ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-202/2022 от 14.04.2022 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

УИД 79RS0002-01-2022-001581-64

Дело № 12-202/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

14 апреля 2022 года г. Биробиджан

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Юртаева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе департамента автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 от 18.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении департамента автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО, -

У с т а н о в и л:

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 от 18.02.2022 департамент автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись, департамент управления автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалоба мотивирована тем, что решением Биробиджанского районного суда от 18.12.2017 на управление автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО (в настоящее время департамент автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО) возложена обязанность в срок до 31.12.2018 организовать транспортное обслуживание населения города Облучье, поселка Бира, поселка Теплоозерск, поселка Хинганск, села Амурзет, села Доброе, села Самара, села Ленинское, села Калинине, села Октябрьское, села Целинное, села Горное, поселка Смидович, поселка Николаевка, села Кукелево с городом Биробиджан и в обратном направлении от города Биробиджана до указанных населенных пунктов, автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении путем установления межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам и заключения в указанных целях государственных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С 2018 года департамент предпринимал все предусмотренные законодательством меры для исполнения решения суда, что подтверждается активной перепиской, содержание которой составляло требование о получении финансирования на организацию маршрутов и исполнение решения суда. В материалах исполнительного производства от 14.10.2019 № 78516/19/27029-ИП имеются документы, доказывающие факт неоднократного обращения департамента к главному распределителю (финансовый департамент правительства области) о выделении финансовых средств на указанные цели: бюджетная заявка от 27.08.2020 с просьбой выделения финансовых средств для организации перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Финансирование по данной бюджетной заявке не произведено; письмо от 16.09.2020 в финансовое управление с просьбой выделения дополнительных финансовых средств для организации маршрутов. Дополнительные финансовые средства не выделялись; бюджетная заявка от 13.01.2021 с просьбой выделения финансовых средств для организации перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Финансирование по данной бюджетной заявке не произведено, лимиты не выделялись; письмо от 21.01.2021 на запрос финансового управления о представлении расчетов и обоснования на дополнительную потребность бюджетных ассигнований на 2021 финансовый год, с указанием необходимости дополнительного финансирования на 2021 год для организации перевозок для исполнения решения суда; бюджетная заявка от 02.06.2021 с требованием о выделении дополнительного финансирования для организации транспортного обслуживания.

Мероприятия по исполнению решения суда проводились департаментом с момента вступления решения суда в силу и до настоящего времени. По мере выделения финансирования на указанные цели организовывались маршруты по регулируемым тарифам. В настоящее время решение суда частично исполнено. Невозможность его исполнения в полном объеме произошла по причинам, не зависящим от действий департамента. В целях исполнения решения суда департаментом организованы следующие маршруты: 229 Амурзет - Биробиджан через с. Доброе; 230 Амурзет - Биробиджан через с. Самара. По указанным маршрутам осуществляется перевозка пассажиров. Приказом управления автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО от 28.06.2018 № 60 реестр межмуниципальных маршрутов дополнен маршрутом 235а - Николаевка - Даниловка - Биробиджан. Данный маршрут организован, по нему осуществляется перевозка пассажиров. Для исполнения решения суда в полном объеме необходимо, кроме вышеуказанных маршрутов, организовать перевозку пассажиров еще по трем маршрутам: 209а - Хинганск - Биробиджан через г. Облучье, пос. Известковый, с. Двуречье, пос. Бира; 232в - Ленинское - Биробиджан; 250а - Кукелево - Ленинское - Биробиджан через с. Калинино, с. Октябрьское, с. Целинное, с. Горное.

Приказом управления автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО от 11.12.2018 № 117 реестр межмуниципальных маршрутов дополнен маршрутами 209а, 232в, 250а. Необходимым условием для организации перевозок по данным маршрутам было финансирование указанных мероприятий из областного бюджета.

