Дело № 12-202/2018
УИД 29RS0018-01-2018-006212-89
28 декабря 2018 года город Архангельск
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Соломбальского районного суда г. Архангельска Долгирева Татьяна Сергеевна, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске административное дело по жалобе главного инженера ЗАО «Лесозавод 25» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Архангельской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 № 57-129-од-3384/ПС от 05 октября 2018 года, которым должностное лицо – главный инженер ЗАО «Лесозавод 25» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Архангельской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 № 57-129-од-3384/ПС от 05 октября 2018 года должностное лицо – главный инженер ЗАО «Лесозавод 25» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В вину главного инженера предприятия вменяется:
1. Не в достаточном объеме разработаны мероприятия по безопасной эксплуатации объекта с целью приведения объекта в соответствии с требованиями Правил №560 и других нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, установлены длительные сроки выполнения (около года);
2. Ненадлежащим образом организован и осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности с учетом особенностей эксплуатируемого объекта и условий его эксплуатации, нарушение пункта 15 Правил №560, ч.1 ст.9 Закона №116-ФЗ;
3. Не аттестован в области промышленной безопасности заместитель начальника цеха по производству древесных гранул (участок №3) (область аттестации Б11.1);
4. В Перечень эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации, устанавливающий безопасное проведение работ на объекте, не входят производственные инструкции персонала, обслуживающего ОПО;
5. Не предусмотрены мероприятия в случае превышения допустимой температуры заложенного на хранение растительного сырья;
6. Для оборудования объекта не установлен назначенный срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации и конструктивных особенностей;
7. Не подтверждено соответствие требованиям Технического регламента таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» размещение электрических элементов и средств ДАУ, блокировки, контроля, противоаварийной защиты, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях во взрывоопасных зонах производственных помещений и наружных установок, степени взрывозащиты»;
8. Технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденных приказом Ростехнадзора от 31.12.2014 №632.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обжаловал его в районный суд. В обоснование жалобы указал, что Цех по производству древесных гранул (Участок №3) не является взрывопожароопасным производственным объектом, не является объектом, на котором осуществляется хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, не имеет взрывоопасных зон, поэтому на данный объект не требуется разработка технического паспорта взрывобезопасности опасного производственного объекта, на оборудование объекта не распространяется действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», на него не распространяются требования «Правил безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года №560. Кроме того, управлением Ростехнадзора не указан перечень мероприятий, которые разработаны в недостаточном объеме, также не указано наличие недостатков, не указано, в чем выражена ненадлежащая организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности с учетом особенностей эксплуатируемого объекта и условий его эксплуатации; заместитель начальника цеха по производству древесных гранул ФИО3 аттестован в области промышленной безопасности; не указано, какие мероприятия не предусмотрены в случае повышения допустимой температуры заложенного на хранение растительного сырья. Обращает внимание, что древесная пыль, находящаяся в помещении цеха, имеет очень низкую концентрацию, что подтверждается исследованиями, проведенными на предприятии, при которой она не может быть взрывоопасной.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник Козлович Ю.Н. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав позицию ФИО1, его защитника, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.3 Закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, о также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу статьи 9 части 1 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, о также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года №560 (далее – Правила №560), устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах, на которых осуществляются хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.
Согласно пункту 5 Правил №560 в целях приведения объектов в соответствие с требованиями настоящих Правил и других нормативных правовых актов в области промышленной безопасности эксплуатирующая объекты организация разрабатывает мероприятия по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов и дополняет ими План мероприятий по доведению опасных производственных объектов до нормативных требований промышленной безопасности, являющийся неотъемлемой частью технического паспорта взрывобезопасности.
Согласно Акту проверки по организации промышленной безопасности в цехе по производству древесных гранул Маймаксанского участка №3 ЗАО «Лесозавод 25», проведенной в период с 18 октября 2017 года по 20 октября 2017 года, установлено только два мероприятия, относящихся к опасному производственному объекту «Цех по производству древесных гранул»: переработка должностных инструкций и инструкций по охране труда для работников объекта в срок до 01.12.2017 и подготовка и направление заявки на проведение предаттестационной подготовки заместителя начальника цеха в срок до 30.03.2018. Информация о плане мероприятий по доведению опасных производственных объектов до нормативных требований промышленной безопасности в техническом паспорте взрывобезопасности отсутствует.
