципа презумпции невиновности судья предвзято отнесся к показаниям ФИО1 Получение разрешения на проведение публичного мероприятия в сквере у памятника М.В. Фрунзе, расположенного у <...> при условии участия в нем не более 100 человек не требуется, поскольку это место является специально отведенным для проведения публичных мероприятий, с предельной заполняемостью не более 150 человек. В данном мероприятии приняло участие 14 человек. Кроме того, указанное в посте мероприятие проводилось в рамках Федерального закона от 11 июля 2011 года № 95-ФЗ «О политических партиях», предусматривающего возможность проводить агитационную работу и работу со сторонниками партий. При этом в посте ФИО1 предлагал только собраться у памятника М.В. Фрунзе, не предполагая организацию публичного мероприятия.
Явившимся в судебное заседание ФИО1 разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, его защитнику Лямзину А.С. - права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайств не заявлено.
В ходе судебного разбирательства ФИО1 и его защитник Лямзин А.С. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Выслушав участвующих лиц, оценив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, нахожу постановление судьи районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ за то, что он 27 октября 2021 годаразместил в социальной сети «<данные изъяты>» на своей странице «<данные изъяты>» в публичном доступе пост, содержащий призывы к участию в несанкционированном с администрацией города мероприятии, которое должно состояться 30 октября 2021 года в 12 часов 00 минут на территории г. Иваново у памятника М.В. Фрунзе (<...>), а именно: «Друзья. Очень важная информация!30 октябряв России - День памяти жертв политических репрессий. Есть предложение собраться в 12:00 у памятника Фрунзе. Мы вспомним погибших и потребуем освобождения людей, которые в наше время подвергаются репрессиям за свои политические взгляды». К посту прикреплено изображение со словами «30 октябрядень памяти жертв политических репрессий».
Установив указанные обстоятельства, судья районного суда пришла к выводу о виновности ФИО1 в организации проведения публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, чем нарушены требования п. 1 ч. 4 ст. 5, ст. 7 и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Вместе с тем, согласиться с данным выводом судьи нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 28) разъяснено, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, Закон о публичных мероприятиях).
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Положениями ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
На отсутствие у организатора публичного мероприятия обязанности подать уведомление о его проведении в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 8 Закона о публичных мероприятиях, обращено внимание судов и в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 28.
Согласно Закону Ивановской области от 26 декабря 2012 года № 125-ОЗ «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия» в случае если численность участников публичного мероприятия, проводимого в специально отведенном месте, не превышает 100 человек, подача организатором публичного мероприятия уведомления о проведении не требуется (п. 3 ст. 4). Специально отведенные места для проведения публичных мероприятий определяются Правительством Ивановской области (п. 1 ст. 6).
Сквер у памятника М.В. Фрунзе, расположенный у <...> включен в Перечень специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий в Ивановской области, утвержденный постановлением Правительства Ивановской области от 26 декабря 2012 года № 561-п.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2016 года № 1428-О «По жалобе граждан ФИО2, ФИО3 и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», положения названного закона, предусматривающие обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению специально отведенных мест, как следует из их содержания во взаимосвязи с иными его установлениями, имеют целью создание дополнительных гарантий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе без предварительного направления в органы публичной власти соответствующего уведомления при условии, что количество предполагаемых участников публичного мероприятия не превышает предельную численность, установленную законом субъекта Российской Федерации; они предоставляют всем заинтересованным лицам альтернативные возможности при выборе места проведения публичного мероприятия, позволяют органам публичной власти заблаговременно принять необходимые меры для обеспечения в специально отведенных местах общественного порядка и безопасности граждан и вместе с тем не препятствуют организаторам публичного мероприятия избрать иное место его проведения; содержащиеся в них требования ориентируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на такое использование предоставленных им полномочий при определении пространственно-территориального расположения специально отведенных мест, которое наиболее полно отвечает природе и предназначению публичных мероприятий.
Положения части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях не препятствуют - в системе действующего правового регулирования - проведению в специально отведенных местах без предварительного уведомления публичных мероприятий любой формы (вида), если количество участников таких мероприятий не превышает предельной численности лиц, установленной законом субъекта Российской Федерации, которая не может быть менее ста человек, что, в свою очередь, исключает наступление административной ответственности по статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за проведение соответствующих публичных мероприятий без подачи уведомления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Из обвинения, сформулированного в протоколе об административном правонарушении, а также из представленных материалов дела не следует, что ФИО1 осуществил организацию проведения 30 октября 2021 года публичного мероприятия с количеством участников более 100 человек.
Соответствующие доводы жалобы подтверждаются также фотоматериалом с указанного публичного мероприятия, находящимися в свободном доступе в сети «Интернет».
Таким образом, действия ФИО1 по организации публичного мероприятия с составом участников в количестве менее 100 человек на территории сквера у памятника М.В. Фрунзе в г. Иваново, отнесенного в соответствии с законодательством Ивановской области к числу специально отведенных мест, в которых возможно проведение публичных мероприятий без предварительного уведомления органа местного самоуправления, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу п. 2 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 01 ноября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 01 ноября 2021 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Ивановского областного суда Н.С. Круглова