ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-201/20 от 24.11.2020 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 12-201/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении


г. Волхов Ленинградской области 24 ноября 2020 года

Судья Волховского городского суда Ленинградской области Назарова Евгения Анатольевна, по адресу: <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, ****** года рождения, уроженца ******, зарегистрированного по адресу: ******,

на постановление № ****** административной комиссии администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 19 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.9 Закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года № 47-оз «Об административных правонарушениях»,

с участием представителя адмнистративной комиссии администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Н.В. (паспорт: серия № ******),

УСТАНОВИЛ:


Постановлением административной комиссии администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 19 августа 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.9 Закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года № 47-оз «Об административных правонарушениях» с назначением наказания в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Согласно указанному постановлению 10 июля 2020 года в 10 час. 46 мин. по адресу: ****** на территории, занятой зелеными насаждениями был размещен автомобиль Рено, государственный регистрационный номер № ******, владельцем которого является ФИО1 Таким образом, ФИО1 нарушил п. 8.3.21 Правил благоустройства территорий муниципального образования Новоладожское городское поселение, что попадает под действие ст. 4.9 Закона Ленинградской области от 02 июля 2003 г. № 47-оз «Об административных правонарушениях».

Считая постановление административной комиссии администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 19 августа 2020 незаконным, ФИО1 в установленный законом срок подал жалобу, в которой указал, что согласно п.1 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации. Размещение транспортного средства на территории занятой зелеными насаждениями, газонами по своей сути означает, заезд и стоянку (остановку) транспортного средства. Однако, согласно п.1 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Определяя общие требования по обеспечению безопасности дорожного движения, п. 4 ст.22 названного федерального закона гласит, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Такие Правила утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N. 1090. Раздел 12 Правил устанавливает порядок остановки и стоянки транспортных средств. Правовые нормы, содержащиеся в этом разделе, не предполагают возможности остановки и стоянки транспортных средств на территориях занятых зелеными насаждениями газонах, детских и спортивных площадках. Стоянка транспортных средств на озелененных территориях, к которым относятся газон, запрещена: пунктом 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N170, пунктом 6.3 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года N 153. Таким образом, правоотношения по поводу размещения (стоянки, остановки) транспортных средств урегулированы федеральным законодательством. Вышеперечисленное федеральное законодательство не предполагает установление дополнительных запретов для остановки и стоянки транспортных средств правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Урегулирование названных отношений на федеральном уровне, исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 1.3 и п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ означает, что ответственность за нарушение этих правил может быть установлена только федеральным законодательством и не может быть установлена субъектом Российской Федерации. В соответствии с п. 38 ГОСТа 28329-89 от 01.01.1991 г. «Озеленение городов» газон — это травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции. Таким образом, ответственность по региональному закону не может наступать за управление, техническую эксплуатацию и по другим вопросам, связанным с его использованием. В связи с изложенным, ФИО1 просит отменить постановление по делу об административном правонарушении № ****** от 19 августа 2020 г.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении, ходатайств об отложении дела не заявлял, в этой связи жалоба на основании ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрена в его отстутствие.

Свидетель Н.В. в судебном заседании показала, что факт совершения правонарушения был выявлен в ходе осмотра городских территорий в ******. В целях уведомления ФИО1 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и о месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ему заказным письмом было направлено уведомление, которое было получено заявителем. ФИО1 присутствовал на заседании административной комиссии.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 1.1 Областного закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях" (далее по тексту - Областной закон 47-оз) настоящий областной закон является составной частью законодательства об административных правонарушениях.

В ст. 1.4 Областного закона N 47-оз закреплено, что административным правонарушением в целях настоящего областного закона признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим областным законом установлена административная ответственность.

Согласно ст. 1.11 Областного закона N 47-оз возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим областным законом, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений по ним осуществляются в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 4.9 Областного закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях" нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами требований, предъявляемых к благоустройству и содержанию территорий поселений, выразившееся в размещении механических транспортных средств на территориях, занятых зелеными насаждениями, в том числе на газонах, территориях парков, садов, скверов, бульваров, а также на территориях детских и спортивных площадок, если указанные действия не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей.