Согласно пункту 15 Правил №560 на объектах организуется и осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности с учетом особенностей эксплуатируемых объектов и условий их эксплуатации. В соответствии с п.4 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 №263, производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий. Ненадлежащая организация и осуществление производственного контроля выразилась в непроведении всего комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасного производственного объекта, что привело 03.06.2018 к аварии на опасном производственном объекте.
В силу части 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 16 Правил №560 перечень и объем эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации определяются внутренними распорядительными документами эксплуатирующей объекты организации, устанавливающими безопасное проведение работ на объектах.
В соответствии с пунктом 38 Правил №560 в случае превышения допустимой температуры заложенного на хранение растительного сырья, продуктов его переработки и комбикормового сырья, указанной для соответствующего вида сырья (продукта) в технологическом регламенте, следует применять активное вентилирование, сушку, производить перекачку сырья (продукта) из одного силоса (бункера) в другой, с площадки на площадку. Для этой цели всегда предусматривается свободная емкость (площадка). Указанные мероприятия не предусмотрены на объекте «Цех по производству древесных гранул (Участок №3) в случае превышения допустимой температуры заложенного на хранение в силосы древесных пеллет.
Согласно пункту 166 Правил №560 для оборудования устанавливается назначенный срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации и конструктивных особенностей. Данные о сроке службы должны указываться организацией-изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации оборудования.
В соответствии с пунктом 458 Правил №560, размещение электрических элементов и средств ДАУ, блокировки, контроля и противоаварийной защиты, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях во взрывоопасных зонах производственных помещений и наружных установок, степень их взрывозащиты должны соответствовать требованиям нормативно-технических документов по устройству электроустановок и Технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 825.
Согласно пункту 9 Правил №560, в целях обеспечения безопасности производственных процессов на объектах организации разрабатываются (составляются):
технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденные приказом Ростехнадзора от 31.12.2014 №632 (далее – Требования), устанавливают состав, порядок и последовательность разработки (составления) технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасного производственного объекта хранения и переработки растительного сырья (далее - Технический паспорт взрывобезопасности). В техническом паспорте взрывобезопасности отражаются показатели, характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объекта, в соответствии с разделом II указанных Требований заполнению подлежат все графы таблиц – пункт 7 абзац 3 Требований.
В нарушение данных требований в техническом паспорте безопасности опасного производственного объекта Цех по производству древесных гранул (участок №3), рег.№ А27-00978-0016, отсутствуют разделы паспорта: Электростатическая искробезопасность, электроустановки, защитное заземление, молниезащита; Системы воздушного отопления и вентиляции; План мероприятий по доведению опасных производственных объектов до нормативных требований промышленной безопасности; Результаты натурных замеров легкосбрасываемых конструкций.
ЗАО «Лесозавод 25» эксплуатирует опасный производственный объект «Цех по производству древесных гранул (участок №3), рег.№ А27-00978-0016, IV класс опасности, что подтверждается свидетельством о регистрации А27-00978 в государственном реестре опасных производственных объектов.
В силу статьи 9 части 1 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, о также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» взрывоопасная смесь - смесь воздуха или окислителя с горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться.
В соответствии с ГОСТ 12.1.041-83 Система стандартов безопасности труда (ССБТ) пожаровзрывобезопасность горючих пылей, включенного в доказательную базу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, нижний концентрационный предел распространения пламени является показателем (далее - НКПР), по которому классифицируют горючую пыль на предмет пожаровзрывоопасности.
Согласно приложению 1 указанного ГОСТа, НКПР древесной муки 13 – 25 г/м3.
При нижнем концентрационном пределе распространения пламени 65 г/м3 и менее горючую пыль считают взрывоопасной.
