РЕШЕНИЕ
г. Новокузнецк 29 июня 2020 г.
Судья Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Данилова О. Н., рассмотрев жалобу директора ООО «Комсервис» Рязановой Елены Витальевны на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14 апреля 2020 г., которым Рязанова Е. В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14 апреля 2020 г. директор ООО «Комсервис» Рязанова Е. В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Рязанова Е. В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14.04.2020 №№ отменить.
Жалоба мотивирована тем, что определением № о назначении времени и места рассмотрении дела об административном правонарушении, рассмотрение административного дела было назначено на 09.04.2020 в г. Кемерово. В соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2020 №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указом Президента РФ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Распоряжением Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 14.03.2020 №21-рг «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области – Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 30 марта 2020 г. по 12 мая 2020 г. установлены нерабочие дни и введены ограничительные меры с возложением на граждан обязанностей публично-правового характера. В связи с чем инспектором вынесено Определение №Н-111/д от 07.04.2020 о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении до 14.04.2020, однако нерабочие дни и введенные ограничительные меры были продлены вышеизложенными Указами Президента РФ и Распоряжением Губернатора Кемеровской области до 30.04.2020 и далее до 12.05.2020. определение №Н-111/д от 07.04.2020 о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении и назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении было направлено на адрес электронной почты ООО «Комсервис» в период нерабочих дней. 14 апреля 2020 г. инспектор не стал продлевать срок рассмотрения дела об административном правонарушении и вынес постановление о назначении административного наказания в ее отсутствие. Постановление о назначении административного наказания было получено ею 07.05.2020, из содержания которого она узнала, что на адрес электронной почты ООО «Комсервис» было направлено определение № от 07.04.2020 о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении и назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. В связи с чем, она, как лицо, привлекаемое к административной ответственности, не могла воспользоваться, предоставленными ей процессуальными правами. Кроме того, в соответствии с ч. 4 Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 29 ноября 2004 г. №710 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности» к заявке должны быть приложены дополнительные сведения, которые должны содержать наличие или возможность организации зоны строгого режима санитарной охраны. Также, к заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) земельного участка, а также схема расположения проектируемого водозаборного сооружения. Согласно Дополнительному соглашению от 20.06.2016 к Концессионному соглашению №1 от 15.01.2016 были внесены дополнения следующего содержания: п. 4.24 «содержание зон санитарной охраны водоснабжения и водопроводов питьевого назначения возлагается на Концедента» и п. 4.25 «проектирование и обустройство зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения возлагается на Концедента». Дополнения были включены в связи с изданием Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов». Обязанность по организации зон санитарной охраны, возложенная на <данные изъяты> (Концедента), исполнена не была. ООО «Комсервис» неоднократно обращалась в <данные изъяты> с требованием выполнить свои обязательства, однако они были проигнорированы. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Комсервис» обратился в Прокуратуру г. Новокузнецка. Прокуратурой г. Новокузнецка были подтверждены нарушения законодательства РФ со стороны <данные изъяты>, в связи с чем Главе города Новокузнецка вынесено представление. Получение лицензии полностью зависит от выполнения концедентом вышеуказанных обязательств. У ООО «Комсервис» в силу объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне его контроля при соблюдении им необходимой степени заботливости и осмотрительности требующихся для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, отсутствовала возможность получения лицензии, что свидетельствует об отсутствии вины.
