ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-201/2021 от 19.05.2021 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

19 мая 2021 года г. Иркутск

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Шатаева О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по жалобе ФИО1 «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» ФИО1 М.В. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное мировым судьей судебного участка №119 Кировского района г. Иркутска Абдуллиной Ю.Р.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» (далее также по тексту – Фонд) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 922 508,08 рублей.

Представитель Фонда ФИО7 не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить.

В судебное заседание законный представитель Фонда, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении не заявлял, его неявка не препятствует рассмотрению жалобы.

В судебном заседании представитель юридического лица поддержала доводы жалобы.

В судебном заседании дала свои пояснения должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ведущий инспектор контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО4, которая суду пояснила, что протокол об административном правонарушении был составлен в отношении Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ по факту невозвращения в доход областного бюджета неиспользованного остатка субсидии в общей сумме 15 632,0 тыс. рублей. Дополнительно указала, что оснований для отмены постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку оно вынесено законно и обоснованно.

В судебном заседании в качестве свидетеля дал свои пояснения главный инспектор контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО5, который уточнил, что условие о возврате остатка субсидии в срок до ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено п. 4.3.9 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Данное условие Соглашения Фондом было нарушено, в связи с чем составлен протокол по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.

Заслушав лиц, участвовавших в производстве по делу, проанализировав доводы жалобы и проверив с учетом положений части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.

Данные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» соблюдены.

Как следует из материалов дела, распоряжением председателя КСП Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-П в рамках полномочий, установленных Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образования» (ч. 1 ст. 9), ст. 13 Законом Иркутской области от 07.07.2011 г. №55-оз «О Контрольно-счетной палате Иркутской области», планом деятельности КСП Иркутской области на 2020 г. назначено проведение контрольного мероприятия. Тема контрольного мероприятия: «Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2019 году, и истекшем периоде 2020 г. на реализацию мероприятий подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», в том числе достижения результатов региональных проектов Иркутской области». Срок проведения контрольного мероприятия: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ КСП Иркутской области составлен акт -а встречной проверки Фонда в рамках контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2019 году и истекшем периоде 2020 года на реализацию мероприятий подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» в том числе достижения результатов региональных проектов Иркутской области.

Указанные в акте нарушения, выявленных в ходе проверки послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении Фонда протокола -ап об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и вынесению мировым судьей оспариваемого постановления.

Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно материалам дела, распоряжением Губернатора Иркутской области -рп от ДД.ММ.ГГГГ создан фонд «Центр поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» (л.д. 82).

Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером 1123850019864 (л.д. 83).

Фонд является юридическим лицом, не имеющей членства некоммерческой организацией. Основными целями деятельности Фонда являются: финансовое или иное обеспечение выполнения государственных программ Иркутской области, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области.

В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определение объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта РФ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно органов государственной власти субъекта РФ. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ, и содержать положения о обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в целях реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области установлен постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп.

В соответствии с п. 3 вышеуказанного порядка предоставление субсидий осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до уполномоченного органа.

В соответствии с п. 26 Порядка -пп Министерство в течение 10 рабочих дней дня принятия решения о предоставлении субсидии заключает с некоммерческой организацией соглашение в соответствии с типовой формой, установленной правовым актом министерства финансов Иркутской области.

Перечень документов, представляемых организациями для получения субсидии, определен п. 7 названного Постановления -пп (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии).

Так, в силу положений названного пункта должно быть представлено обязательство Организации по обеспечению достижения значений показателей результативности использования субсидии, оформленное согласно установленной форме (подпункт «д»).

Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп утверждена государственная программа Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019-2024 года» (далее – госпрограмма). Структура госпрограммы включает подпрограмму «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2019-2024 годы», в рамках основного мероприятия «Содействие усилению рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области и повышение эффективности государственной поддержки СМСП».

На основании распоряжения министерства экономического развития Иркутской области «О предоставлении из областного бюджета субсидии Фонду «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ-мр с учетом внесения изменений распоряжениями от ДД.ММ.ГГГГ-мр и от ДД.ММ.ГГГГ-мр, между этим министерством и Фондом было заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в силу которого Фонду с учетом дополнительных соглашений (от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) были представлены субсидии в объеме 146 125,4 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 110 517,7 тыс. рублей; за счет средств областного бюджета- 35 607,7 тыс.рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и Фондом заключено дополнительное соглашение от к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым изменены положения 3-7 к Соглашению, касающиеся перечня затрат, источником финансового обеспечения которого является субсидии в части изменения срока использования субсидии с 2019 года на 2019-2020 годы. При этом остальные положения Соглашения не изменялись.

