ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-202/2021 от 19.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 12-202/2021

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 19 августа 2021 года

Судья Ленинского районного суда г.Иваново Борисова О.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, защитника Саловой М.В., представителей службы государственного финансового контроля Ивановской области по доверенности ФИО2, ФИО3, рассмотрев жалобу защитника Саловой М.В. на постановление начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО4 от 28 июня 2021г. №03-12-134/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением начальника Службы государственного финансового контроля в Ивановской области ФИО4 №03-12-134/2021 от 28 июня 2021 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Согласно постановлению ФИО1, являющийся заместителем директора областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», в нарушение пункта 2.3.1 заключенного Департаментом развития информационного общества Ивановской области и ОГКУ «МФЦ» Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение государственного задания от 20.01.2020 № 1 допустил нецелевое расходование субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, ввиду направления средств, полученных из областного бюджета, на цель, не соответствующую цели, установленной Законом об областном бюджете на 2020 год, подпрограммой «Повышение качества государственных и муниципальных услуг» № 456-п, пунктом 1 Соглашения от 20.01.2020 142 1, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств, в связи с оплатой за счет средств указанной субсидии услуг по техническому содержанию и обслуживанию имущества, коммунальных услуг (теплоэнергии, электроэнергии) на общую сумму 114 258,71 рублей по имуществу, сданному в аренду (согласно пункту 6 статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, пункту 3.1 Порядка № 419-п расходы на содержание имущества, сданного в аренду, или переданного в безвозмездное пользование за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания не предусмотрены, имущество не участвует в оказании государственной услуги). ФИО1, подписав заявки на кассовый расход на оплату услуг по техническому содержанию и обслуживанию имущества на общую сумму 257 987,54 рублей, в том числе на содержание имущества, переданного в аренду, в общей сумме 7655,37 рублей, за возмещение стоимости коммунальных услуг на общую сумму 156 346,92 рублей, в том числе потребленных арендаторами в общей сумме 12 056,51 рублей, направил средства субсидии, выделенной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на цель, не соответствующую цели, установленной Законом об областном бюджете на 2020 год, подпрограммой «Повышение качества государственных и муниципальных услуг» № 456-п, пунктом 1 Соглашения от 20.01.2020 №1, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств, тем самым допустил нецелевое использование бюджетных средств.

Защитником Саловой М.В. постановление начальника Службы государственного финансового контроля в Ивановской области ФИО4, обжаловано в Ленинский районный суд г.Иваново. Согласно доводам жалобы, субъективная сторона деяния, ответственность за которое установлена ст. 15.14 КоАП РФ, характеризуется только умышленной формой вины. В соответствии с ч. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) государственные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Учредителем ОГБУ «МФЦ» является Департамент развития информационного общества Ивановской области. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания (ч. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). При сдаче в аренду части помещений МФЦ учредитель был уведомлен об этом надлежащим образом. В адрес учредителя направлялись согласительные письма с приложением договоров аренды. Договоры аренды и письма содержали всю необходимую информацию для корректировки госзадания (в частности, в тексте договоров аренды предусмотрено заключение с арендаторами отдельных договоров на техническое обслуживание и коммунальные услуги). От учредителя были получены письма о согласовании договоров. Какой-либо иной формы уведомления учредителя нормативно-правовыми актами не предусмотрено. При этом учредителем в связи со сдачей в аренду части помещений госзадание не изменялось, размер субсидии на выполнение госзадания не уменьшался. Порядок формирования госзадания и финансового обеспечения его выполнения установлен постановлением Правительства Ивановской области № 419-п. Порядок предусматривает, что возврат субсидий учреждением производится только в объеме недостигнутых показателей госзадания. Вместе с тем, госзадание учреждением было перевыполнено и достигло в 2019 году 110,2%, в 2020 году 101,4%. Подписание ФИО1 вышеуказанных заявок на кассовый расход производилось в период отсутствия директора ОГБУ «МФЦ» в рамках исполнения контрактов, заключенных учреждением. На момент подписания контракты не были расторгнуты. Кроме того, Заявитель не располагал сведениями об изменении учредителем государственного задания в связи со сдачей в аренду части недвижимого имущества или об уменьшении размера субсидии на выполнение госзадания. У ФИО1 отсутствовали основания сомневаться в правомерности совершаемых действий, и умысел на нецелевое использование бюджетных средств. Имеющиеся доказательства не дают однозначного вывода о вине лица, привлекаемого к административной ответственности. Просит постановление Службы государственного финансового контроля Ивановской области отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО1 разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ. Отводов и ходатайств не заявлено. ФИО1 просил жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснил, что вся деятельность учреждения относится к выполнению государственного задания. Поскольку размер субсидии не уменьшался, платежи по принятым обязательствам учреждения были оплачены, ущерб государству не был причинен. При рассмотрении дела ФИО4 также считала, что не усматривает нарушения, поскольку данная ситуация не описана ни в одном нормативно-правовом акте. Он ранее привлекался к административной ответственности только за административные правонарушения в сфере дорожного движения, имеет доход только от трудовой деятельности, состоит в браке, имеет двоих малолетних детей, его супруга работает, общий доход семьи составляет 55000 рублей в месяц.

