ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-201/19 от 17.09.2019 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

Дело №12-201/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

17 сентября 2019 года город Белорецк

Судья Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан Кузнецова К.Н.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1, действующей на основании доверенности, должностного лица – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Тандер» на постановление заместителя главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС №... МЧС России» по пожарному надзору ФИО2№... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от ...,

УСТАНОВИЛ:

обжалуемым постановлением Акционерное общество «Тандер» признано виновным в нарушении требований пожарной безопасности, а именно ширина основных эвакуационных проходов в помещении торгового зала магазина «...» менее 1,6 метров при площади торгового зала до 150 кв.м. (по техническому паспорту 146,5 кв.м.), фактическая ширина проходов 1,22-1,32 м, что является нарушением требований ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 7.2.4 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009, утвержденных приказом МЧС Россия от 25.03.2009 №171, за что привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Определением об исправлении описки от 03 сентября 2019 года исправлена информация о выявленном нарушении страницы 1 абзац 2 постановления №... от ... год.

Не соглашаясь с данным постановлением, Акционерное общество «Тандер» (далее по тексту – АО «Тандер») подало жалобу, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить.

В обоснование доводов в жалобе указано, что вменяемые в вину АО Тандер обстоятельства не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Согласно п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее — СП 1.131330.2009) высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях. В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. В соответствии с ч. 4 ст. 16.1. № 184-ФЗ в случаях неприменения сводов правил, включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, допускается применение стандартов организации для оценки соответствия требованиям технических регламентов. Для АО «Тандер» разработан Стандарт Организации СТО №... «Требования пожарной безопасности» ВНПБ 70-17 (далее СТО или ВНПБ 70-17). СТО разработан для применения в целях соблюдения требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при построении системы обеспечения пожарной безопасности объектов АО «Тандер» - магазинов формата ММ/МК розничной торговой сети «Магнит» торговой площадью не более 800 кв.м. и оценки их соответствия требованиям указанного технического регламента. Исходя из данных положений 22.12.2017 года Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был рассмотрен стандарт организации. АО «Тандер» «Магазины формата ММ/МК розничной торговой сети «Магнит» торговой площадью не более 800 кв.м. Требования пожарной безопасности». МЧС России согласовало и зарегистрировало Стандарт в качестве нормативного документа по пожарной безопасности с присвоением обозначения (шифра) «ВНПБ 70-17» и обеспечило введение в действие данного СТО в структурных подразделениях АО «Тандер» Приказом № 7 от ... года. Согласно пункту 6.4.6 СТО ширина основного эвакуационного прохода в торговом зале (в случаях возможности устройства такого прохода по условиям технологии и планировки конкретного объекта защиты) должна составлять: при торговой площади до 100 кв. м — 1,4 м; при торговой площади св. 100 до 150 кв. м — 1,6 кв. м; при торговой площади св. 150 до 400 кв. м — 1,8 кв. м; при св. 400 кв. м и более - 2,2 кв.м. Таким образом. Стандарт ВНПБ 70-17 является равносильным нормативным документом по пожарной безопасности, как и СП 1.13130.2009. и подлежит применению для целей, во исполнению которых он был разработан. В действующих нормативных правовых актах нет определения «основной эвакуационный проход». В СП 1.13130.2009 данное определение отсутствует, установлены только нормативные расстояния данных проходов. В Техническом регламенте «О требованиях пожарной безопасности» определение также отсутствует. В СТО дано определение «основного эвакуационного прохода» в целях его идентификации и отличия от иных эвакуационных путей, т. к. нормативные расстояния основных эвакуационных проходов и иных эвакуационных путей различны. основных эвакуационных проходов в магазине «Магнит»составляет 1,6 м, как установлено СТО и СП: 1.13130.2009. А ширина иных путей эвакуации согласно пункта 6.4.6 СТО должна приниматься в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Обращаем внимание суда, что в ходе проверки замеры ширины производились сотрудниками МЧС между полками стеллажей, что не является основным эвакуационным проходом, а