ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-201/2018 от 26.04.2018 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 26 апреля 2018 года

Судья Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга Ужанская Н.А.

с участием защитника Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Организатор перевозок» - Дудкиной Д.А. (доверенность от № 33 от 09.01.2018),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Организатор перевозок» на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу № Ю 78-00-03- 0269 от 01.03.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ, и представление № Ю-78-03-03-0193-18 от 01.03.2018 г. в отношении СПб ГКУ «Организатор перевозок»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее -Управление) № Ю 78-00-03- 0269 от 01.03.2018 г. СПб ГКУ «Организатор перевозок» (далее- Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

В тот же день руководителем Управления в адрес СПб ГКУ «Организатор перевозок» было вынесено представление № Ю-78-03-03-0193-18 о принятии мер по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих, недопущению нарушений впредь.

В установленный законом срок 19.03.2018 г. СПб ГКУ «Организатор перевозок» была подана жалоба об отмене указанных постановления и представления, согласно которой заявитель с вынесенными постановлением и представлением не согласен, полагая их незаконными и необоснованными, ссылаясь на то, что СПб ГКУ «Организатор перевозок» осуществляет продажу билетов длительного пользования, включающих в себя как вид проездного билета, так и стоимость носителя. Положения распоряжения Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 27.06.2007 № 31-р «О видах проездных билетов и порядке их обращения» возлагают на пассажира обязанность пополнить ресурс единого электронного билета (далее- ЕЭБ) в пределах, установленных диапазоном не менее действующего минимального тарифа оплаты проезда в городском пассажирском транспорте и не более 15 000 руб. Данным распоряжением предусмотрен верхний и нижний предел пополнения ресурса ЕЭБ при первичном приобретении и не установлен его конкретный размер.

Поскольку Учреждение является реализатором проездных билетов длительного пользования, то согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» вправе самостоятельно определять цены на продаваемые товары в пределах лимитов, установленных распоряжением Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 27.06.2007 № 31-р, однако данные обстоятельства не были учтены Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу при вынесении постановления.

Кроме того, заявитель в жалобе ссылается на то, что доказательств заключения договора купли-продажи проездного билета с гражданкой Щелкуновой Ю.К. в материалах дела об административном правонарушении не имеется, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

Защитник СПб ГКУ «Организатор перевозок» судебное заседание явилась, поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить.

Суд, проверив доводы жалобы и материалы дела, полагает жалобу подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что 26.01.2018 г. в 11 ч.00 мин. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в ходе рассмотрения обращения гражданки Щ. Ю.К. о нарушении ее прав потребителя СПб ГКУ «Организатор перевозок», установлено нарушение Учреждением ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 10.3 Распоряжения Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 27.06.2007 № 31-р «О видах проездных билетов и порядке их обращения», а именно: при приобретении проездного билета-брелка «Подорожник» предусматривается обязательное пополнение проездного билета на фиксированную сумму 900 руб., вместо предусмотренного п. 10.3 Распоряжения от 27.07.2007 г. № 31-р условия о том, что при первичном приобретении проездного билета пассажир пополняет ресурс билета на сумму не менее действующего минимального тарифа оплаты проезда в городском пассажирском транспорте и не более 15 000 руб., то есть сумма пополнения ресурса не является фиксированной. Установленная Приказом СПб ГКУ «Организатор перевозок» от 24.04.2017 г. № 175 минимальная сумма пополнения ресурса единого электронного билета при реализации бесконтактных электронных пластиковых брелков с дизайн-макетом, приуроченным к юбилею Учреждения, в размере 900 руб. противоречит п.10.3 Распоряжения от 27.07.2007 г. № 31-р. При действующем минимальном городском тарифе на общественный транспорт 40 руб. и метрополитен -45 руб. при первичном приобретении

проездного билета пополнение может производиться в пределах от 45 руб. до 15 000 руб. СПб ГКУ «Организатор перевозок» не наделен полномочиями вносить изменения в распоряжения Комитета по транспорту Правительства Санкт- Петербурга или издавать нормативно-правовые акты.

По итогам рассмотрения указанного обращения СПб ГКУ «Организатор перевозок» было привлечено к административной ответственности по основаниям ч. 2 ст. 14.8 КоАП и в его адрес вынесено представление об устранении допущенных нарушений.

Как следует из материалов дела СПб ГКУ «Организатор перевозок» осуществляет реализацию всех видов проездных билетов длительного пользования, предназначенных только для проезда на городском/пригородном наземном пассажирском транспорте общего пользования согласно Распоряжению Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 27.06.2007 №30-р «Об организации реализации проездных билетов длительного пользования»

Заявитель осуществляет продажу проездных билетов длительного пользования, включающих в себя как вид проездного билета, так и стоимость носителя.