Защитнику Саловой М.В. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, отводов и ходатайств не заявлено. В выступлении и в письменных дополнительных пояснениях по жалобе защитник указала, что для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств. Ущерб бюджету Ивановской области со стороны ОГБУ «МФЦ» и его должностных лиц причинен не был. Распоряжением Департамента управления имуществом Ивановской области от 30.10.2014 № 894 за ОГБУ «МФЦ» закреплено на праве оперативного управления имущество, являющееся собственностью Ивановской области: нежилое помещение по адресу <адрес>, лит. А. ОГБУ «МФЦ» является государственным бюджетным учреждением. Функции и полномочия учредителя в отношении ОГБУ МФЦ осуществляет Департамент развития информационного общества Ивановской области, который формирует и утверждает государственное задание на оказание государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» и предоставляет ОГБУ «МФЦ» субсидию на выполнение государственного задания. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. С согласия учредителя ОГБУ «МФЦ» были заключены договоры аренды части нежилых помещений, переданных ОГБУ «МФЦ» в оперативное управление, с: ИП ФИО5, АО «Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации», ООО «Инновационная система», АО КИБ «Евроальянс». При сдаче в аренду части помещений МФЦ учредитель был уведомлен об этом надлежащим образом. В адрес учредителя направлялись согласительные письма с приложением договоров аренды, предусматривавших положения о заключении между ОГБУ «МФЦ» и арендаторами договоров на возмещение расходов на предоставление коммунальных услуг и техническое обслуживание арендованных площадей. Договоры аренды и письма содержали всю необходимую информацию для корректировки госзадания (в частности, в тексте договоров аренды предусмотрено заключение с арендаторами отдельных договоров на техническое обслуживание и коммунальные услуги). От учредителя были получены письма о согласовании договоров. Какой-либо иной формы уведомления учредителя нормативно-правовыми актами не предусмотрено. В отношении арендованной части нежилого помещения ОГБУ «МФЦ» с арендаторами заключены договоры на возмещение расходов за коммунальные услуги и техническое обслуживание. Учредителем в связи со сдачей в аренду части помещений госзадание не изменялось, размер субсидии на выполнение госзадания не уменьшался. Порядок формирования госзадания и финансового обеспечения его выполнения установлен постановлением Правительства Ивановской области № 419-п. Порядок предусматривает, что возврат субсидий учреждением производится только в объеме недостигнутых показателей госзадания. Как следует из отчета о выполнении госзадания, госзадание учреждением было перевыполнено и достигло в 2020 году 101,4%. Денежные средства, полученные от арендаторов в счет возмещения расходов на оплату коммунальных услуг и технического обслуживания были направлены на текущие нужды учреждения, непосредственно связанные с выполнением госзадания, а именно на оказание услуг по уборке помещений, поставку бутилированной воды и на премиальные выплаты работникам, осуществлявшим прием граждан в период распространения новой коронавирусной инфекции. Таким образом, государственное задание и размер субсидии не были уменьшены учредителем; государственное задание не только достигло требуемых показателей, но и было перевыполнено; денежные средства, полученные от арендаторов в счет возмещения расходов на оплату коммунальных услуг и техническое обслуживание были использованы на нужды учреждения, непосредственно связанные с выполнением госзадания. При решении вопроса о наличии состава административного правонарушения необходимым учесть общую направленность имевшихся в распоряжении учреждения денежных средств на достижение целей, непосредственно связанных с реализацией функций учреждения.