рассматривается как путь эвакуации. В данном случае должны применяться положения п. 4.3.4 СП 1.13130.2009, согласно которого ширина горизонтальных участков путей эвакуации во всех остальных случаях составляет -1,0 м. На сегодняшний день в нормативных документах по пожарной безопасности РФ отсутствует само понятие «Основной эвакуационный проход» и указание, где он находится. Таким образом, каждый инспектор по пожарной безопасности может относить к основным эвакуационным проходам разные или все проходы в помещении, руководствуясь лишь своими собственными предположениями и трактуя данный термин по-своему. В частности, некоторые сотрудники МЧС считают, что все проходы между стеллажами являются основными эвакуационными, что на самом деле неверно. Даже сам термин «основной эвакуационный проход» подразумевает, что проходы делятся на основные и иные проходы. В пункте 49 статьи 2 Технического регламента о пожарной безопасности, утвержденного ФЗ от 22.07.2008г. №...-Ф3 (далее — Технический регламент) дано определение понятию эвакуационный путь (путь эвакуации) — это путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. С позиции АО «Тандер», не противоречащей положениям указанного федерального закона, эвакуационный путь — это тот участок (не весь торговый зал) в магазине, по которому люди могут беспрепятственно в случае возникновения пожара максимально быстро, без причинения ущерба и вреда окружающим, покинуть помещение через эвакуационный выход. Соответственно, должны быть определены эти пути. Этими путями АО «Тандер» считает проходы между стеллажами, где ширина прохода должна быть не менее 1 метра в соответствии с п. 4.3.4. СП 1.13130.2009. Такая ширина в проходах между стеллажами обеспечена. СП 1.13130.2009 «Свод правил Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утв. Приказом МЧС России от ... N 171 (далее — СП 1.131330.2009) также применяет понятие «путь эвакуации». Согласно пункта 4.3.4. СП 1.131330.2009 «Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 07, м для проходов к одиночным рабочим местам, 1 м – во всех остальных случаях. При отсутствии в нормативных актах федерального уровня определения «основной эвакуационный проход», территориальный орган МЧС не вправе по своему субъективному мнению подменять понятие «эвакуационный путь» понятием «основной эвакуационный проход», которым считает проход между торговыми стеллажами. Не могут быть все проходы в помещении «основными». Исходя из вышеизложенного, в магазине «Магнит» пути эвакуации между стеллажами должны составлять не менее 1 м. Позиция АО «Тандер» заключается в том, что требования п. 7.2.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» распространяются только на основные эвакуационные проходы. Ввиду отсутствия нормативного определения данного термина, АО «Тандер» разработал Стандарта организации АО "Тандер" ВНПБ 70-17 (утвержден и согласован письмом МЧС России от ...№...), в котором этот термин четко определен. К основным эвакуационным проходам в торговом зале относятся пути, ведущие к эвакуационным выходам из зоны торгового зала и предназначенные для движения абсолютного большинства людей, эвакуирующихся из проходов между стеллажами с товарами или другим торговым оборудованием. Таким образом, основные эвакуационные проходы являются завершающим участком эвакуационного пути перед выходом из зоны торгового зала. Так как, в СТО не указана минимальная ширина остальных проходов, то ссылаясь на п. 1.4 СТО где указано, что требования пожарной безопасности, не указанные в настоящем стандарте, должны выполняться в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации по пожарной безопасности и нормативными документами по пожарной безопасности, применяем п. 4.3.4 СП 13130.2009, а именно высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях. Постановление незаконно, т.к. материалами дела об административном правонарушении не подтверждена вина АО «Тандер» в нарушении норм пожарной безопасности. Протоколом об административном правонарушении №... от ... установлено, что АО «Тандер» нарушило в период проведения внеплановой проверки ст. 89 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ...№...- ФЭ, п. 7.2.4. Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (СП 1.13130.2009), а именно: ширина основных эвакуационных проходов в помещении торгового зала магазина «Магнит Косметик» менее 1,6 метра, при площади торгового зала до 150 кв.м, (по техническому паспорту 146,5 кв.м.), фактическая ширина проходов — 1,22-1,32 метра. Однако, административным органом не указано, какие конкретно проходы являются эвакуационными, какие проходы не соответствуют нормативам СП 1.13130.2009. Документов, подтверждающих замеры всех или отдельных проходов в магазине и их несоответствие нормативам СП 1.13130.2009, к протоколу не приобщено.

