Судья: Шевченко П.В. Дело № 12-2021/2020
Решение
«09» июня 2020 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Отдела государственного экологического надзора по Краснодарскому краю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – госинспектор отдела ЮМУ Росприроднадзора) ФИО1, на решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 19 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Муниципального унитарного предприятия «Райводоканал» Муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края (далее – МУП «Райводоканал»),
установил:
постановлением № 10-18-393-Ф-3 от 17 июля 2019 года старшего госинспектора ЮМУ Росприроднадзора ФИО1 юридическое лицо МУП «Райводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере - 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МУП «Райводоканал» ФИО2 обжаловал его в Туапсинский районный суд Краснодарского края.
Обжалуемым решением от 19 февраля 2020 года судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края постановление старшего госинспектора отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в орган правомочный рассматривать дело.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, старший госинспектор ЮМУ Росприроднадзора ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить, считая его незаконным, необоснованным, вынесеным с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без полного исследования всех обстоятельств дела. Также просит восстановить срок для подачи жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.
В части срока обжалования решения судьи районного суда.
Так, решение судьи районного суда принято – 19.02.2020 года.
Копия этого решения была получена Управлением – 02.03.2020 года, как это следует из текста жалобы и подтверждается почтовым идентификатором № 352800432735586. Других данных о времени получения копии решения Управлением в материалах дела не имеется.
Жалоба в районный суд от старшего госинспектора ЮМУ Росприроднадзора ФИО1 направлена в суд – 12.03.2020 года, что подтверждается штампом на почтовом конверте, а поступила в суд 17.03.2020 года, согласно штампу входящей корреспонденции.
Таким образом, срок на подачу жалобы не пропущен.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 09.07.2019 г., в 10 час.30 мин., Управлением проведен анализ документов представленных юридическими лицами, на основании которых были включены в государственный реестр объекты размещения отходов на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.
По результатам проведенного анализа установлено, что согласно Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 398 от 02.10.2018 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» в перечень включен «объект размещения отходов «Лермонтово» которую эксплуатирует МУП МО Туапсинский район «Райводоканал», 352855, <...>.
Учреждение 10 сентября 2018 года представило характеристику объекта размещения отходов «Лермонтово» по результатам инвентаризации, проведенной в 2018 году.
В Характеристике в пункте 13 - системе защиты окружающей среды на объекте размещения отходов указан код системы защиты окружающей среды 07, что согласно таблицы 3, Приказа Минприроды РФ oi 25.02.2010 № 49 (ред. от 09.12.2010) «об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.06.2010№ 17520) означает наличие ограждения.
Однако, при проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 14 июня 2018 №01-04-20/354, согласно Акта проверки Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 23 июля 2018года № 10-3 8-37-Н на объекте размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером <№..> Краснодарского края, Туапсинского района, 700 м. западнее с.Лермонтово по всему периметру отсутствует ограждение.
При проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 01 апреля 2019 №01-04-20/148, согласно Акта проверки Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 17 мая 2019года №10-53-44-Н на объекте размещения отходов вышеуказанные нарушения в части установки по периметру территории ограждений не выполнено.
В Характеристике в пункте 13 - системе защиты окружающей среды на объекте размещения отходов указан код системы защиты окружающей среды 05, что согласно таблицы 3, Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49 (ред. от 09.12.2010) «утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» означает наличие естественного экрана.
При проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 14 июня 2018 №01-04-20/354, согласно Акта проверки Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 23 июля 2018 года №10-38-37-Н на объекте размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:33:1504001:394Краснодарского края, Туапсинского района, 700 м. западнее с. Лермонтово в нижней части свалки выполнено углубление для сбора обводненного фильтрата с тела свалки, заполненное жидкостью бурого цвета, сооружение для сбора фильтрата не имеет гидроизоляции.
При проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 01 апреля 2019 №01-04-20/148, согласно Акта проверки Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 17 мая 2019года №10-53-44-Н на объекте размещения отходов вышеуказанные нарушения в части сброса обводненного фильтрата с тела свалки не устранены.