В процессе переработки растительного сырья для производства пеллет образуется взрывоопасная пылевоздушная смесь (смесь воздуха с древесной пылью) (НКПР менее 65 г/м.куб), на опасный производственный объект «Цех по производству древесных гранул (участок №3) требуется разработка технического паспорта взрывобезопасности опасного производственного объекта.
Для отнесения объектов к категории опасных производственных объектов растительного сырья признак опасности создают и определяют не категории помещений по пожарной опасности на производственной площадке, а осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, а также количественные и качественные характеристики, а именно – образование взрывоопасных пылевоздушных смесей (смесь воздуха с горючей древесной пылью).
На опасном производственном объекте - Цех по производству древесных гранул (участок №3) осуществляется хранение, переработка растительного сырья (щепа, опилок), в процессе которых образуются взрывоопасные воздушные смеси, требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года №560, распространяются на данный объект и обязательны для исполнения.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с абзацем 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются руководители и иные работники организаций, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. В соответствии с примечанием к статье 9.1 КоАП РФ, для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.
Должностная инструкция (далее – Инструкция) главного инженера ЗАО «Лесозавод 25» (далее – Общество), утвержденная генеральным директором Общества ФИО4 22 июня 2013 года, определяет функции, должностные обязанности, права и ответственность главного инженера Общества. Согласно п.1.1 Инструкции главный инженер относится к категории руководителей. В обязанности главного инженера Общества входит организация производственного контроля за параметрами технологических процессов (п.3.4 Инструкции), обеспечение рациональной и безаварийной работы всех видов производственного оборудования, контроль за состоянием данного оборудования (пункт 3.7 Инструкции), осуществляет контроль за состоянием опасных производственных объектов, а также выполнением требований промышленной безопасности (пункт 3.9. Инструкции).
Приказом генерального директора Общества от 01.07.2013 №693к на должность главного инженера назначен ФИО1
Главный инженер ЗАО «Лесозавод 25» ФИО1, назначенный приказом генерального директора ЗАО «Лесозавод 25» от 20 декабря 2017 года №1141 ответственным лицом за организацию производственного контроля на опасных производственных объектах ЗАО «Лесозавод 25», осуществляющий руководство технической составляющей предприятия и контроль за состоянием опасных производственных объектов согласно должностной инструкции главного инженера, не обеспечил надлежащую организацию производственного контроля на опасном производственном объекте - Цех по производству древесных гранул (участок №3), рег.№ А27-00978-0016, что привело к нарушениям требований промышленной безопасности, установленных пунктами 5, 9, 15, 16, 38, 166, 458, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 ноября 2013 года, а именно: не в достаточном объеме организовал разработку мероприятий по безопасной эксплуатации объекта с целью приведения объекта в соответствии с требованиями Правил №560 и других нормативных правовых актов в области промышленной безопасности; не организовал внесение в перечень эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации, устанавливающими безопасное проведение работ на объекте, производственных инструкций персонала, обслуживающего ОПО; не организовал предусмотренные мероприятия в случае превышения допустимой температуры заложенного на хранение растительного сырья, не обеспечил для оборудования объекта установление назначенного срока службы с учетом конкретных условий эксплуатации и конструктивных особенностей; не обеспечил подтверждение соответствия требованиям Технического регламента таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» размещение электрических элементов и средств ДАУ, блокировки, контроля, противоаварийной защиты, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях во взрывоопасных зонах производственных помещений и наружных установок, степени взрывозащиты», не организовал пересмотр (переработку) технического паспорта взрывобезопасности опасного производственного объекта, не обеспечил аттестацию в области промышленной безопасности персонала, занятого эксплуатацией опасного производственного объекта.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В оспариваемом постановлении правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применен материальный закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка доказательствам по делу.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы материального права, должностное лицо отдела промышленной безопасности по Архангельской области Северо-Западного управления Ростехнадзора пришло к правильному выводу о том, что допущенное главным инженером ЗАО «Лесозавод 25» ФИО1 нарушение законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Оспариваемое постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом наличия смягчающих и отсутствия отягчающих обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Архангельской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 № 57-129-од-3384/ПС от 05 октября 2018 года, которым должностное лицо – главный инженер ЗАО «Лесозавод 25» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.С. Долгирева