Р Е Ш Е Н И Е
г.Усть-Кут 28 декабря 2021 года
Судья Усть-Кутского городского суда Иркутской области Шмидт С.П.,
рассмотрев жалобу исполняющего обязанности генерального директора Акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут» Т на постановление старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды К от 19 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды К от 19 июля 2021 года юридическое лицо Акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут» (далее АО «Аэропорт Усть-Кут») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица – и.о. генерального директора Т, не оспаривая вины в совершенном правонарушении, обжаловал его в Усть-Кутский городской суд Иркутской области, указав в жалобе, что допущенное обществом нарушение не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным интересам, не причинило существенного вреда интересам общества и государства, просил учесть, что сумма штрафа 20000 рублей усугубит сложное финансовое состояние АО «Аэропорт Усть-Кут», повлечет избыточное ограничение прав юридического лица, приведет к банкротству общества. АО «Аэропорт Усть-Кут» является единственным предприятием в Усть-Кутском районе Иркутской области, выполняющим услуги по осуществлению воздушных перевозок пассажиров и грузов в отдаленные северные районы Иркутской области. Деятельность АО «Аэропорт Усть-Кут» является социально-экономически значимой для Иркутской области, осуществляется по регулируемым тарифам государства, так как включено в реестр естественных монополий РФ. Данное административное правонарушение совершено впервые, АО «Аэропорт Усть-Кут» приняты меры к устранению допущенных административных правонарушений. Просит применить положения ст. 4.2 КоАП РФ, ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, снизить размер административного штрафа, установить штраф в размере менее минимального административного штрафа.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 01 по 28 апреля 2021 года службой экологического надзора Иркутской области была проведена плановая выездная и документарная проверка соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности АО «Аэропорт Усть-Кут» в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды. АО «Аэропорт Усть-Кут» в рамках проверки предоставлены журналы учета, образования и движения отходов: за 2020 год, форма которого был утверждена Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (ред. действующая до 31.12.2020 г.), за 1 квартал 2021 года, форма, которого утверждена Приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». При анализе журналов учета, образования и движения отходов за 2020 год и первый квартал 2021 года установлено, что учет по таким видам отходов, как отход (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов (код ФККО 7 34 121 11 72 4), клавиатура, манипулятор (мышь), с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства (код ФККО 4 81 204 01 52 4), картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные (код ФККО 4 81 203 02 52 4) АО «Аэропорт Усть-Кут» не осуществлялось.
Согласно с ч.1 ст. 19 Федерального закона РФ № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В соответствие с Приказом Минприроды России № 1028 от 08 декабря 2020 года «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Однако в нарушении указанных требований, АО «Аэропорт Усть-Кут» учет по таким видам отходов как отход (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов (код ФККО 7 34 121 11 72 4), клавиатура, манипулятор (мышь), с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства (код ФККО 4 81 204 01 52 4), картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные (код ФККО 4 81 203 02 52 4), не осуществляло, тем самым не исполнило обязанность по предоставлению полной и достоверной информации при учете в области обращения с отходами.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении АО «Аэропорт Усть-Кут».
Указанные обстоятельства подтверждаются допустимыми и достоверными доказательствами, которые согласуются между собой.
Плановая выездная проверка была проведена в установленные сроки, указанные в распоряжении о проведении плановой выездной проверки.
Правонарушение выявлено 28 апреля 2021 года, то есть во время проведения выездной плановой проверки.
Такие действия (бездействие) юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Кроме акта проверки № 64-э от 28 апреля 2021 года по результатам выездной плановой проверки, обстоятельства совершения АО «Аэропорт Усть-Кут» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
протоколом об административном правонарушении № 152 от 22 июня 2021 года, согласно которого в ходе проверки установлено нарушение требований Приказа Минприроды России от 08 декабря 2020 года № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами, п. 1 ст. 19 Федерального закона РФ № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления»;
выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой АО «Аэропорт Усть-Кут» включен в Единый государственный реестр юридических лиц.
Все эти доказательства являются допустимыми и достоверными, а их совокупность являлась достаточной для принятия законного и обоснованного решения по делу о назначении административного наказания в соответствии с требованиями статьями 2.10, 4.1, 26.11, 29.10 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
При рассмотрении данного дела на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях (бездействии) АО «Аэропорт Усть-Кут» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленные материалы дела не содержат убедительных доказательств того, что совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями.
Постановление о привлечении АО «Аэропорт Усть-Кут» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, вынесено должностным лицом законно и обоснованно, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений, повлиявших на исход дела, в частности нарушений принципов объективности, полноты и всесторонности рассмотрения дела, допущено не было.
Суд отвергает доводы жалобы о применении положений ст. 4.2 КоАП РФ, ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, снижении размера административного штрафа, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Санкцией ст. 8.5. КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Таким образом, положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при определении размера административного наказания АО «Аэропорт Усть-Кут» применению не подлежат.
Наказание юридическому лицу АО «Аэропорт Усть-Кут»» назначено в минимальном размере, с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличия обстоятельства, смягчающего административную ответственность в соответствии санкцией ст. 8.5 КоАП РФ.
Поскольку АО «Аэропорт Усть-Кут» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, а обжалуемое постановление вынесено законно и обоснованно, с соблюдением процессуальных норм КоАП РФ, основания для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления отсутствуют.
Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л
Постановление старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды К от 19 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении юридического лица- Акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут» оставить без изменения, жалобу генерального директора Акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут» Т - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ст.ст. 30.2-30.3 КоАП РФ, путем подачи жалобы непосредственно в Иркутский областной суд в течение 10 суток, которые исчисляются со следующего дня после получения или вручения копии решения.
Судья: С.П.Шмидт