В процессе рассмотрения дела Рязановой Е. В. доводы жалобы были дополнены, указано, что во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 03.03.2017 №140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» Прокуратурой г. Новокузнецка на регулярной основе проводятся проверки деятельности ООО «Комсервис». В адрес ООО «Комсервис» направлены требования о предоставлении информации от 31.10.2018 №1-258в-2018г, от 02.07.2019 «1-184в-2019, от 30.01.2020 №7-1-2020г. Дополнительные проверки проводились и по заявлениям ООО «Комсервис» с связи с бездействием <данные изъяты>. На требование о предоставлении информации от 02.07.2019 №1-184в-2019 ООО «Комсервис» в срок до 12.07.2019 предоставило в Прокуратуру г. Новокузнецка информацию и документы за 2017 г., 2018 г. и истекший период 2019 г., в том числе об отсутствии оформленных прав на пользование подземными водными объектами (лицензии) в связи с отсутствием возможности организации зон санитарной охраны. В ответе Прокуратуры от 29.08.2019, по результатам проведенной проверки по заявлению ООО «Комсервис», указано на нарушения законодательства о недрах, положения по добыче подземных вод со стороны обеих сторон Концессионного соглашения №1, в том числе отсутствия лицензии на право пользование недрами, как в прошлом так и по настоящий момент. Таким образом, Прокуратура г. Новокузнецка обладала информацией об отсутствии лицензии у ООО «Комсервис» еще в июле 2019 года. Приказом о назначении №5/к она была назначена на должность директора ООО «Комсервис» 14.10.2019. Таким образом, на момент обнаружения отсутствия лицензии, а именно в июле 2019 года, она не являлась директором ООО «Комсервис», соответственно не является субъектом правонарушения.
В судебном заседании Рязанова Е. В. доводы жалобы поддержала, пояснив, что 07.04.2020 в 13-58 час. ей действительно звонили с Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, что подтверждается детализацией оказанных услуг связи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ее абонентскому номеру №, однако государственным инспектором было сообщено, что рассмотрение дела об административном правонарушении, назначенного на 09.04.2020 отменяется, и инспектором не была сообщена дата рассмотрения дела об административном правонарушении. Дни с 1 апреля по 12 мая 2020 г. были объявлены нерабочими, поэтому должностному лицу следовало отложить рассмотрение данного дела до момента окончания периода нерабочих дней.
Защитник Кузнецов В. А. поддержал доводы, изложенные в жалобе. Просит постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14.04.2020 №Н-111-в/д отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании помощник прокурора г. Новокузнецка Стачева О. А. возражала относительно доводов жалобы, просит суд постановление о привлечении Рязановой Е. В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП оставить без изменения.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Д в судебное заседание не явилась, направила письменные возражения, из которых следует, что при проведении проверки установлено, что ООО «Комсервис» эксплуатирует водопровод и семь водозаборных скважин с целью забора, очистки и распределения воды (добычи подземных вод), с момента заключения соглашения – 12.01.2016 и по настоящее время не получено лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод. Таким образом, установлен факт пользования недрами без соответствующей лицензии, что является правонарушением в области охраны окружающей среды и природопользования. Указом Президента РФ от 25.03.2020 №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также Указом Президента РФ от 28.04.2020 № 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVTD-19)" указание Федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами определить численность соответственно федеральных государственных служащих, работников, обеспечивающих с 30 марта по 11 мая 2020 года, включительно функционирование этих органов. Распоряжением губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 года № 21-рг "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" ограничения в работе на Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора не накладывались. Таким образом, Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора является федеральным государственным органом, который в период с 30 марта 2020 г. по 11 мая 2020 г. продолжал исполнять свои функции в полном объеме с учетом рекомендаций и соблюдения ограничительных мер. Просит учесть, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Рязанова Е. В. уведомлена о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении должным образом, а именно - телефонограммой № от 07.04.2020, содержащей информацию о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (14.04.2020 г. в 14:00 ч.) и о том, что определения от 07.04.020 №Н-111-в и от 07.04.2020 №Н-111-в/д будут направлены на электронную почту ООО «Комсервис». Кроме того, определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 27.03.2020 №Н-111-в/д и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 27.03.2020 №Н-Ш-в/д направлено тремя способами; 1. на адрес электронной почты: №, а также на адрес места жительства (регистрации) Рязановой Е. В.: (<адрес>), заказным письмом с уведомлением №, которое прибыло в место вручения, согласно указанному адресу, 30 марта 2020 г., также на юридический адрес ООО «Комсервис»: <адрес> заказным письмом- с уведомлением №, которое прибыло в место вручения, согласно указанному адресу, 31 марта 2020 года. Следовательно, Рязанова Е. В. знала о нахождении в Южно-Сибирском межрегиональном управлении Росприроднадзора материала об административном правонарушении. Ходатайств об отложении рассмотрения дела или каких-либо других ходатайств и документов от Рязановой Е. В. не поступало.
