Дело № 12-4/2020
УИД 27RS0005-01-2019-002719-71
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
04 февраля 2020 года г. Хабаровск
Судья Краснофлотского районного суда г. Хабаровска Ачкасова Н.В.,
с участием защитника привлекаемого юридического лица КГКУ «Хабаровский ДПНИ» – по доверенности ФИО4,
государственного инспектора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору ФИО1.,
рассмотрев жалобу директора КГКУ «Хабаровский ДПНИ» ФИО2 на постановление о назначении административного наказания № ... от *** г., вынесенное главным государственным инспектором Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору ФИО3 в отношении:
юридического лица - Краевого государственного казенного учреждения «Хабаровский детский психоневрологический интернат»,<данные изъяты>
привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
12 сентября 2019 г. в 15 час. 00 мин при проведении плановой, выездной проверки за соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности в помещениях краевого государственного казенного учреждения «Хабаровский детский психоневрологический интернат» по адресу: <данные изъяты>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
- В помещениях интерната кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты (АУПС и СОУЭ) выполнены из горючих и немаркированных проводов (сертификаты на данный кабель отсутствуют), тем самым не обеспечивается работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течении времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону (п.61 Правила противопожарного режима в РФ; п. 3.4 СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности; п.4.8, п.4.9 СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности. ГОСТ Р 53315. ГОСТ Р 53316);
- В помещениях гаража-склада кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты (АУПС и СОУЭ) выполнены из горючих и немаркированных проводов (сертификаты на данный кабель отсутствуют), тем самым не обеспечивается работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течении времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону (п.61 Правила противопожарного режима в РФ; п. 3.4 СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности; п.4.8, п.4.9 СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности. ГОСТ Р 53315. ГОСТ Р 53316);
- Система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре не включается от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации, включается вручную (п.61, п.62 Правила противопожарного режима в РФ; ст.83 ФЗ N 123-ФЭ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3.3 СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности);
- В здании интерната установлена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа, при этом оповещение о пожаре осуществляется как воспитанников, так и работников учреждения, без учета индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения (ч.12 ст.84 ФЗ № 123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- В здании интерната установлены дымовые пожарные извещатели. Конструкция пожарных извещателей предусматривает крепление их в розетке. При отсоединении пожарного извещателя от розетки отсутствует формирование извещения о неисправности на приемно-контрольном приборе (п.61 Правила противопожарного режима в РФ; п.п.2 п.9.1.1 НПБ 75-98. Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний; п.4.5.2 НПБ 65-97. Извещатели пожарные дымовые оптико-электронные. Общие технические требования. Методы испытаний);
- В здании гаража-склада установлены дымовые пожарные извещатели. Конструкция пожарных извещателей предусматривает крепление их в розетке. При отсоединении пожарного извещателя от розетки отсутствует формирование извещения о неисправности на приемно-контрольном приборе (п.61 Правила противопожарного режима в РФ; п.п.2 п.9.1.1 НПБ 75-98 Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний; п.4.5.2 НПБ 65-97. Извещатели пожарные дымовые оптико-электронные. Общие технические требования. Методы испытаний);
- Помещение поста охраны № 2 не оборудовано пожарными извещателями, системы автоматической пожарной сигнализации (п.61 Правила противопожарного режима в РФ; ст.83 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.2, п.13.3.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица - КГКУ «Хабаровский ДПНИ» постановлением государственного инспектора по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска по пожарному надзору ФИО1 от 11 ноября 2019 г. № 139/04 к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Директор КГКУ «Хабаровский ДПНИ» ФИО2., не соглашаясь с вынесенным постановлением, обратилась в суд с жалобой (л.д. 1-5), при этом указав, что не доказана причинно-следственная связь между действиями юридического лица и нарушениями.
Имущество, в том числе здание интерната <данные изъяты> года постройки и здание хозяйственного блока (с гаражом) 2004 года постройки, находятся у КГКУ «Хабаровский ДПНИ» в оперативном управлении. В здании интерната до начала функционирования КГКУ «Хабаровский ДПНИ» в 2002 году, находился детский сад, здание проектировалось без учёта действующих требований пожарной безопасности. Приведение здания в соответствии е указанным требованиям требует значительных финансовых затрат. КГКУ «Хабаровский ДПНИ» является казённым учреждением, финансируемым по утверждённой смете из бюджета Хабаровского края, исходя из лимитов бюджетных обязательств, доводимых министерством социальной защиты населения Хабаровского края. В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации КГКУ «Хабаровский ДПНИ», как получатель бюджетных средств, принимает и исполняет в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований бюджетные обязательства. Исходя из положений п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путём заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Бюджетной сметой учреждения в 2018 году расходы на ремонт системы пожаротушения предусмотрены не были. В течение 2018 года предпринимались меры по приведению системы противопожарной защиты в соответствие с действующими нормами и правилами, в частности при формировании сметы расходов на 2019 год были заложены соответствующие расходы. Ассигнования на проведение работ по капитальному ремонту системы оповещения людей при пожаротушении были выделены КГКУ «Хабаровский ДПНИ» в 2019 году в сумме 700000 рублей. 26 февраля 2019г. КГКУ «Хабаровский ДПНИ» был заключен договор с ООО «<данные изъяты>» на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В связи с тем, что обязательным условием приемки выполненных работ согласно договору является проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации (далее - ПСД), а одновременно с ПСД на капитальный ремонт системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, разрабатывались и ПСД на другие работы по капитальному ремонту здания, то подрядчиком были объединены все разработанные ПСД в одну для передачи на гос. экспертизу, что отодвинуло сроки сдачи работ практически до конца года. При составлении акта проверки Инспектором не был учтён тот факт, что учреждение, финансирующиеся из бюджета, ограничено в сроках и способах приведения имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, в соответствие с требованиями пожарной безопасности. Тем не менее, учреждением предпринимались меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При привлечении к административной ответственности административный орган обязан установить и в постановлении о назначении административного наказания отразить наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении вменяемого правонарушения. Инспектором при составлении Постановления, такие действия предприняты не были.