Представитель Службы государственного финансового контроля в Ивановской области ФИО2, которой разъяснены ст.ст.25.6, 17.9 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, пояснила, что считает вынесенное постановление законным о обоснованным. Согласно положениям абзаца 2 пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, установленном для федеральных государственных учреждений - Правительством Российской Федерации, для государственных учреждений субъекта Российской Федерации - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для муниципальных учреждений - местной администрацией муниципального образования.

Постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2015 №419-п утвержден Порядок № 419-п, в соответствии с п.3.1 которого объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением Ивановской области или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению Ивановской области учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, затрат на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственной услуги (выполнения работы).

Таким образом, в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются расходы на содержание имущества, за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование.

Согласно пункту 1.1 Устава Областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», утвержденного приказом Департамента экономического развития и торговли Ивановской области от 15.08.2011 № 41 -п, согласованного распоряжением Департамента управления имуществом Ивановской области от 15.09.2011 №634 (далее - Устав), Учреждение является некоммерческой организацией, обеспечивающей организацию оказания физическим и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение части государственных функций. Пунктом 2.5 Устава Учреждения определены виды деятельности, приносящей доход, в том числе сдача в аренду имущества, переданного в оперативное управление Учреждения, по согласованию с собственником имущества. В соответствии с пунктом 3.6 Устава Учреждение для выполнения уставных целей имеет право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сдавать в аренду имущество, закрепленное в оперативное управление с согласия собственника. Согласно пункту 5.13 Устава Учреждением, в случае сдачи в аренду с согласия учредителя, получаемого в установленном порядке, недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансового обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Указанные положения корреспондируют с требованиями абзаца третьего пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), согласно которому в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

В силу вышеуказанных императивных требований, на законодательном уровне установлен запрет на осуществление расходов на содержание имущества, преданного в аренду, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Следовательно, осуществление за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания расходов на оплату услуг по техническому содержанию и обслуживанию имущества, коммунальных услуг (теплоэнергии, электроэнергии) по имуществу, сданному в аренду, противоречит требованиям пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, пункта 3.1 Порядка № 419-п, пункту 5.13 Устава и свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.

Средства, возмещенные впоследствии Учреждению арендаторами по осуществленным нецелевым образом расходам на техническое обслуживание имущества, передачу коммунальных услуг, поступили на счет Учреждения как доход от приносящей доход деятельности и были использованы Учреждением по своему усмотрению, в частности, на премирование сотрудников.

Неуменьшение Департаментом размера субсидии не может свидетельствовать о наличии у Учреждения правовых оснований для направления средств субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оплату расходов на содержание имущества, переданного в аренду. В силу пункта 3.28 Порядка №419-п уменьшение объема субсидии, предоставленной из областного бюджета государственному бюджетному или автономному учреждению Ивановской области, в течение срока выполнения государственного задания осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания или изменении состава недвижимого имущества, затраты на содержание которого учтены при расчете нормативных затрат на оказание государственной услуги.

В ходе проверки установлено, что объем финансового обеспечения выполнения Учреждением государственного задания рассчитан Департаментом на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг (с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением Ивановской области или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению Ивановской области учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков), а также затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения (с применением коэффициента платной деятельности), с включением затрат на содержание имущества, переданного Учреждением в аренду, что противоречит положениям пункта 3.1 Порядка № 419-п, абзаца третьего пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 5.13 Устава.

Соответствующими сведениями о сдаче в аренду имущества Департамент, являющийся учредителем Учреждения, располагал, поскольку в силу абзаца третьего пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» недвижимое имущество может быть сдано в аренду исключительно с согласия учредителя.

Следовательно, включение Департаментом указанных затрат в объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания является незаконным.

Департаментом в ходе исполнения бюджета в нарушение пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.1, 3.3, 3.28 Порядка №419-п, пункта 2.1.1 Соглашения от 25.01.2019 № 1 не уменьшен объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания при изменении состава недвижимого имущества, затраты на содержание которого учтены при расчете нормативных затрат на оказание государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» в связи с предоставлением Учреждением в аренду недвижимого имущества.

В соответствии с разделом 6 письма Минфина России от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ»: уменьшение объема субсидии на государственное (муниципальное) задание, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного /муниципального) задания. Изменение государственного (муниципального) задания может касаться не только его объемных показателей. Например, в государственном (муниципальном) задании можно предусмотреть раздел (пункт), в котором будет отражаться информация о сдаваемом в аренду особо ценном движимом имуществе и недвижимом имуществе, закрепленном за учреждением учредителем или приобретенном за счет средств, предоставленных учредителем на его приобретение. При принятии в течение года решения о предоставлении в аренду указанного имущества, в государственное (муниципальное) задание (в части данных показателей) будут вноситься изменения, что позволит уменьшить объем субсидии на государственное (муниципальное) задание в части затрат на его содержание. Тем самым, требование Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которому в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным или автономным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется, будут выполнены.