В соответствии с п. 10.3. Распоряжения Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 27.06.2007 №31-р «О видах проездных билетов и порядке их обращения» при первичном приобретении Проездного билета пассажир пополняет ресурс Проездного билета на сумму не менее действующего минимального тарифа оплаты проезда в городском пассажирском транспорте и не более 15000 рублей.

Таким образом, в соответствии с данным распоряжением на пассажира возлагается обязанность пополнить ресурс единого электронного билета в пределах, установленных диапазоном не менее действующего минимального тарифа оплаты проезда в городском пассажирском транспорте и не более 15000 рублей. Между тем, данным Распоряжением предусмотрен верхний и нижний предел пополнения ресурса ЕЭБ при первичном приобретении, при этом его конкретный размер не установлен.

Принимая во внимание, что Учреждение является реализатором проездных билетов длительного пользования, то согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» вправе самостоятельно определять цены на продаваемые товары в пределах лимитов, установленных Распоряжением.

Соответственно Учреждение вправе реализовывать проездные билеты длительного пользования с заранее установленным лимитом пополнения.

Реализация проездных билетов длительного пользования производится посредством заключения между Учреждением и гражданином договора купли-продажи, обладающего всеми признаками публичного договора. Согласно п.1 ст.485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной таким договором.

Согласно ч. 2 ст.14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.8 КоАП РФ, образует включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 (далее - Закон о защите прав потребителей).

Ввиду того, что правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.8 КоАП РФ, является оконченным в момент заключения договора, условия которого ущемляют права потребителя, и не считается длящимся, то отсутствие заключенного договора с потребителем с подобными условиями, не образует состав административного правонарушения.

Более того, факт понуждения со стороны Учреждения Щ. Ю.К. к заключению договор купли-продажи Управлением не установлен.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).

Положения ст.29.10 КоАП РФ предусматривают требования к содержанию постановления об административном правонарушении. Согласно пп. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе мотивированное решение по делу.

В нарушение п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление Управления немотивированно, не приведены суждения, на основании которых Управление пришло к выводу о виновности Учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.8 КоАП РФ.

В вынесенном Управлением постановлении, в нарушение требований ст. ст. 26.11, 29.10 КоАП РФ, отсутствуют исследование и оценка представленных в рамках административного дела доказательств, на основании которых Управлением установлены обстоятельства правонарушения и вина заявителя в его совершении.

В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с п.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события, состава административного правонарушения

Учитывая, что состав административного правонарушения в действиях СПб ГКУ «Организатор перевозок», предусмотренные ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ отсутствует, постановление № Ю 78-00-03- 0269 от 01.03.2018 г. подлежит отмене, а производство по настоящему делу -прекращению.

Согласно ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ).

Системное толкование положений ст. 29.13 и 19.6 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что указанное представление порождает для лица, которому оно адресовано, правовые последствия, следовательно, при несогласии с таким представлением возникает право на его обжалование.

Предусмотренные ст. 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, установленным главой 30 КоАП РФ.

Отдельное обжалование представления несудебного органа об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, возможно лишь в том случае, если оно адресовано лицу, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении не возбуждалось. Законность такого представления может быть проверена в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ. Положения главы 30 КоАП РФ здесь не могут быть применены, так как они рассчитаны на обжалование только тех административно-юрисдикционных актов несудебных органов, которые приняты в рамках КоАП РФ в связи с привлечением к административной ответственности.

Оспариваемое заявителем представление № Ю-78-03-03-0193-18 от 01.03.2018 г., вопрос о правомерности вынесения которого связан с вопросом о законности привлечения Учреждения к административной ответственности, вынесено в порядке ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ, в связи с чем может быть обжаловано одновременно с постановлением № Ю 78-00-03- 0269 от 01.03.2018 г.

Учитывая, что постановление № Ю 78-00-03- 0269 от 01.03.2018 г. признано незаконным и отменено судом, вынесенное на его основании представление № Ю-78-03-03-0193- 18 также подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24.5 ч.1 п.6, 30.7 ч.1 п.3, 30.9КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу № Ю 78-00-03- 0269 от 01.03.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ и представление № Ю-78-03-03-0193-18 от 01.03.2018 г. в отношении СПб ГКУ «Организатор перевозок»– отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано посредством подачи жалобы в Санкт-Петербургский городской суд через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья