ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-202/20 от 15.09.2020 Промышленного районного суда г. Курска (Курская область)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

15 сентября 2020 года г.Курск

Судья Промышленного районного суда г. Курска Гладкова Ю.В., рассмотрев жалобу председателя Комитета социального обеспечения Курской области, материнства и детства Курской области, Сукноваловой Т.А. на постановление Врио начальника отделения –старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Гуторовой И.Н. о назначении административного наказания от 14.07.2020 года №184 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Комитета социального обеспечения Курской области, материнства и детства Курской области,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Врио начальника отделения –старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Гуторовой И.Н. о назначении административного наказания от 14.07.2020 года №184 Комитета социального обеспечения Курской области, материнства и детства Курской области, признан виновным по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и назначено административное наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>

Считая данное постановление по делу об административном правонарушении незаконным и необоснованным, Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обратился в суд с жалобой, мотивируя требования тем, что решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на Комитет возложили обязанность предоставить ФИО6 во внеочередном порядке за счет средств бюджета Курской области благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории МО г.Курск. Апелляционным определением Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Определением Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2018 года Комитету отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. На основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ выданного <данные изъяты> судебным приставом –исполнителем МОСП по ОИП УФССП России Курской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное Во исполнение указанного решения принято постановление Администрации Курской области от ДД.ММ.ГГГГ года №865-па «Об исполнении судебного акта», которым Комитет определен уполномоченным органом исполнительной власти Курской области на приобретение и предоставление ФИО7 во внеочередном порядке за счет средств бюджета Курской области благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г.Курске, не ниже установленных социальных норм с учетом права на дополнительную жилую площадь. Согласно данному постановлению общая стоимость приобретаемого жилого помещения не должна превышать 36 кв.м, с учетом права на дополнительную жилую площадь, а стоимость жилого помещения не должна превышать <данные изъяты> Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что увеличение стоимости жилого помещения может способствовать подаче заявок от поставщиков на участие в аукционах, в постановление Администрации Курской области от 31.10.2018 года №865-па «Об исполнении судебного акта» внесены изменения в части определения стоимости жилого помещения в соответствии с данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области за 3 квартал 2019 года В связи в данными изменениями Комитет обратился в Комитет финансов Курской области с просьбой внести изменения в сводную бюджетную роспись путем перераспределения средств, предусмотренных комитету законом Курской области от 09.12.2019 года №113-ЗКО «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», по результатам рассмотрения данного обращения внесены изменения и выделены денежные средства в размере <данные изъяты> для приобретения жилья ФИО8ДД.ММ.ГГГГ Комитетом объявлен электронный аукцион на приобретение жилого помещения, согласно протоколу рассмотрения заявок №582 от 03.04.2020 года аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок. Поскольку 5 аукционов по приобретению жилого помещения ФИО9 признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок, Комитетом принято решение об изменении способа определения поставщика –проведение запроса предложений в электронной форме на приобретение жилого помещения. В соответствии с Постановлением Администрации Курской области от 22.01.2020 года «О централизации закупок в Курской области» уполномоченным учреждением Курской области по определению поставщиков для заказчиков Курской области конкурентными способами, предусмотренными ст.24 ФЗ от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при начальной цене контракта менее 3 млн. рублей, за исключением закупок в сфере дорожного хозяйства, в сфере безопасности дорожного движения и в сфере капитального строительства с 06.05.2020 года определено областное казенное учреждение «Центр закупок Курской области». Комитетом 15.05.2020 года с ОКУ «Центр закупок Курской области» заключен договор о передаче полномочий по определению поставщиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. 14.07.2020 года размещен запрос предложений в электронной форме на приобретение жилого помещения по договору социального найма в г.Курске во исполнение постановления Администрации Курской области от 31.10.2018 года №865-па «Об исполнении судебного акта», с целью приобретения жилья ФИО10 22.07.2020 года запрос предложений в электронной форме признан несостоятельным ввиду отсутствия заявок. В настоящее время принимаются меры для приобретения жилья ФИО11 и в случае принятия поставщиков оферты комитета для исполнения понадобится не менее трех месяцев. Установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от 25.06.2020 года срок до 01.07.2020 года явно недостаточен. В нарушение ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства не был установлен новый срок исполнения решения суда. Таким образом, считают, что в действиях Комитета отсутствует субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и отсутствует состав. Учитывая вышеизложенное, просят постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.

Представитель заявителя Комитета социального обеспечения материнства и детства Курской области Гудаков И.Н. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.

Судебный пристав МОСП по ОМП УФССП России по Курской области в суд не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав явившихся участников, суд находит жалобу Комитета социального обеспечения Курской области обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ состоит в том, что виновный не исполняет (т.е. прямо отказывается исполнить или уклоняется от этого) требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом - исполнителем, после взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на Комитет возложили обязанность предоставить ФИО12 во внеочередном порядке за счет средств бюджета Курской области благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории МО г.Курск.