Следовательно, при указанных обстоятельствах Департамент обязан был сократить Учреждению размер субсидии, чего им сделано не было.

Нарушение Департаментом положений Порядка №419-п при определении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания для Учреждения, выразившееся в завышении объема субсидии, предоставленной Учреждению, не освобождает Учреждение от соблюдения требований законодательства, указывающего на невозможность осуществления расходов за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по имуществу, сданному в аренду, не участвующему в оказании государственных услуг.

В совокупности факты перевыполнения Учреждением государственного задания в 2019 году, предоставления учредителем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в излишнем объеме, согласование учредителем заключения договоров аренды и не уменьшение учредителем объема субсидии в связи с заключением Учреждением договоров аренды не свидетельствует об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств со стороны Учреждения.

Нарушение Учреждением целевого характера использования субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного задания привело к дополнительному расходованию средств областного бюджета и, тем самым, нанесло ущерб бюджету Ивановской области.

Согласно письму Минфина России от 14.07.2014 № 02-10-09/34216 орган внутреннего государственного финансового контроля в рамках правоприменительной практики может самостоятельно квалифицировать наличие ущерба, причиненного Российской Федерации (субъекту Российской Федерации).

Исходя из Определения Верховного суда Российской Федерации от 12.05.2020 № 305-ЭС20-5204, расходы бюджетного учреждения, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, не могут способствовать достижению целей предоставления субсидии, а равно задач и целей деятельности учреждения, в связи с чем, подлежат возврату в бюджет. В связи с этим Службой также было внесено представление.

Согласно Уставу органом управления Учреждения является руководитель Учреждения, назначаемый и снимаемый с должности Учредителем, или иное лицо, на которое возложено исполнение обязанностей директора Учреждения в соответствии с приказом (распоряжением) Учредителя (пункт 4.4); директор действует на основе единоначалия и осуществляет руководство Учреждением в соответствии с законодательством и настоящим уставом (пункт 4.5); директор: решает вопросы в пределах предоставленных ему прав и полномочий, дает поручения руководителям структурных подразделений, работникам; действует от имени Учреждения без доверенности, представляет его интересы в органах государственной власти и местного самоуправления, судах, правоохранительных и иных органах, коммерческих и некоммерческих организациях; распоряжается в установленном порядке имуществом и денежными средствами Учреждения; заключает от имени Учреждения договоры (соглашения); в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения (пункт 4.6).

В период с 03.08.2020 по 23.08.2020, с 05.10.2020 по 16.10.2020 заместитель директора Учреждения ФИО1 являлся должностным лицом Учреждения, осуществлял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в Учреждении.

Учреждение, в лице ФИО1, располагало возможностью осуществления расходов по содержанию имущества, переданного в аренду, за счет доходов от приносящей доход деятельности (арендная плата, возмещение арендаторами расходов на содержание имущества).

Следовательно, у ФИО1 имелась возможность для соблюдения положений абзаца третьего пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, пункта 3.1 Порядка № 419-п, пункта 5.13 Устава, содержащих императивную норму о невозможности осуществления расходов на содержание имущества, переданного в аренду, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение государственного задания. Осуществляя свои полномочия, ФИО1, подписав заявки на кассовый расход на оплату услуг по техническому содержанию и обслуживанию имущества в 2020 году в общей сумме 257 987,54 рублей, в том числе за содержание имущества, переданного в аренду в общей сумме 7 655,37 рублей, за возмещение стоимости коммунальных услуг за июль, сентябрь 2020 года на общую сумму 156 346,92 рублей, в том числе потребленных арендаторами в общей сумме 12 056,51 рублей, направил средства субсидии, выделенной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на цель, не соответствующую цели, установленной Законом об областном бюджете на 2020 год, подпрограммой «Повышение качества государственных и муниципальных услуг» № 456-п, пунктом 1 Соглашения от 20.01.2020 № 1, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств, тем самым допустил нецелевое использование бюджетных средств.

Представитель Службы государственного финансового контроля в Ивановской области ФИО3, которой разъяснены ст.ст.25.6, 17.9 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, дополнила, что проведено административное расследование, устанавливается виновность Департамента в завышении объема субсидии как нарушении порядка финансирования государственного задания.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.

Административная ответственность по ст. 15.15 КоАП РФ наступает за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

На основании приложения 10 к Закону Ивановской области от 16.12.2019 № 75-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Департаменту развития информационного общества Ивановской области предусмотрены средства на реализацию основного мероприятия «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», предоставление субсидии на финансирование расходов, необходимых для организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе ОГБУ «МФЦ».

В соответствии с п.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

В соответствии с п.3.1 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ивановской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2015 N 419-п объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением Ивановской области или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению Ивановской области учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, затрат на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственной услуги (выполнения работы).

В силу приведенных нормативных положений, расходы на содержание имущества, сданного в аренду, за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания не предусмотрены.

В 2020 году Департаментом развития информационного общества Ивановской области ОГБУ «МФЦ» предоставлена субсидия в размере 49 899 001,60 рублей.

Из материалов дела следует, что ОГБУ «МФЦ» передало в аренду часть нежилого помещения, закрепленного за ним на праве оперативного управления, с арендаторами заключены договоры на возмещение расходов по передаче коммунальных услуг, по техническому обслуживанию. В 2020 году за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ОГБУ «МФЦ» осуществлена оплата за оказанные услуги по техническому содержанию и обслуживанию имущества, за возмещение стоимости коммунальных услуг.

ФИО1 являлся заместителем директора ОГБУ «МФЦ» и в периоды с 3 августа 2020 года по 23 августа 2020 года, с 5 октября 2020 года по 16 декабря 2020 года исполнял обязанности директора ОГБУ «МФЦ».

5 августа 2020 года, 17 августа 2020 года, 8 октября 2020 года, 13 октября 2020 года ФИО1 подписал заявки на кассовый расход на оплату услуг по техническому содержанию и обслуживанию имущества.

Вывод должностного лица о нецелевом использовании ФИО1 средств субсидии в общем размере 19711,88 рублей, направленных на содержание имущества, переданного в аренду, за возмещение стоимости коммунальных услуг, потребленных арендаторами, является верным, поскольку такие выплаты не связаны с выполнением функций, предусмотренных п.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п.3.1 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ивановской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2015 N 419-п, и противоречат п.2.3.1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение государственного задания от 20.01.2020.

ФИО1, являясь исполняющим обязанности директора некоммерческой организации ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», осуществлял организационно-распорядительные и административно - хозяйственные функции в указанном учреждении и ввиду ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей допустил нецелевое использование бюджетных средств.

Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, с позиций их допустимости, относимости, достоверности, и в совокупности с позиции достаточности, должностное лицо - начальник службы государственного финансового контроля Ивановской области пришла к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях ФИО1, как должностного лица, события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Данное административное правонарушение совершено ФИО1 умышленно, поскольку ФИО1, совершая административный проступок, сознавал противоправный характер своего действия, предвидел его вредные последствия и желал наступления таких последствий, довод об обратном не основан на фактических обстоятельствах дела.

Довод жалобы о том, что государственное задание не изменялось, размер субсидии на выполнение государственного задания не уменьшался, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, так как ФИО1 не были выполнены нормативные требования, прямо адресованные лицу, распоряжающемуся средствами субсидии.

Доводы о том, что в связи с перевыполнением государственного задания денежные средства были направлены на текущие нужды учреждения, непосредственно связанные с выполнением государственного задания, об общей направленности имевшихся в распоряжении учреждения денежных средств, об отсутствии ущерба, ничем не подтверждены, и не указывают на расходование бюджетных денежных средств по их целевому назначению.

Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.

Квалификация административного правонарушения по ст.15.14 КоАП РФ является правильной.

Постановление о назначении административного наказания мотивировано, законно и обоснованно, вынесено в соответствии с правилами ст. 29.10 КоАП РФ, дана правовая оценка имеющимся в деле доказательствам доводам стороны защиты.

Наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей, назначенное ФИО1, является минимальным, предусмотренным санкцией ст.15.14 КоАП РФ, соответствует, в том числе имущественному положению ФИО1, в связи с чем не может быть признано излишне суровым.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

Оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении ФИО1, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление начальника Службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО4 от 28 июня 2021г. №03-12-134/2021, которым ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 20.000 рублей, оставить без изменения, а жалобу защитника Саловой М.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.В. Борисова