Исходя из вышеизложенного установлено, что на объекте размещения отходов отсутствует естественный экран предотвращающий влияние объекта размещения отходов на окружающую среду.
В Характеристике в пункте 14 - виды мониторинга окружающей среды на объекте размещения отходов указан код системы мониторинга окружающей среды 06, что согласно таблицы 4, Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49 (ред.от 09.12.2010) «об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.06.2010г. № 17520) означает наличие комплексного мониторинга окружающей среды.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения 17 июля 2019 года старшим государственным инспектором Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 постановления о привлечении юридического лица - МУП «Райводоканал» к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанной нормы, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Отменяя постановление о привлечении к административной ответственности МУП «Райводоканал» и возвращая дело на новое рассмотрение, судья районного суда пришел к выводу, что имеются основания для возвращения дела на новое рассмотрение. С данным выводом судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Судом вышестоящей инстанции установлено, что при проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 01 апреля 2019 №01-04-20/148, согласно Акта проверки Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 17 мая 2019года №10-53-44-Н на объекте размещения отходов вышеуказанные нарушения в части сброса обводненного фильтрата с тела свалки не устранены.
Исходя из вышеизложенного установлено что на объекте размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером <№..> Краснодарского края, Туапсинского района, 700 м. западнее с.Лермонтово отсутствует естественный экран предотвращающий влияние объекта размещения отходов на окружающую среду.
В Характеристике в пункте 14 - виды мониторинга окружающей среды на объекте размещения отходов указан код системы мониторинга окружающей среды 06, что согласно таблицы 4, Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49 (ред.от 09.12.2010) «об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.06.2010г. № 17520) означает наличие комплексного мониторинга окружающей среды.
Согласно Акта проверки Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 23 июля 2018года №10-38- 37-Н по объекту размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером <№..> Краснодарского края, Туапсинского района, 700 м. западнее с.Лермонтово МУП «Райводоканал» не представила результаты лабораторных исследований за 2018год.
В нарушение требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», МУП «Райводоканал» отчеты о результатах мониторинга за 2017 и 2018 годы в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов в срок до 15 января 2018 и 2019 годы не сдал.
Согласно п.2, п.3, п.4, п.5 ст.18 Федерального Закона от 24.06.1998 г.
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
В нарушение вышеизложенного нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для МУП «Райводоканал» Туапсинский район не утверждались в установленном законом порядке.
Исходя из вышеизложенного установлено что на объекте размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:33:1504001:394 Краснодарского края, Туапсинского района, 700 м. западнее с.Лермонтово отсутствует комплексный мониторинг окружающей среды.
Юридическое лицо - МУП МО Туапсинский район «Райводоканал» 10 сентября 2018 года за подписью директора ФИО2 при предоставлении Характеристики объекта размещения отходов «Лермонтове» по результатам инвентаризации проведенной в 2018 году допустило сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о системе защиты и мониторинге окружающей среды на объекте размещения отходов.
Вышеизложенное деяние привело к включению объекта размещения отходов «Лермонтове» которую эксплуатирует МУП МО Туапсинский район «Райводоканал», 352855, <...> в государственный реестр объектов размещения отходов», согласно Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №398 от 02.10.2018года (в редакции от 14.02.2019г.).
Вышеизложенное является нарушением: ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», где основным принципом охраны окружающей среды является в том числе: соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
При таких обстоятельствах судья краевого суда полагает, что у судьи районного суда имелось достаточно доказательств указывающих на нарушение юридическим лицом вменяемого правонарушения, в связи с чем считает решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 19 февраля 2020 года о возвращении дела на новое рассмотрение в надзорный орган, не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 19 февраля 2020 года подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
жалобу старшего государственного инспектора Отдела государственного экологического надзора по Краснодарскому краю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 на решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 19 февраля 2020 года – удовлетворить.
Решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 19 февраля 2020 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение тот же суд, в ином составе.
Судья
краевого суда Пегушин В.Г.