Просит постановление отменить и прекратить производство по делу.
В суде защитник юридического лица по доверенности ФИО4 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям. Вместе с тем, суду пояснила, что вину в инкриминируемом административном правонарушении юридическое лицо признало, просят снизить назначенное наказание.
В судебном заседании инспектор Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору ФИО1 с доводами жалобы не согласился, просит постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Не возражает против снижения административного штрафа.
Согласно ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 30.6 п.8 ч.2 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Доводы жалобы о наличии оснований для отмены постановления не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Диспозиция ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями3-8 настоящей статьи.
Требования пожарной безопасности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правила противопожарного режима в Российской Федерации утверждены постановлением правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», также к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности.
Из представленных материалов дела следует, что в помещениях интерната кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты (АУПС и СОУЭ) выполнены из горючих и немаркированных проводов (сертификаты на данный кабель отсутствуют), тем самым не обеспечивается работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течении времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону (п.61 Правила противопожарного режима в РФ; п. 3.4 СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности; п.4.8, п.4.9 СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности. ГОСТ Р 53315. ГОСТ Р 53316);
В помещениях гаража-склада кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты (АУПС и СОУЭ) выполнены из горючих и немаркированных проводов (сертификаты на данный кабель отсутствуют), тем самым не обеспечивается работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течении времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону (п.61 Правила противопожарного режима в РФ; п. 3.4 СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности; п.4.8, п.4.9 СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности. ГОСТ Р 53315. ГОСТ Р 53316);
Система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре не включается от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации, включается вручную (п. 61, п. 62 Правила противопожарного режима в РФ; ст. 83 ФЗ № 123-ФЭ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3.3 СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности);
В здании интерната установлена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа, при этом оповещение о пожаре осуществляется как воспитанников, так и работников учреждения, без учета индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения (ч. 12 ст. 84 ФЗ N 123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
В здании интерната установлены дымовые пожарные извещатели. Конструкция пожарных извещателей предусматривает крепление их в розетке. При отсоединении пожарного извещателя от розетки отсутствует формирование извещения о неисправности на приемно-контрольном приборе (п. 61 Правила противопожарного режима в РФ; п.п. 2 п. 9.1.1 НПБ 75-98
Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний; п.4.5.2 НПБ 65-97. Извещатели пожарные дымовые оптико-электронные. Общие технические требования. Методы испытаний);
В здании гаража-склада установлены дымовые пожарные извещатели. Конструкция пожарных извещателей предусматривает крепление их в розетке. При отсоединении пожарного извещателя от розетки отсутствует формирование извещения о неисправности на приемно-контрольном приборе (п.61 Правила противопожарного режима в РФ; п.п.2 п.9.1.1 НПБ 75-98 Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний; п.4.5.2 НПБ 65-97. Извещатели пожарные дымовые оптико-электронные. Общие технические требования. Методы испытаний);
Помещение поста охраны №2 не оборудовано пожарными извещателями, системы автоматической пожарной сигнализации (п.61 Правила противопожарного режима в РФ; ст.83 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.2, п.13.3.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические).
Таким образом, факт совершения юридическим лицом правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ сомнений у суда не вызывает и подтверждается: протоколом № ... от 07.10.2019 г.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, судом не установлено. Оснований для отмены постановления судом не усматривается.
Довод жалобы о том, что бюджетной сметой учреждения в 2018 году расходы на ремонт системы пожаротушения предусмотрены не были, в течение 2018 года предпринимались меры по приведению системы противопожарной защиты в соответствие с действующими нормами и правилами, при формировании сметы расходов на 2019 год были заложены соответствующие расходы, не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом КГКУ «Хабаровский ДПИ» всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных обязанностей, не представлено.
Процедура вынесения постановления, соответствует требованиям ст. 29.9 -29.11 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях юридического лица – КГКУ «Хабаровский ДПНИ» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем должностным лицом не учтены при назначении наказания положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, где при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, смогут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом суд учитывает, что юридическое лицо вину в совершенном правонарушении признало полностью. Юридическим лицом утвержден план мероприятий по устранению нарушений.
Учитывая то, что в обжалуемом постановлении не нашли своего отражения указанные обстоятельства, а также не рассмотрен вопрос о целесообразности применения указанной нормы закона ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, то суд при рассмотрении жалобы на вышеуказанное постановление находит ходатайство защитника юридического лица подлежащим удовлетворению.
В связи с чем, постановление должностного лица подлежит изменению, а назначенное наказание юридическому лицу подлежит снижению до 75000 рублей.
Иных существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.5-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление о назначении административного наказания № 139/04 от 11.11.2019г., вынесенное главным государственным инспектором Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору ФИО3 в отношении юридического лица - Краевого государственного казенного учреждения «Хабаровский детский психоневрологический интернат», привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, – изменить.
Снизить размер назначенного наказания до административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу директора КГКУ «Хабаровский ДПНИ» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его вручения через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска.
Судья: Н.В. Ачкасова