В дополнении к жалобе, поданном ..., указано, что предписание, выданное по итогам проверки, проведенной с грубыми нарушениями закона, является незаконным и не подлежит исполнению. Административным органом в отношении АО «Тандер» проведена внеплановая проверка при отсутствии оснований для проведения проверки, предусмотренных ст. 6.1. 69-ФЗ, с нарушением требований Административного регламента, с нарушением пункта 16 ст. 10 ФЗ от ... № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", что является грубым нарушением и влечет недействительность результатов проверки (статья 20 Федерального закона от ... N 294-ФЗ).

В дополнении к жалобе, поданном ..., указано, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от ... по делу № А07- 32927/2018 признан недействительным пункт предписания ФПС №... МЧС России о нарушении АО «Тандер» ст. 89 ФЗ от ...№...-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.2.4. Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009 в части параметров основных эвакуационных проходов. Судом дана надлежащая оценка указанного пункта предписания. Суд установил, что иные проходы в торговом зале, кроме как указанные в приложении А Стандарта, статуса «основного эвакуационного прохода» не имеют и пришел к выводу о том, что указанный в предписании п. 7.2.4 СП 1.13130.2009 АО «Тандер» не нарушен. С учетом того, что Стандартом организации заявителя, утвержденным уполномоченным органом - МЧС России, установлено, что именно относится к эвакуационным выходам, доводы заинтересованного лица о несоответствии размеров пространства между стеллажами СП 1.13130.2009 следует признать несостоятельными, пункт 4 предписания – необоснованным. Утверждение заинтересованного органа о том, что иные участки пути эвакуации, не относящиеся к основным эвакуационным проходам по Стандарту, должны соответствовать параметрам, установленным пунктом 7.2.4 СП 1.13130.2009, неправомерно, т. к. положения пункта 7.2.4 СП 1.13130.2009 применимы только к основным эвакуационным проходам.

Представитель лица. в отношении которого ведется производство по делу, АО «Тандер» ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержала, просила ее удовлетворить, пояснив, что административный орган привлек заявителя к административной ответственности за несуществующее нарушение норм СП 1.13130.2009, что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Главный государственный инспектор ФГКУ «Специальное управление ФПС №... МЧС России» по пожарному надзору ФИО2 считал вину доказанной, просил постановление оставить без изменения.

Проверив представленные материалы дела об административном правонарушении, суд находит постановление по делу об административном правонарушении вынесенным законно.

Вина АО «Тандер» доказана материалами дела: протоколом об административном правонарушении №... от ..., распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки « 14 от ..., актом проверки №... от ..., согласно которому выявлено нарушение пожарной безопасности, а именно ширина основных эвакуационных проходов в помещении торгового зала магазина «Магнит Косметик» менее 1,6 м, при площади торгового зала до 150 кв.м., которым должностным лицом в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования дана объективная оценка.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 Федерального закона от ... N 123-ФЭ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ №...) эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

В соответствии с п. 7.2.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее: 1,4 м - при торговой площади до 100 кв.; 1,6 м - при торговой площади св. 100 до 150 кв.; 2 м. - при торговой площади св. 150 до 400 кв.м, 2,5 м - при торговой площади св. 400 кв. м. Согласно п. 1.1. СП Свод правил разработан в соответствии со ст. 89 Федерального закона от ...№...-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.

Доводы жалобы о том, что при проведении проверки необоснованно применены положения нормативного документа - Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009, утвержденного приказом МЧС России от ...№..., следовательно, нарушение требований пожарной безопасности не допущено суд отвергает по следующим основаниям.

Согласно п. 1.4 Стандарт организации АО «Тандер» «Требования пожарной безопасности» ВНПБ» 70-17 требования пожарной безопасности, не указанные в настоящем стандарте, должны выполняться в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации по пожарной безопасности и нормативными документами по пожарной безопасности. При наличии противоречий между требованиями Стандарта и нормативных документов по пожарной безопасности следует руководствоваться требованиями настоящего Стандарта. Однако, если какие-либо требования в Стандарте отсутствуют, следует применять требования нормативных документов. Согласно статьи 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от ... № 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, то есть иными словами - это определенные параметры, размеры, технические решения, что обуславливает отсутствие определений и терминов, на что ссылается заявитель.

