ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-201/21 от 06.12.2021 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 12-201/21

Р Е Ш Е Н И Е

г. Елизово Камчатского края 06 декабря 2021 года

Судья Елизовского районного суда Камчатского края Почуева С.А.,

при секретаре судебного заседания Товкус Л.Е.,

с участием:

заявителя

аудитора КСП Елизовского муниципального района Ивановой А.В.,

рассмотрев жалобу аудитора КСП Елизовского муниципального района Ивановой А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 20 Елизовского района Камчатского края от 01 октября 2021 года № 5-1769/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мирового судьи судебного участка № 20 Елизовского района Камчатского края от 01 октября 2021 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технического обеспечения» Аксёненковой А.В.

Не согласившись с указанным постановлением, аудитор КСП Елизовского муниципального района Иванова А.В. обратилась в Елизовский районный суд Камчатского края с жалобой, в которой просит отменить данное постановление по основаниям. В обосновании жалобы указывает, что при исследовании материалов дела судом не учтено Уведомление о приеме годовой бюджетной отчетности от 01 февраля 2021 года, которое подтверждает, что бюджетная отчетность за 2020 год была принята финансовым органом только 01.02.2021 года, то есть спустя 5 дней после поступления оригиналов первичных учетных документов по сдаче-приемке оказанных услуг. В данный период (с 26.01.2021 года по 31.01.2021 года) Учреждению необходимо было отразить в регистрах бухгалтерского учета за 2020 год факт хозяйственной жизни и представить достоверную бухгалтерскую отчетность за 2020 год. Согласно пункту 2 статьи 264.4. БК РФ местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Администрацией Елизовского муниципального района годовой отчет Елизовского муниципального района за 2020 год, составленный финансовым органом Елизовского муниципального района, был представлен к внешней проверке в Контрольно-счетную палату Елизовского муниципального района 30.03.2021 года, что также не исключало возможность внесения изменений в годовую отчетность МКУ ЦБОИМТО до указанного срока. Однако данные изменения Учреждением ни в период с 26.01.2021 года по 31.01.2021 года, ни в период с 01.02.2021 года по 29.03.2021 года внесены в годовую отчетность не были.

В судебном заседании заявитель аудитор КСП Елизовского муниципального района Иванова А.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Выслушав заявителя, проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Ответственность в соответствии с ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, является неотъемлемой частью состава административного правонарушения, поэтому в силу требования пункта 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу п. п. 1 п. 4 Примечания к ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.

Согласно п.5 Примечания к ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона.

Федеральным законом N 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» не предусмотрено принятие к бухгалтерскому учету электронных образов первичных учетных документов.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ), данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

В соответствии частью 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно пунктам 2-4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Приказом Министерства Финансов Российской Федерации N 157н от 1 декабря 2010 г. «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее по тексту - Инструкция N 157н).

В соответствии с абзацем пятым пункта 3 Инструкции N 157н при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных

(или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона.

Федеральным законом N 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» не предусмотрено принятие к бухгалтерскому учету электронных образов первичных учетных документов.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ), данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

В соответствии частью 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно пунктам 2-4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Приказом Министерства Финансов Российской Федерации N 157н от 1 декабря 2010 г. «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее по тексту - Инструкция N 157н).

В соответствии с абзацем пятым пункта 3 Инструкции N 157н при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных

учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление.

На основании пункта 11 Инструкции N 157н регистры бухгалтерского учета, составляются по унифицированным формам, установленным в рамках бюджетного законодательства.

Приказом Министерства Финансов Российской Федерации N 191 н от 28 декабря 2010 г. утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту - Инструкция 191 н).

Согласно пункта 13 Инструкции N 191н показатели отражаются в Балансе (ф. 0503130) в разрезе бюджетной деятельности (графы 3, 6), средств во временном распоряжении (графы 4, 7) и итогового показателя (графы 5, 8) на начало года (графы 3, 4, 5) и конец отчетного периода (графы 6, 7, 8).

Как следует из материалов дела, в результате проведенной проверки комиссией КСП Елизовского муниципального района установлено, что должностным лицом - главным бухгалтером Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технического обеспечения» Аксёненковой А.В. несвоевременное отражено факт хозяйственной жизни в бухгалтерском учете, и как следствие, в нарушение ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерская отчетность на 01.01.2021 г. содержит недостоверные сведения о финансовом положении экономического субъекта, дебиторская задолженность по коду строки «260» «дебиторская задолженность по выплатам» на конец отчетного периода отражена в размере 2214309,15 руб., тогда как следовало отразить задолженность в размере 1408242,24 руб., тем самым показатель по коду строки «260» искажен в абсолютном значении в сумме 806066,91 руб. на 36,41 % в количестве 1 факта недостоверности показателей годовой бюджетной отчётности получателя бюджетных средств.

Аудитором Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района 28.06.2021 г. в отношении должностного лица - главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технического обеспечения» Аксёненковой А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении административного дела в отношении должностного лица на основании представленных доказательств, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности и соответствует требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья постановил прекратить производство по указанному делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в результате несвоевременной передачи исполнителем по муниципальному контракту ООО «Легион» оригиналов первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

В оспариваемом постановлении мировой судья указал, по какой причине принимает во внимание одни доказательства и отвергает другие, оценка доказательств соответствует требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, и не имеется оснований усомниться в ее правильности.

Выводы мирового судьи мотивированы, основаны на исследованных в ходе рассмотрения дела доказательствах и являются правильными и обоснованными.

Таким образом, мировым судьей сделан правильный вывод об отсутствии в действиях должностного лица - главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технического обеспечения» Аксёненковой А.В. состава административного правонарушения.

Правовых оснований для отмены либо изменения постановления мирового судьи доводы жалобы не содержат и фактически направлены на переоценку установленных мировым судьей обстоятельств по делу, оснований для чего не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления мирового судьи, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 20 Елизовского района Камчатского края от 01 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу аудитора КСП Елизовского муниципального района Ивановой А.В. - без удовлетворения.

Судья С.А. Почуева