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

На основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ выданного <данные изъяты> судебным приставом –исполнителем МОСП по ОИП УФССП России Курской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство

Постановлением Врио начальника отделения –старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Гуторовой И.Н. о назначении административного наказания от 14.07.2020 года №184 Комитет социального обеспечения Курской области признан виновным по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и назначено административное наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Приобретение жилья осуществляется в соответствии с действующим законодательством, то есть с учетом норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В судебном заседании установлено, что общая стоимость приобретаемого ФИО13 жилого помещения не должна превышать 36 кв.м, с учетом права на дополнительную жилую площадь, а стоимость жилого помещения не должна превышать <данные изъяты> то есть увеличение стоимости жилого помещения может способствовать подаче заявок от поставщиков на участие в аукционах. 31.10.2018 года в постановление Администрации Курской области №865-па «Об исполнении судебного акта» внесены изменения в части определения стоимости жилого помещения в соответствии с данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области за 3 квартал 2019 года

В связи в данными изменениями Комитета социального обеспечения Курской области, материнства и детства Курской области, обратился в Комитет финансов Курской области с просьбой внести изменения в сводную бюджетную роспись путем перераспределения средств, предусмотренных комитету законом Курской области от 09.12.2019 года №113-ЗКО «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», по результатам рассмотрения данного обращения внесены изменения и выделены денежные средства в размере <данные изъяты> для приобретения жилья ФИО14

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом объявлен электронный аукцион на приобретение жилого помещения, согласно протоколу рассмотрения заявок от ДД.ММ.ГГГГ аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок. Поскольку 5 аукционов по приобретению жилого помещения ФИО15 признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок, Комитета социального обеспечения Курской области, материнства и детства Курской области, принято решение об изменении способа определения поставщика –проведение запроса предложений в электронной форме на приобретение жилого помещения.

В соответствии с Постановлением Администрации Курской области от 22.01.2020 года «О централизации закупок в Курской области» уполномоченным учреждением Курской области по определению поставщиков для заказчиков Курской области конкурентными способами, предусмотренными ст.24 ФЗ от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при начальной цене контракта менее 3 млн. рублей, за исключением закупок в сфере дорожного хозяйства, в сфере безопасности дорожного движения и в сфере капитального строительства с 06.05.2020 года определено областное казенное учреждение «Центр закупок Курской области».

Комитета социального обеспечения Курской области, материнства и детства Курской области ДД.ММ.ГГГГ с ОКУ «Центр закупок Курской области» заключен договор о передаче полномочий по определению поставщиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. ДД.ММ.ГГГГ размещен запрос предложений в электронной форме на приобретение жилого помещения по договору социального найма в г.Курске во исполнение постановления Администрации Курской области от 31.10.2018 года №865-па «Об исполнении судебного акта», с целью приобретения жилья ФИО16

ДД.ММ.ГГГГ запрос предложений в электронной форме признан несостоятельным ввиду отсутствия заявок. В настоящее время принимаются меры для приобретения жилья Конореву В.Н., и в случае принятия поставщиков оферты комитета для исполнения понадобится не менее трех месяцев.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального Закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом исполнителем, главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями(далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления(предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

В нарушение установленной нормы, судебный пристав –исполнитель, в рамках исполнительного производства, постановления об установлении нового срока исполнения решения суда не выносил, тем самым лишил комитет возможности обжаловать действия судебного пристава исполнителя. После вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> судебным приставом исполнителем вместо постановления об установлении нового срока для исполнения решения суда, выносились требования с установлением нового срока исполнения решения суда.

В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 11.07.2013г. №293-пг «Об утверждении Положения о комитете социального обеспечения, материнства и детства Курской области», комитет является отраслевым органом исполнительной власти Курской области.

Таким образом, для исполнения судебного решения, Комитетом социального обеспечения, материнства и детства Курской области предпринимаются все зависящие от него меры.

Порядок приобретения имущества для государственных и муниципальных нужд определен Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Исходя из предписанной им процедуры приобретения имущества для государственных нужд и установленных для соблюдения этой процедуры сроков, установленный судебным приставом-исполнителем 7-дневный срок явно недостаточен.

При таких обстоятельствах, нельзя согласиться с выводом Врио начальника отделения –старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Гуторовой И.Н., что Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области» являясь должником по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство не исполняет, то есть прямо отказывается исполнить или уклоняется от этого требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, при этом он нарушает срок исполнения, установленный судебным приставом – исполнителем.

Таким образом, поскольку Врио начальника отделения –старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Гуторова И.Н., обстоятельства, свидетельствующие о виновности лица в совершении административного правонарушения, установлены не были, выводы о наличии вины Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, основаны на предположениях, что в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ является недопустимым при разрешении вопроса о привлечении к административной ответственности в части установления и доказывания субъективной стороны правонарушения.

Согласно ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Принимая во внимание вышеизложенное, постановление Врио начальника отделения –старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Гуторовой И.Н., №184 от 14.07.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении комитета социального обеспечения, материнства детства Курской области прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области – удовлетворить.

Постановление Врио начальника отделения –старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Гуторовой И.Н., о назначении административного наказания от 14.07.2020 года №184 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Комитета социального обеспечения Курской области - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Комитета социального обеспечения Курской области прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г.Курска в течение 10 дней со дня получения копии настоящего решения.

Председательствующий судья: