Дело № 12-7/2022
Р Е Ш Е Н И Е
18 февраля 2022 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в с о с т а в е:
Председательствующего судьи Ворсловой И.Е.
При секретаре Бочарове А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе генерального директора ООО «НГСК» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Департамента по тарифам Новосибирской области ФИО2 № 142-14.6/2-ДЛ/2021 от 29 октября 2021 года о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Департамента по тарифам Новосибирской области ФИО2 № 142-14.6/2-ДЛ/2021 от 29 октября 2021 года генеральный директор ООО «НГСК» ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 руб.
ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление от 29 октября 2021 года отменить. В обоснование жалобы указано, что при рассмотрении данного дела Департаментом по тарифам Новосибирской области не были учтены следующие обстоятельства: потребитель – ООО СЗ «Новосибирский квартал» был уведомлен о наличии у него права выбора ставки, до подписания договора потребитель владел информацией о двух вариантах расчета ставок, потребитель самостоятельно осуществил выбор ставки за единицу мощности, имущественные права и интересы потребителя нарушены не были. Таким образом, со стороны генерального директора ООО «НГСК» отсутствует факт нарушения порядка ценообразования, в связи с чем ФИО1 не допускала нарушений законодательства в сфере порядка ценообразования, расчет платы за технологическое присоединение осуществлен в соответствии с действующим законодательством. В случае отказа требований об отмене постановления ФИО1 просит изменить наказание на предупреждение.
В судебном заседании заявитель ФИО1 не явилась, надлежащим образом извещена
Защитник заявителя ФИО1 - ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель Департамента по тарифам Новосибирской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен ранее представил письменный отзыв на жалобу.
Прокурор Калининского района г. Новосибирска не явился, надлежащим образом извещен.
Суд, выслушав объяснения защитника заявителя, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих постановлений, в том числе, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
П.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Вместе с тем судом не установлено в действиях ФИО1 объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Судом установлено, что 04.02.2021г. ООО СЗ «Новосибирский квартал» обратилось в ООО «НГСК» с заявкой на подключение (исх. 3; вх. ООО «НГСК» № 1361).
ООО «НГСК» выдало ООО СЗ «Новосибирский квартал» технические условия № 377-1361 и предоставило для подписания Договор.
05.02.2021г. между ООО «НГСК» и ООО Специализированный застройщик «Новосибирский квартал» был заключен Договор об осуществлении технологического присоединения №377-1361/ТП в целях технологического присоединения объекта: «Строительные механизмы объекта: ««Многоквартирный дом № 10а (по генплану) в микрорайоне № 3 р.п. Краснообск Новосибирского района НСО. I этап строительства» ООО Специализированный застройщик «Новосибирский квартал».
Размер платы за технологическое присоединение по договору (пункт 10) был определен ООО «НГСК» в сумме 1200019,80 руб.
14.05.2021г. ООО «НГСК» направило ООО СЗ «Новосибирский квартал» сопроводительное письмо по факту направления на подпись дополнительного соглашения к договору № 377-1361/ТП (исх. № 1553.2 от 14.05.2021г.; вх. ООО СЗ «Новосибирский квартал» № б/н от 14.05.2021г.).
Согласно дополнительному соглашению к договору размер платы был определен ООО «НГСК» в сумме 719147 руб. 52 коп. (с учетом НДС) (расчет произведен в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017г. № 1135/17; исходя из действующих на момент заключения Договора ставок платы за технологическое присоединение, утвержденных приказом Департамента от 29.12.2020г. № 666-ЭЭ).
Расчет произведен исходя из ставок за единицу максимальной мощности в соответствии с разделом III Методических указаний, на основании п/п 2.1 Приложения №1 Приказа № 666-ЭЭ, которая составляет: 1311 руб./кВт за организационные мероприятия; п/п 1.3 Приложения №6 Приказа № 666-ЭЭ, которая составляет: 545 руб./кВт за обеспечение прибором учета эл. энергии (мощности) трехфазным полукосвенного включения с учетом двух источников энергоснабжения. Птп=(1311*249,6+545*249,6*2)*1,2=719147,52 руб. (с учетом НДС-20%).
12.10.2021 в Департамент по тарифам Новосибирской области из прокуратуры Калининского района г. Новосибирска поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (вх.2128/33), вынесенное 07.10.2021г. прокурором Калининского района г. Новосибирска старшим советником юстиции Земеровым Н.Н. в отношении ООО «НГСК», по признакам состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражающиеся в нарушении порядка ценообразования в сфере электроэнергетики при установлении платы по договору об осуществлении технологического присоединения № 377-1361/ТП, поскольку в договоре № 377-1361/ТП и дополнительном соглашении к договору отсутствуют какие-либо сведения, позволяющие ООО СЗ «Новосибирский квартал» определить размер платы за технологическое присоединение путем выбора вида стандартизированной ставки, утвержденной приказом № 770-ЭЭ.
Постановлением от 29.10.2021г. №142-14.6/2-ДЛ/2021 генеральный директор ООО «Новосибирская городская сетевая компания» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Согласно ст.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В силу ч.1 ст.26 Федерального закона № 35-ФЗ технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Указанный порядок регламентирует процедуру такого присоединения, предусматривает существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям. Любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения.
В соответствии с абз.4 п.1 ст.26 Закона № 35-Ф3 технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, такой договор является публичным.
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию (ч.2 ст.23 Федерального закона № 35-ФЗ).
В силу пп. "д" п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, одним из существенных условий такого договора является размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством РФ в сфере электроэнергетики.
Согласно п. 4 ст. 23.1, п. 3 ст. 24 Закона № 35-Ф3, п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию и устанавливаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно постановлению Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 № 74-п «Об утверждении положения о департаменте по тарифам Новосибирской области» органом, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования на территории Новосибирской области (органом регулирования), является департамент по тарифам Новосибирской области (далее - департамент).
Размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (пункт 87 Основ ценообразования).
Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям утверждены Приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17.
В соответствии с п. 7 Методических указаний №1135/17 органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются на период регулирования: стандартизированные тарифные ставки согласно главе II Методических указаний - ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт), рассчитанные в соответствии с главой III Методических указаний; формула платы за технологическое присоединение.
В соответствии с абз. 7 п.87 Основ ценообразования лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям».
Согласно п.7 Методических указаний № 1135/17 лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт. Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения. В случае, если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.
Таким образом, п. 7 Методических указаний №1135/17 определено, что право выбора вида ставки реализуется заявителем на стадии заключения договора, и только в случае, если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.
Процедура технологического присоединения, установленная пунктами 7 - 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, предусматривает заключение договора технологического присоединения путем обмена следующими документами: направление заявителем в сетевую организацию заявки; направление сетевой организацией заявителю для подписания заполненного и подписанного проекта договора в двух экземплярах.
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Установленный пунктами 15, 16 Правил N 861 порядок заключения договора об осуществлении технологического присоединения не исключает обязанности сетевой организации, являющейся профессиональным участником, то есть сильной стороной соответствующих правоотношений, обеспечить заявителю возможность выбора вида ставки платы за технологическое присоединение с учетом абзаца 7 пункта 87 Основ ценообразования N 1178, пункта 7 Методических указаний N 1135/17.
Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения установленного порядка ценообразования, в том числе завышение/занижение регулируемых государством цен.
В свою очередь нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим, тепловым и газораспределительным сетям, а также централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 9.21 КоАП РФ.
Как указано выше с учетом Правил №861 стоимость подключения зависит от категории заявителя, параметров подключаемого объекта (расположения, нагрузки, мощности) и подлежащих выполнению регулируемой организацией мероприятий, закрепленных в технических условиях.
Вышеперечисленные Правила регламентируют процедуры подключения (технологического присоединения); порядок направления технических условий на подключение (технологическое присоединение) и требования к содержанию указанных документов; существенные условия договора о подключении (технологическом присоединении), к которым относится размер платы за подключение (технологическое присоединение); порядок исполнения сторонами договора о подключении (технологическом присоединении) мероприятий и обязательств по договору, в том числе по внесению платы за подключение (технологическое присоединение).
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования.
Цена является существенным условием договора технологического присоединения в данном случае и является составляющей процедуры технологического присоединения.
Таким образом, нарушение субъектом естественной монополии норм Правил, регламентирующих порядок определения платы за осуществления технологического присоединения объектов к сетям электро-тепло-газоводоснабжения и водоотведения, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, действия генерального директора ООО НГСК» ФИО1, выразившиеся в непредставлении потребителю в договоре и (или) технических условиях вариантов расчета платы за технологическое присоединение в соответствие с Правилами присоединения, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Департамент по тарифам Новосибирской области не уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.
Согласно ст.23.48 КоАП РФ территориальные органы Федеральной антимонопольной службы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.21 КоАП РФ.
При таком положении, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Кроме того, свидетель <данные изъяты> А.Г. – работник ООО СЗ «Новосибирский квартал» в судебном заседании и представитель данной организации <данные изъяты> Д.В. при рассмотрении дела об административном правонарушении пояснили, что владели информацией о двух вариантах расчета ставок.
Более того, определением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.02.2022г. по делу № А45-31406/2021 признано незаконным и отменено постановление Департамента по тарифам от 29.10.2021 №141-14.6/2-ЮЛ/2021 о привлечении ООО "Новосибирская городская сетевая компания" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100000 рублей, по вышеуказанному договору.
Следовательно, постановление заместителя руководителя Департамента по тарифам Новосибирской области ФИО2 № 142-14.6/2-ДЛ/2021 от 29 октября 2021 года, вынесенное в отношении генерального директора ООО «НГСК» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Департамента по тарифам Новосибирской области ФИО2 № 142-14.6/2-ДЛ/2021 от 29 октября 2021 отменить.
Прекратить производство по административному делу в отношении генерального директора ООО «Новосибирская городская сетевая компания» ФИО1 по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Удовлетворить жалобу ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>