Мировой судья Матросова О.П.
Дело № 12-201/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
25 августа 2020 года город Мурманск
Судья Ленинского районного суда города Мурманска Кузнецова Т.С., рассмотрев жалобу защитника руководителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Западной Арктики» ФИО1 – Журавлева А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района города Мурманска от 28 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района города Мурманска от 28 мая 2020 года руководитель ФГБУ «АМП Западной Арктики» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 в лице своего защитника Журавлева А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, полагая, что его вина в совершении вмененного административного правонарушения не доказана, событие административного правонарушения не установлено. Указал, что Норильским транспортным прокурором сделан неправомерный вывод о ненадлежащем контроле ФГБУ «АМП Западной Арктики» за несением аварийно-спасательной готовности Северным филиалом Учреждения, что и послужило, по мнению прокурора, основанием для внесения представления в адрес руководителя Учреждения. Вместе с тем, в установленный срок прокурору был направлен ответ о рассмотрении представления, доведено мнение о необоснованности выводов, приведенных в представлении. Полагал, что доказательства неисполнения Учреждением функций, возложенных на администрацию морских портов, отсутствуют. В частности, распоряжением капитана морского порта Дудинка от 19 октября 2018 года был введен в действие план ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории морского порта Дудинка, первичные действия по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов были выполнены силами и средствами ФГБУ «Морспасслужба» на основании действующего с 20 февраля 2019 года договора, что подтверждается актом выполненных работ по аварийно-спасательным работам от 14 октября 2019 года № Таким образом, несение аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории морского порта Дудинка было организовано надлежаще как 14 октября 2019 года, так и в настоящее время. Однако мировым судьей в ходе рассмотрения дела представление прокурора на предмет законности и обоснованности должным образом проверено не было, материалы дела не оглашались и не исследовались, доводы защитника, принимавшего участие в рассмотрении дела, оставлены без внимания, не учтено, что представление прокурора было в установленном порядке рассмотрено. То обстоятельство, что прокурор не согласился с содержанием и оценкой изложенных в ответе на представление фактов, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности за неисполнение требований прокурора. Мировым судьей также не было принято по внимание, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – ФГБУ «АМП Западной Арктики», поступившее на рассмотрение в соответствии с правилами подведомственности в Ленинский районный суд города Мурманска, было возвращено прокурору в связи с имевшимися нарушениями, препятствовавшими рассмотрению дела по существу. В данном же случае в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 03 апреля 2020 года аналогично не указано, какие именно требования прокурора не выполнены, какие конкретно действия не совершены, то есть не указан состав правонарушения, кроме того, отсутствуют документы, обосновывающие проведение проверки в отношении Учреждения и ее результаты. Полагал, что постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, а также недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
Защитник ФИО1 – Журавлев А.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель Норильского транспортного прокурора Осокин Д.М. в судебном заседании полагал жалобу неподлежащей удовлетворения, постановление мирового судьи - законным и обоснованным.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, представителя прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с данным Кодексом.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как следует из положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса и примечанием к данной статье административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 данного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Объективная сторона указанного административного правонарушения заключается в нарушении (или невыполнении) законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Правонарушение может быть выражено как в активном действии, так и в бездействии граждан, должностных или юридических лиц, обязанных исполнять требования указанных лиц.
С субъективной стороны невыполнение законных требований характеризуется умыслом.
В силу статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно статье 22 указанного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 данного Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона: освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
В соответствии со статьей 24 указанного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
В силу части 3 статьи 6 данного Федерального закона неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Норильской транспортной прокуратурой при осуществлении полномочий по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере в деятельности ФГБУ «АМП Западной Арктики» выявлены нарушения действующего законодательства.
Так, установлено, что морской порт Дудинка приказом Минтранса России от 04 декабря 2013 года № включен в перечень морских портов, входящих в администрацию морских портов Западной Арктики.
ФГБУ «АМП Западной Арктики» является постоянно действующим органом управления функциональной подсистемы Минтранса России на объектовом уровне и осуществляет ряд функций по организации и выполнению работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в зонах ответственности морских портов, в том числе организует несение аварийно-спасательной готовности по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во взаимодействии с ФГБУ «Морспасслужба» и ФГУП «Росморпорт» в соответствии с Планом по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на акватории морского порта Дудинка, утвержденного распоряжением капитана морского порта Дудинка от 19 октября 2018 года № № (пункт 1.2.1 ПЛАРН).