Так как в требованиях Стандарта установлены требования пожарной безопасности лишь к конкретным участкам пути эвакуации, примеры которых приведены в приложении А Стандарта, которые в целях применения исключительно Стандарта определены как основные эвакуационные проходы, то «минимальная ширина остальных (не основных) эвакуационных проходов, то есть не относящихся к тем, которые указаны на схеме Приложения А Стандарта, в торговом зале должна приниматься в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или подтверждаться расчетом пожарного риска». Должностным лицом обоснованно при проведении проверки производились замеры ширины путей эвакуации - проходов, расположенных между стеллажами и торговым оборудованием в торговом зале (не относящихся к тем участкам, которые указаны на схемах Приложения А Стандарта), на соответствие их требованиям нормативного документа по пожарной безопасности - Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009, так как только в нем указаны требования, которые отсутствуют в Стандарте.

Довод жалобы о том, что при определении необходимой ширины данных участков необходимо было руководствоваться п. 4.3.4 Свода правил, то ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях, несостоятельны ввиду того, что данной нормой установлены минимальные размеры горизонтальных участков путей эвакуации и что согласно статьи 28 Федерального закона от ...№...-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для установления требований пожарной безопасности применяется пожарно-техническая классификация зданий в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности при установлении требований пожарной безопасности не следует ограничиваться разделом «Общие требования» Свода правил, то есть п. 4.3.4., а необходимо применять его разделы в зависимости от функционального назначения. В связи с тем, что «Магнит Косметик» является магазином и относится согласно статьи 32 Технического регламента к классу функциональной пожарной опасности Ф 3.1 «Здания организаций торговли», при проведении проверки обоснованно применялись требования раздела 7.2 Свода правил «Предприятия торговли (Ф 3.1). В данном разделе требования к ширине путей эвакуации в торговом зале установлены в п. 7.2.4 Свода правил. Площадь проходов между турникетами, кабинами контролеров-кассиров и проходов с наружной стороны торгового зала вдоль расчетного узла в площадь основных эвакуационных проходов не включается.

Кроме того, в Стандарте основной эвакуационный проход - это участок пути эвакуации (проход), расположенный непосредственно перед эвакуационным выходом в торговом зале или предкассовой зоне, ведущий по прямой к эвакуационному выходу (перпендикулярно плоскости проёма эвакуационного выхода), ограниченный строительными конструкциями и/или торговым оборудованием, согласно приложению А Стандарта, а в Своде правил при определении расположения основного эвакуационного прохода принимается в учет, что в площадь основных эвакуационных проходов не включается площадь проходов между турникетами, кабинами контролеров-кассиров и проходов с наружной стороны торгового зала вдоль расчетного узла, то есть такое использование определений не противоречит требованиям Технического регламента, так как основным критерием обеспеченности пожарной безопасности является выполнение требований пожарной безопасности). схемы приложения А Стандарта, то основные эвакуационные проходы согласно Свода правил расположены именно между стеллажами и торговым оборудованием, параметры которых и замерялись при проведении проверки.

На основании ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации», человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 34 Федерального закона от ... № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Обеспечение пожарной безопасности, является одной из важнейших функций государства и регламентируется Федеральным законом от ... № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от ... № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009, утвержденного приказом МЧС России от ...№..., иными нормативными документами уполномоченных государственных органов, содержащими требования пожарной безопасности, в частности, стандартами, нормами, правилами и иными нормативно-правовыми актами законодательства Российской Федерации направленными на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара. Защита жизни и здоровья людей является приоритетной функцией государства.

Должностным лицом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы все представленные по делу доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые в своей совокупности свидетельствуют о том, что АО «Тандер» было совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с выводами должностного лица не имеется, поскольку они подтверждаются материалами дела.

Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления незаконным и необоснованным, не установлено.

Факт совершения АО «Тандер» административного правонарушения должным образом установлен, административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, оснований для отмены постановления не имеется.

При этом суд усматривает, что АО «Тандер» назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи с учетом характера совершенного административного правонарушения, малозначительным данное правонарушение не является.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

постановление заместителя главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС №... МЧС России» по пожарному надзору ФИО2№... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, от ... оставить без изменения, жалобу Акционерного общества «Тандер» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: К.Н. Кузнецова