35RS0027-01-2021-001253-31 Дело № 12-201/2021
Р Е Ш Е Н И Е
город Череповец 01 сентября 2021 года
Судья Череповецкого районного суда Вологодской области Лопатина С.В.,
с участием заявителя – главы Нелазского сельского поселения ФИО1,
представителя ГУ МЧС России по Вологодской области ФИО2,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника управления – начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы Нелазского сельского поселения ФИО1, <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника управления – начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области В. № <данные изъяты> от <дата> глава Нелазского сельского поселения ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 6000 рублей за то, что <дата> с <данные изъяты>, <дата> с <данные изъяты>, <дата> с <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, в документации и на территории администрации Нелазского сельского поселения по итогам проведенной плановой выездной проверки за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности согласно плану проведения плановых проверок органов местного самоуправления на 2021 год, являясь должностным лицом, допустил нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1. муниципальным правовым актом органа местного самоуправления не определено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, на территории Нелазского сельского поселения, что является нарушением ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
2. муниципальным правовым актом органа местного самоуправления не определены меры по оказанию содействия органам государственной власти Вологодской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения на территории Нелазского сельского поселения, что является нарушением ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
3. не созданы условия для забора воды в любое время года в д. Сойволовская Нелазского сельского поселения, а именно: д. Сойволовская Нелазского сельского поселения не обеспечена достаточным количеством исправных источников наружного противопожарного водоснабжения, из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров, что является нарушением ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. ст. 62, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п.10.3, п. 10.4 свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225;
4. не созданы условия для забора воды в любое время года в с. Нелазское Нелазского сельского поселения, а именно: с. Нелазское Нелазского сельского поселения не обеспечено достаточным количеством исправных источников наружного противопожарного водоснабжения из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров, что является нарушением ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. ст. 62, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п.10.3, п. 10.4 свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225;
5. не обновлена в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории п. Андогский Нелазского сельского поселения до начала пожароопасного периода противопожарная минерализованная полоса установленной ширины вокруг населенного пункта, что является нарушением п. 63 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
Глава Нелазского сельского поселения ФИО1, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 6000 рублей и прекратить производство по делу за малозначительностью. В обоснование жалобы указано, что:
1. в соответствии с п. 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не содержит обязанности по принятию муниципального правового акта по определению мероприятия по социальному и экономическому стимулированию участия граждан и организации в добровольной пожарной охране. Стимулирование участия граждан осуществляется путем награждения, а также поселение дополнительно приобретает средства для пожаротушения. Администрацией Нелазского сельского поселения приобретено и выделено старостам населенных пунктов Нелазского поселения ранцевые огнетушители в количестве <данные изъяты> штук, емкость «еврокуб» в количестве <данные изъяты> штук, мотопомпа – <данные изъяты> штук, а также установлены знаки (указатели) пожарной безопасности в населенных пунктах Нелазского сельского поселения и звуковые сигнализаторы (рында) в количестве <данные изъяты> штук.
Согласно ст. 136 Бюджетного кодекса РФ устанавливать какие-либо меры социальной поддержки администрация поселения не может в силу ограничений бюджетного законодательства.
2. Администрация Нелазского сельского поселения регулярно проводит собрания с целью организации противопожарной пропаганды, на которых администрация поселения:
- информирует население о проблемах и мероприятиях по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
- размещает информацию о пожарной безопасности на информационных стендах;
- осуществляет методическое сопровождение деятельности по обучению населения мерам пожарной безопасности;
- в пределах своей компетенции контролирует реализацию на территории поселения требований нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по противопожарной пропаганде.
Также приняты постановления:
- № 92 от 30.08.2017 «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Нелазского сельского поселения», где утвержден план мероприятий и в десятом пункте входит организация противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности, информационное обеспечение;
- № 67 от 07.04.2020 «Об утверждении Положения об оповещении населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре на территории Нелазского поселения»;
- № 75 от 20.04.2020 «О включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории Нелазского сельского поселения», где также в план мероприятий на обеспечение первичных мер пожарной безопасности входит провести собрание жителей с целью проведения пожарной пропаганды населения;
- № 40 от 22.04.2021 «О подготовке к пожароопасному периоду на территории Нелазского сельского поселения», входит организация и распространение среди населения листовок, брошюр, плакатов, информационных листов по мерам пожарной безопасности в весенне-летний пожароопасный период.