20 февраля 2019 года между ФГБУ «АМП Западной Арктики» и Северным филиалом ФГБУ «Морспасслужба» заключен договор № 50 на оказание услуг по несению аварийно-спасательной готовности, готовности по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, оказанию помощи аварийным судам на акватории морского порта Дудинка, входящего в состав ФГБУ «АМН Западной Арктики».
Согласно пункту 2 указанного договора ФГБУ «Морспасслужба» обязуется организовать круглосуточное дежурство сил и средств для обеспечения аварийно-спасательной готовности по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту Дудинка и на подходе к нему, а также обеспечить наличие состава аварийно-спасательных средств с дислокацией в морском порту Дудинка (катер-бонопостановщик, боковые заграждения, емкость для сбора нефтепродуктов, скимеер, нестефорбент, персонал в количестве трех человек).
В соответствии с календарными планами мероприятий при угрозе и возникновении разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту Дудинка (приложение № 4 к ПЛАРН) приведение в готовность сил и средств ЛНР Северного филиала ФГБУ «Морспасслужба», а также доставка оборудования для локализации, спуск на воду и разворачивание средств ЛРН осуществляется в течение 60 минут с момента получения сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов, что также указано в пункте 2.1.4 договора.
14 октября 2019 года около 10 часов 30 минут вблизи северной границы акватории морского порта Дудинка, напротив морского причала, в районе средней части острова Кабацкий, капитаном судна «Владимир Матвеев» были обнаружены следы разлива нефтепродуктов размером 50 м х 2000 м, которые имели сходство с подсланевыми водами судов.
Информация об обнаружении в границах акватории морского порта Дудинка нефтепродуктов была доведена инспектором государственного портового контроля службы капитана морского порта Дудинка до сведения Северного филиала ФГБУ «Морспасслужба» в 10 часов 40 минут. Выход дежурного судна ФГБУ «Морспасслужба» к месту аварии (разлива нефти) осуществлен лишь в 15 часов 10 минут, что на 3 часа 30 минут позже установленных вышеуказанными ПЛАНР и договором временных показателей. При этом первоочередные мероприятия по мониторингу нефтяного загрязнения и прогнозирование его распространения были осуществлены Управлением по делам ГО и ЧС администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, не являющимся лицом, ответственным за мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морских портах и на подходах к ним. В морском порту Дудинка на основании договора оказания услуг интересы Северного филиала ФГБУ «Морспасслужба» представляет ФИО2, фактически осуществляющий на постоянной основе трудовую деятельность в Дудинском арктическом поисково-спасательном отряде МЧС России, не обладающей информацией об иных лицах, оказывающих какие-либо услуги ФГБУ «Морспасслужба», а также не ознакомленный с планом локализации и ликвидации нефти и нефтепродуктов морского порта Дудинка.
Таким образом, установлено, что несвоевременный выход дежурного судна Северного филиала ФГБУ «Морспасслужба» к месту проведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, отсутствие достаточного для производства таких работ персонала в морском пору Дудинка свидетельствовал о неготовности аварийно-спасательного формирования к несению аварийно-спасательной готовности по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории указанного морского порта.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», целями которого являются, в числе прочего, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
В целях реализации положений указанного Федерального закона образована единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действующая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях согласно Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794.
Приказом Минтранса России от 30 мая 2019 года № 157 утверждено Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, целями которой определены предотвращение (снижение риска возникновения и обеспечение готовности к реагированию) чрезвычайных ситуаций, обусловленных возможными разливами нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов, эффективное применение сил и средств при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях; одними из задачам - планирование и организация работ и мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях с судов и объектов, разработка, согласование, утверждение и реализация плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях, поддержание в постоянной готовности сил и средств аварийно-спасательных служб и организация их применения, мониторинг загрязнения морских акваторий с судов и объектов; контроль постоянной готовности технических средств ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и постоянной готовности аварийно-спасательных служб.