Из примечания к ст. 4.9 вышеуказанного закона следует, что для целей применения настоящей статьи под газоном понимается покрытая травянистой и (или) древесно-кустарниковой растительностью либо предназначенная для озеленения поверхность земельного участка, имеющая ограничение в виде бортового камня (поребрика, бордюра) и (или) граничащая с твердым покрытием пешеходных дорожек, тротуаров, проезжей частью дорог.
Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, связанные с размещением механических транспортных средств, используемых для производства работ, связанных с содержанием территорий, занятых зелеными насаждениями, территорий детских и спортивных площадок, а также работ, связанных с ремонтом объектов, расположенных на указанных территориях.

Из п. 8.3.21 Правил благоустройства территории муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области следует, что на территории муниципального образования запрещено осуществлять стоянку автотранспорта, прицепов и других средств передвижения в парках, скверах, на газонах, тротуарах, детских площадках (за исключением транспортных средств специальных служб при исполнении ими служебных обязанностей), а также стоянку автотранспорта с включенным двигателем на дворовых территориях.

Факт административного правонарушения и виновность ФИО1 в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

- протоколом № ****** от 11 августа 2020 года по факту нарушения ФИО1 п. 8.3.21 Правил благоустройства территории муниципального образования Новоладожское городское поселение, за которое предусмотрена ответственность ст. 4.9 Областного закона № 47-оз;

- актом осмотра городских территорий № ****** от 10 июля 2020 года и фотоматериалами к нему, из которых усматривается, что по адресу: ****** была обнаружена автомашина, государственный регистрационный знак № ******, которая была расположена на территории, занятой зелеными насаждениями муниципального образования ******;

- карточкой учета транспортного средства, из которой следует, что владельцем транспортного средства Рено Логан, государственный регистрационный знак № ******, является ФИО1;

- - уведомлением о фотофиксации нарушения и вызове для составления протокола, а также его рассмотрения административной комиссией с почтовыми документами, подтверждающими его отправку в адрес с ФИО1;

- постановлением № ****** от 03 августа 2020 года «О наделении должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на территории муниципального образования Новоладожское городское поселение»;

- постановлением № ****** от 10 июня 2020 года «О внесении изменений в Приложение № 1 к постановлению администрации Волховского мунипального района от 02 декабря 2016 года № ****** «Об образовании административной комиссии администрации Волховского муниципального района»;

- решением Совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградско йобласти от 19 июля 2019 г. «Об актуализации Правил благоустройства территории муниципального образования Новоладожское городское поселение» с приложением;

- иными материалами дела.

Из материалов дела усматривается, что автомобиль Рено Логан, государственный регистрационный знак № ****** был зафиксирован стоящим на покрытой травянистой растительностью земельном участке, граничащим с проезжей частью, и с очевидностью не предназначенном для парковки транпортных средств. В связи с этим, парвковка автомобиля на указанном участке является размещением его на газоне, что запрещено п. 8.3.21 Правил благоустройства территории муниципального образования Новоладожское городское поселение.

К доводам жалобы суд относится критически, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из данного определения, административное правонарушение обладает такими признаками, как противоправность, виновность и обязательное наличие правового запрета на совершение деяния в соответствующем акте законодательного уровня, при этом правовой запрет должен сопровождаться установленной применительно к каждому деянию санкцией. Законодатель субъекта, устанавливая административную ответственность за административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования.

Между тем административная ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем указания в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающего совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из разъяснений, изложенных в абз. 3 п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушение правил стоянки на тротуаре как элементе дороги, предназначенном для движения пешеходов и примыкающем к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенном от них газоном (пункт 12.2 ПДД РФ), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ. В то же время, если остановка или стоянка транспортного средства была осуществлена на территориях, на которые не распространяется действие раздела 12 ПДД РФ (например, газон, детская площадка, иные объекты благоустройства), такие действия квалификации по статье 12.19 КоАП РФ не подлежат. Административная ответственность за указанные нарушения может быть установлена законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи оснований для отмены постановления, как и оснований для применения нормы ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ФИО1 от административной ответственности суд не усматривает. Постановление вынесено коллегиальным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не установлено.

Наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ст. 4.9. Областного закона N 47-оз в минимальном размере.

Принимая во внимание, что обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, судом не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление административной комиссии администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 19 августа 2020 года, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.9 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года № 47-оз «Об административных правонарушениях», оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.

Судья-подпись Е.А.Назарова