Судья, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы административного дела, доводы жалобы, приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об АП судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса РФ об АП судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном заседании предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела правильно ли применен закон, не оставалось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 г. №486-О).
В соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. № 74-ФЗ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся; бассейны подземных вод; водоносные горизонты.
Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. № 74-ФЗ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены Законодательством о недрах.
Статьей 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» установлена собственность на недра.
Как следует из ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Статья 12 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» регламентирует содержание лицензии на пользование недрами.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» пользователь недр имеет право: использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции; и др.; пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; и др.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05,2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии со ст.З, ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов. Российской Федерации, \ органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна, осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека; на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; и др.
В силу ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст.49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии) возникает с момента получения такого разрешения (лицензии).
За пользование недрами без лицензии на пользование недрами ч. 1ст. 7.3 Кодекса РФ об АП предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.7.3 Кодекса РФ об АП пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом административного правонарушения является установленный действующим законодательством порядок пользования недрами. Объективной стороной правонарушения являются действия по добыче подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии.
Субъектом административного правонарушения является лицо, осуществляющее пользование недрами, в том числе добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без лицензии.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Новокузнецка в ходе осуществления надзора за исполнением федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении, проведена проверка ООО «Комсервис» исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В результате проверки прокуратурой города выявлены нарушения требований законодательства о недропользовании ООО «Комсервис», а именно Общество осуществляет пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
В соответствии с данными выписки из ЕГРЮЛ, Устава Общества основным видом деятельности предприятия является деятельность по очистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9), дополнительными – сбор и обработка сточных вод (ОКВЭД 37.0) и др.
12 января 2016 г. муниципальным образованием «Новокузнецкий городской округ» в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (Комитет ЖКХ, концедент) с ООО «Комсервис» (концессионер) заключено концессионное соглашение №1 в отношении муниципального имущества, представляющего собой объекты централизованной системы холодного водоснабжения Центрального и Куйбышевского районов города Новокузнецка №1 (далее - концессионное соглашение №1). Срок действия концессионного соглашения, №1 до 31Л2.2020. (пункт. 9.1 концессионного соглашения №1). Согласно, пункту 1.1; концессионного соглашения №1 концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения (объект соглашения), право собственности на которое принадлежит муниципальному образованию «Новокузнецкий городской округ», осуществлять предоставление услуг холодного водоснабжения населению и иным потребителям с использованием объекта, соглашения и иного имущества, которое образует единое целое с объектом; соглашения и (или) предназначено для использования по общему назначению с ним (иное имущество), а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением и иным имуществом, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности. В силу пункта 8.6 концессионного соглашения №1 концессионер обязан при осуществлении деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения, осуществлять реализацию производимых услуг по холодному водоснабжению по регулируемым ценам (тарифам) и (или) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам). В соответствии с пунктом 8.8, концессионного соглашения №1 концессионер обязан за свой счет, в установленный законодательством Российской Федерации срок получить и при необходимости, продлевать все необходимые для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 соглашения, лицензии, разрешения и допуски.
Так, в соответствий с актом приема-передачи имущества от 12.01.2016 по концессионному соглашению №1 Комитетом ЖКХ ООО «Комсервис» передан объект соглашения: водопровод наружный в <адрес>, протяженностью № м, а также иное имущество: водопровод наружный по <адрес>, протяженностью № м, водопровод наружный по <адрес>, протяженностью № м, водопровод по <адрес>, протяженностью 158 м, водопровод наружный по <адрес>, протяженностью № м, водопровод наружный по <адрес>, протяженностью. № м, водопровод наружный по <адрес>, протяженностью № м, водопровод наружный по <адрес>, протяженностью № м, водопровод наружный по <адрес>, протяженностью № м, скважина по <адрес>, скважина по <адрес>, скважина по <адрес>, скважина по <адрес>, скважина № по <адрес>, скважина № по <адрес>.