Таким образом, принятия муниципального правового акта «Об оказании содействия органам государственной власти Вологодской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собрания населения» не требуется.
3. Администрацией Нелазского сельского поселения, в лице главы поселения заключаются договоры на прорубку полыньи (проруби) в населенных пунктах поселения, в том числе и в д. Сойволовская и с. Нелазское, в зимний период с 01 января по 31 марта ежегодно.
Источники водоснабжения могут быть естественными и искусственно созданные. На территории Нелазского сельского поселения существуют оба вида источников наружного противопожарного водоснабжения.
В д. Сойволовская имеется оборудованный съезд к реке Суда, а также в с. Нелазское на ул. Патинской находится пожарный водоем и по ул. Школьной оборудован пожарный съезд к реке Нелаза.
В д. Сойволовская на <дата> зарегистрировано по месту жительства – <данные изъяты> человек. В силу ч. 5 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.
Кроме того, в населенных пунктах д. Сойволовская и с. Нелазское плотное расположение земельных участков, в том числе и ранее учтенные земельные участки, находящиеся в частной собственности, а также по договорам аренды. И организовать пожарные водоемы на радиус 200 метров без изъятия земельных участков в пользу государственных и муниципальных нужд невозможно. К тому же жилая застройка образовалась до вступления закона о пожарной безопасности и применяется к новым территориям застройки в соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
В данном случае норму закона невозможно исполнить.
К тому же при проведении проверки сотрудник ОНД и ПР не производил замеры, более того, в ряд населенных пунктов он вообще не выезжал.
4. Минерализованная полоса вокруг поселка Андогский регулярно очищается от упавших веток и поваленных ветровалом деревьев.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель ГУ МЧС России по Вологодской области ФИО2 в судебном заседании пояснил, что устранение выявленных нарушений либо невозможно, либо влечет большие финансовые затраты. Ходатайствует об изменении наказания и замене административного штрафа на предупреждение.
Изучив доводы жалобы, заслушав главу Нелазского сельского поселения ФИО1, представителя ГУ МЧС России по Вологодской области ФИО2, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается копией распоряжения о проведении плановой выездной проверки от <дата>; копией предписания № <данные изъяты> об устранении нарушений требований пожарной безопасности от <дата>; копией акта проверки № <данные изъяты>; копией распоряжения № <данные изъяты> от <дата> об исполнении ФИО1 полномочий главы Нелазского сельского поселения; протоколом об административном правонарушении № <данные изъяты> от <дата>.
Указанные доказательства сомнений в совокупности являются достаточными для признания в действиях главы Нелазского сельского поселения ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ. Оснований для переоценки установленных по делу фактических обстоятельств дела, не имеется.
Вместе с тем, оценив все обстоятельства в совокупности, судья считает, что имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5
(ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда или угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В рассматриваемом деле установлено, что выявленные нарушения существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений не представляют, поскольку работа по предупреждению пожаров в Нелазском сельском поселении проводится, глава Нелазского сельского поселения вину в совершении административного правонарушения признал, негативных последствий для граждан, общества или государства не произошло.
Кроме того, судья учитывает, что размер назначенного наказания с учетом сложной эпидемиологической обстановки в стране может усугубить материальное положение должностного лица.
При рассмотрении дела не установлено пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих должностных обязанностей.
Таким образом, на основании конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, исходя из степени общественной опасности правонарушения и характера вины правонарушителя, отсутствий существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствия причинения ущерба обществу и государству, глава Нелазского сельского поселения ФИО1 подлежит освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах требование об отмене постановления заместителя начальника управления – начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области В. № <данные изъяты> от <дата> о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, в отношении главы Нелазского сельского поселения ФИО1 подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 2,9, 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника управления – начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области В. № <данные изъяты> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Нелазского сельского поселения ФИО1 – отменить.
На основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях главу Нелазского сельского поселения ФИО1 от административной ответственности освободить, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 суток со дня вручения либо получения копии решения.
Судья С.В. Лопатина