В соответствии с пунктом 12 указанного Положения федеральные государственные бюджетные учреждения - администрации морских портов и службы капитанов морских портов являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне. При этом на администрации морских портов возложены такие функции, как разработка и утверждение планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов морских портов, а также руководство мероприятиями по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морских портах и на подходах к ним.
Администрации морских портов организуют несение аварийно-спасательной готовности в морских портах силами и средствами портов, а также на основе заключения договоров с бассейновыми аварийно-спасательными управлениями (к которым относится ФГБУ «Морспасслужба»), портофлотом на оказание услуг спасательными буксирами (катерами), специализированными судами и оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, что следует из Положения об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте, утвержденном приказом Минтранса России от 07 июня 1999 года № 32.
В силу пунктов 3.4, 3.5 указанного Положения контроль за несением готовности и руководство спасательными операциями на акватории морского порта осуществляется морской администрацией порта (капитаном порта). Готовность к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на акватории порта определяется приказом начальника морской администрации порта (капитана порта) в соответствии с Планом ЛРН порта.
Таким образом, из вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что на администрацию морского порта, помимо обязанности по разработке и утверждению планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории порта, возложена и обязанность по руководству мероприятиями по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морских портах и на подходах к ним, а также по организации несения аварийно-спасательной готовности и контроль за такой готовностью.
Норильским транспортным прокурором при осуществлении функций по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере в деятельности ФГБУ «АМП Западной Арктики» было установлено, что Учреждением, несмотря на наличие договора с Северным филиалом ФГБУ «Морспасслужба» от 20 февраля 2019 года, несение аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории морского порта Дудинка в соответствии с планом по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на акватории морского порта Дудинка фактически организовано не было, в том числе по причине ненадлежащего контроля за несением такой готовности привлеченным аварийно-спасательным подразделением.
В связи с указанным 31 декабря 2019 года в адрес руководителя ФГБУ «АМП Западной Арктики» прокурор внес представление № об устранении нарушений закона, в котором потребовал принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, а именно: организовать несение аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории морского порта Дудинка в соответствии с планом локализации и ликвидации нефти и нефтепродуктов морского порта Дудинка; обеспечить контроль за несением аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории морского порта Дудинка привлеченным профессиональным аварийно-спасательным подразделением; рассмотреть представление с участием прокурора; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в несоблюдении закона; о результатах и принятых мерах сообщить в Норильскую транспортную прокуратуру.
Данное представление было рассмотрено руководителем ФНБУ «АМП Западной Арктики» ФИО1 с извещением прокурора, 31 января 2020 года в адрес прокурора направлен ответ, в котором выражено несогласие с внесенным представлением с приведением доводов о надлежащей готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории морского порта Дудинка в соответствии с Планом ЛРН и ссылкой на то обстоятельство, что согласно акту выполненных работ по АСР ДРН от 14 октября 2019 года № указание на выход сил и средств к месту обнаружения разлива нефтепродуктов было дано в 11 часов, а в 11.50 часов силы и средства прибыли к месту разлива, таким образом, нарушений календарного плана оперативных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в акватории морского порта Дудинка не допущено.
Вместе с тем, данное обстоятельство опровергнуто материалами дела, а факт неисполнения требований прокурора нашел свое подтверждение.
Проанализировав положения действующего законодательства и представленные доказательства, мировой судья пришел к верному выводу о нарушении в данном случае руководителем ФГБУ «АМП Западной Арктики» ФИО1 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и, таким образом, наличии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представленные по делу доказательства, вопреки доводам жалобы, исследованы мировым судьей всесторонне и в совокупности, их оценка соответствует требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод мирового судьи о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полностью соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств, обоснованными не являются и не ставят под сомнение выводы мирового судьи, приведенные в обжалуемом постановлении, повторяют позицию, изложенную в ходе рассмотрения дела мировым судьей, которым объективно оценены и обоснованно признаны несостоятельными, и свидетельствуют лишь о несогласии с вынесенным постановлением.
Процессуальных нарушений мировым судьей при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
При таких обстоятельствах, нахожу постановление мирового судьи законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района города Мурманска от 28 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Западной Арктики» ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Журавлева А.В. без удовлетворения.
Судья Т.С. Кузнецова