Постановлением Региональной энергетической комиссии (РЭК) Кемеровской области от 17.05.2016 №63 для ООО «Комсервис» утверждена инвестиционная программа в сфере холодного водоснабжения на 2016-2020 годы. Производственная программа для ООO «Комсервис» на 2019 год утверждена 27.09.2018 постановлением РЭК Кемеровской области №224 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 17.05.2016 №65 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения питьевой водой и об установлении тарифов на питьевую воду ООО «Комсервис» (г. Новокузнецк)» в части 2019 года».
Таким образом, ООО «Комсервис», добывая из подземных водоисточников (водозаборных скважин) воду, осуществляет хозяйственную деятельность по бесперебойному холодному водоснабжению потребителей <адрес> питьевой водой. Для Общества установлены объемы реализации, подачи питьевой воды, тариф на питьевую воду.
В соответствий с пунктом 3.3. Устава ООО «Комсервис» основными видами деятельности общества являются, в том числе техническое обслуживание, текущий ремонт внутренних и инженерных сетей, коммуникаций и артезианских скважин; иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству. В силу пункта 3.4 Устава ООО «Комсервис» при осуществлении видов деятельности, на которые распространяются ограничения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, Общество в установленном порядке приобретает лицензии.
Вместе с тем, проверкой установлено, что ООО «Комсервис», эксплуатирующим водопровод и 7 водозаборных скважин, с целью забора, очистки и распределения воды (добычи подземных вод), за период с 12.01.2016 по настоящее время не получено лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод. Добыча подземных вод при помощи водозаборных скважин ООО «Комсервис» осуществляется последним в отсутствие лицензии на пользование недрами, содержащей все условия, и требования, установленные в нормах действующего законодательства, и разрешающей в этой связи осуществлять добычу подземных вод, что. является нарушением требований статьи 5, пункта 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, статей 1.2, 11, 12, 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.01.1992 №2395-1, статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статей 3, 30 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 1, 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 №3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», а также Приказа МПР РФ от 29.11.2004 №710 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения; или технологического обеспечения водой объектов, промышленности». Как следствие, ООО «Комсервис» водный налогов соответствии с главой 25,2 Налогового кодекса Российской Федерации, не оплачивается.
Таким образом, установлен факт пользования недрами без лицензии на пользование недрами. Вместе с тем, незаконная добыча подземных вод ООО «Комсервис» нарушает права Российской Федерации, как собственника указанного вида природного ресурса, и конституционные права граждан неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16.1 Устава ООО «Комсервис» к компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельности общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников. Согласно пункту 16.2 Устава ООО «Комсервис» директор без доверенности действует от имени общества, и др. В период с ДД.ММ.ГГГГ управление ООО «Комсервис» осуществляет Рязанова Е. В. на основании приказа единственного участника ООО «Комсервис» о вступлении в должность директора общества от ДД.ММ.ГГГГ№.
Собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что ООО «Комсервис» производилось пользование недрами без соответствующей лицензии.
Факт совершения Рязановой Е. В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП, и ее виновность подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: справкой о результатах проверки от 12.03.2019, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Комсервис», уставом Общества, приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу Рязановой Е. В., концесиионным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, приложениями к концессионныму соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ,
Указанные доказательства получили оценку должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об АП.
Таким образом, директором ООО «Комсервис» не исполнены обязанности по соблюдению требований ст. 11, ч.1 п.1. ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», допущено пользование недрами без лицензии на пользование недрами, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП.
Как следует из доводов, приведенных в жалобе, так как и из пояснений Рязановой Е. В. в судебном заседании, обстоятельства совершения правонарушения ею не оспариваются.
Факт осуществления ООО «Комсервис», руководителем которого являлся Рязанова Е. В., деятельности с использованием недр, требующей получение лицензии, при отсутствии указанной лицензии, заявителем не отрицается.
Доводы заявителя о том, что она не была извещена надлежащим образом о рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, не может быть принят во внимание, поскольку не соответствует действительности и опровергается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями.
27 марта 2020 г. определением №№, назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ООО «Комсервис» Рязановой Е. В. по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП, на 09 апреля 2020 г. в 15-00 час.