Согласно п. 28 Порядка № 603-пп (в редакции, действовавшей на момент заключения Соглашения) некоммерческая организация представляет в Министерство отчет об использовании субсидии и отчет о достижении значений целевых показателей по форме и в сроки, установленные Соглашением.

Пунктами 4.3.6.1, 4.3.6.2 Соглашения установлено, что получатель обязан представлять в Министерство отчет о достижении значений целевых показателей результативности предоставления субсидии и отчет об использовании субсидии по установленной форме не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом нарастающим итогом, при этом уточненный отчет за год предоставляется до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии по установленной форме. Дальнейших форм отчетности Соглашением не предусмотрено.

ДД.ММ.ГГГГ Фондом представлены в Министерство экономического развития Иркутской области уточненные отчеты о достижении значений целевых показателей результативности предоставления субсидии и об использовании субсидии за 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным отчетам Фондом субсидия расходовалась в 2019 году и в 1 квартале 2020 года, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значения целевых показателей результативности предоставления субсидии полностью достигнуты, остаток субсидии составил 15 632,0 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 11 018,3 тыс. рублей, областного бюджета - 4 613,7 тыс. рублей (фактически исполнено 130 493,4 тыс. рублей при плановом объеме 146 125,4 тыс. рублей).

Согласно п. 4.3.9 Соглашения получатель субсидии обязан возвращать неиспользованный остаток субсидии, в соответствии с законодательством до 30 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии.

В установленный срок Фонд возврат неиспользованного остатка субсидии не обеспечил, тем самым нарушил условия ее предоставления, содержащиеся в соглашении от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в целях реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, заключенного между Фондом и Министерством, в части не возврата в доход областного бюджета неиспользованного остатка субсидии в общей сумме 15 632,0 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 11 018,3 тыс. рублей, областного бюджета - 4 613,7 тыс. рублей) в срок до 30 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии (то есть до ДД.ММ.ГГГГ).

Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными мировым судьей с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.

Проверив имеющиеся в деле доказательства, судья также признает их допустимыми, достоверными, и достаточными для разрешения дела по существу, не находя оснований не согласиться с выводами мирового судьи о том, что Фондом к ДД.ММ.ГГГГ не обеспечен возврат части субсидии, выданной министерством, чем нарушены условия предоставления субсидий.

Мировой судья верно квалифицировал действия Фонда по ч. 2 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы заявителя, о том что установление сроков на возврат излишне перечисленной суммы субсидий является не условием ее предоставления, а определением обязательств сторон Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, нарушение которого не входит в состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ не могут быть приняты во внимание.

Фонд, заключая соглашение, добровольно взял на себя обязательство выполнить условия этого соглашения. При этом условия, изложенные в соглашении о достижении установленных показателей и о возвращении денежных средств, являются существенными условиями договора, подлежащими исполнению обеими сторонами. Поэтому Фонд, подтверждая свои намерения достигнуть определенных показателей, согласился с тем, что субсидии будут выданы Фонду при условиях, отраженных в Соглашении и в Постановлении -пп.

Фонд, взяв на себя обязательства при получении субсидии, должен был предпринять все зависящие от него меры по исполнению условий предоставления субсидии, а именно вернуть неиспользованный остаток субсидии, в соответствии с Соглашением до ДД.ММ.ГГГГ, однако материалы дела не содержат сведений о том, что юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры по исполнению взятых на себя обязательств.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих по своим правовым последствиям отмену обжалуемого постановления, по делу не допущено.

Административное наказание назначено Фонду в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим административному правонарушению, назначенным в строгом соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о том, что размер штрафа должен определяться в процентах от суммы невозвращенной части субсидии (15 632,0 тыс. рублей), являются несостоятельными и не основанными на законе, поскольку санкцией части 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что размер штрафа исчисляется в процентном отношении от суммы всей полученной субсидии.

Таким образом, доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки мирового судьи, а также к выражению несогласия с произведенной им оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу оставить без удовлетворения.

Постановление от 25 февраля 2021 года, вынесенное мировым судьей судебного участка №119 Кировского района г. Иркутска Абдуллиной Ю.Р., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области», оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано или опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. 30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья О.Ю. Шатаева