Данное определение направлено Рязановой Е. В. на адрес электронной почты ООО «Комсервис» №, по адресу места жительства (регистрации) Рязановой Е. В.: (<адрес>) заказным письмом с уведомлением №, также данное определение направлено на юридический адрес ООО «Комсервис»: <адрес> заказным письмом- с уведомлением №, которое прибыло в место вручения, согласно указанному адресу, ДД.ММ.ГГГГ.
Определением от 07 апреля 2020 г. № о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении, установлено, срок рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП в отношении Рязановой Е. В. продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Также, определением от 07 апреля 2020 г. № назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ООО «Комсервис» Рязановой Е. В. по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП.
Указанное определение направлено Рязановой Е. В. на адрес электронной почты ООО «Комсервис» №.
Кроме того, 07 апреля 2020 г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Д передана телефонограмма Рязановой Е. В. по номеру телефона №, из содержания которой следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 14 апреля 2020 г. в 14-00 час. по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждают имеющееся в деле телефонограмма, журнал передачи телефонограмм, представленная в судебном заседании детализация оказанных услуг связи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ абонентскому номеру №, из которой следует, что 07 апреля 2020 г. с номера телефона (№ Рязановой Е. В. в период времени с 13-18 час. до 14-00 час. поступало три телефонных звонка.
Кроме того, в жалобе сама заявитель указывает, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, рассмотрении которого было назначено на 09.04.2020 в г. Кемерово, ею было получено.
Как следует из п. 24.1Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, который надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, Рязанова Е. В. была извещена о рассмотрении дела об административном правонарушении, при заблаговременном должном извещении в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора не явилась, сведений об уважительной причине неявки не представила, никаких ходатайств не направила.
Доводы автора жалобы, сводящиеся к недоказанности виновности в совершении вменяемого деяния, подлежат отклонению, так как постановление было вынесено должностным лицом после надлежащего установления всех необходимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП, применительно к заложенной в данной норме диспозиции, сути выявленного нарушения, исполняемым привлекаемым лицом должностным обязанностям в процессе деятельности предприятия, осуществляющего хозяйственно-бытовое и питьевое водоснабжение граждан муниципального образования, и сфере специального нормативного регулирования.
Ссылка на наличие ряда объективных обстоятельств, препятствующих оформлению лицензии на право пользования недрами, освобождение ответственного за исполнение требований законодательства в затронутой сфере должностного лица от административной ответственности не влечет, так как обязанность получения требующегося на осуществление указанного вида предпринимательской деятельности документа прямо установлена законом и не может находиться в зависимости от каких-либо внешних факторов.
Доводы жалобы о том, что Рязанова Е. В. не является субъектом, подлежащим административной ответственности, подлежит отклонению. Исполнение обязанности по пользованию недрами в соответствии с требованиями, утвержденного в установленном порядке какими-либо сроками не ограничено. ООО «Комсервис» деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения осуществляется и в настоящее время. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся. Лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Поскольку в настоящее время нарушение не устранено, директор ООО «Комсервис» Рязанова Е. В. обоснованно привлечена к административной ответственности.
Порядок привлечения должностного лица к административной ответственности соблюден.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об АП для данной категории дел.
Административное наказание назначено Рязановой Е. В. в пределах санкции, установленной ч.1 ст.7.3 Кодекса РФ об АП, с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенного правонарушения, в том числе, и с учетом степени опасности совершенного административного правонарушения.
В данном случае необходимо учитывать, что совершенное правонарушение посягало на установленный государственный порядок правоотношений, складывающийся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, направленный на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения и территорий.
Отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения не имело значения для наступления ответственности за указанное правонарушение, поскольку, по своему правовому характеру состав правонарушения является формальным. Угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае связана с пренебрежением правонарушителя в течение определенного периода времени к требованиям публичного права. Пользование недрами без лицензии в течение длительного периода времени не может быть отнесено к действиям в состоянии крайней необходимости и не является малозначительным правонарушением.
Нарушений процессуальных норм и требований Кодекса РФ об АП при производстве по делу административным органом допущено не было.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14 апреля 2020 г., которым директор ООО «Комсервис» Рязанова Е. В. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП, оставить без изменения, жалобу Рязановой Е. В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 суток с момента получения его копии.
Судья: О. Н. Данилова