В 2021 году департаменту выделены финансовые средства для организации маршрутов по решению суда. Постановлением правительства области от 14.09.2021 № 322-пп «О внесении изменений в государственную программу Еврейской автономной области «Повышение безопасности дорожного движения» на 2016 - 2023 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 23.10.2015 № 481-пп» в Программе повышения безопасности дорожного движения предусмотрены на 2021 год финансовые средства для организации маршрутов, в т.ч. 209а, 232в, 250а.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проведены закупки в форме аукциона на федеральном портале закупок zakupki.gov.ru: по маршруту 209а - Хинганск - Биробиджан через г. Облучье, пос. Известковый, с. Двуречье, пос. Бира проведен Аукцион, по итогам которого с ИП ФИО2 заключен государственный контракт от 28.11.2021 № 85 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Еврейской автономной области по регулируемым тарифам № 209а «Хинганск - Биробиджан через г. Облучье, пос. Известковый, с. Двуречье, пос. Бира». В соответствии с пп. 2 п. 5.4 Контракта Подрядчик обязан приступить к выполнению перевозок с 01.12.2021, однако ИП ФИО2 к исполнению контракта не приступила. В настоящее время Контракт с ИП ФИО2 расторгнут по основанию одностороннего отказа департамента в связи с неисполнением индивидуальным предпринимателем государственного контракта, ИП ФИО2 внесена в реестр недобросовестных поставщиков. Департаментом предприняты все возможные меры для организации перевозки по маршруту, однако перевозки по данному маршруту не осуществляются в связи с отсутствием предпринимателей, желающих осуществлять деятельность по перевозке пассажиров по данному маршруту. По маршрутам 232в - Ленинское – Биробиджан и 250а - Кукелево - Ленинское - Биробиджан через с. Калинине с. Октябрьское, с. Целинное, с. Горное проведены аукционы (срок подачи заявок - до 11.11.2021), по итогам которого на данные маршруты не подал заявку ни один субъект предпринимательской деятельности, в связи, с чем организовать перевозку пассажиров и исполнить решение суда в полном объеме не представляется возможным. На сегодняшний день неорганизованными остаются только маршруты 209А, 232в, 250а, по которым, после проведения торгов, выявлено отсутствие предпринимателей, желающих осуществлять перевозочную деятельность. Таким образом, в настоящее время причиной, не позволяющей исполнить решение суда в полном объеме, является отсутствие предпринимателей, желающих осуществлять деятельность по перевозке пассажиров по перечисленным маршрутам. Данное обстоятельство является объективно существующим непреодолимым препятствием, не зависящим от действий департамента, которое департамент не смог преодолеть при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась для исполнения решения суда. У департамента отсутствуют организационно-правовые механизмы воздействия на сложившуюся ситуацию, кроме периодического проведения процедур определения поставщика услуг (торгов). Проведение очередных торгов по указанным маршрутам департамент планирует в марте - апреле 2022 года, однако эти действия не гарантируют наличие предпринимателей, желающих осуществлять по ним перевозки. Невозможность исполнить решение суда по объективным, не зависящим от департамента причинам, которые он не мог преодолеть, не должно рассматриваться как неисполнение, образующее субъективную сторону правонарушения, и влекущее привлечение к ответственности.

Представитель управления автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области ФИО3 требования и доводы, изложенные в жалобе, поддержала.

Помощник прокурора ЕАО ФИО4 в судебном заседании с доводами жалобы согласилась.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении от 18.02.2022 поступила в суд 25.02.2022, то есть в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ десятисуточный срок со дня его вручения 18.02.2022.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяется дело в полном объеме.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1).

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (ч. 2).

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 18.12.2017 на управление автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО возложена обязанность, в срок до 31.12.2018 организовать транспортное обслуживание населения города Облучье, поселка Бира, поселка Теплоозерск, поселка Хинганск, села Амурзет, села Доброе, села Самара, села Ленинское, села Калинино, села Октябрьское, села Целинное, села Горное, поселка Смидович, поселка Николаевка, села Кукелево с городом Биробиджан и в обратном направлении от города Биробиджана до указанных населенных пунктов, автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении путем установления межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам и заключения в указанных целях государственных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании исполнительного листа, выданного Биробиджанским районным судом ЕАО по вышеуказанному делу, судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО вынесено постановление от 14.10.2019, которым в отношении управления автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО возбуждено исполнительное производство № 78516/19/27029-ИП.

Определениями Биробиджанского районного суда ЕАО от 07.02.2019 и 23.10.2019 управлению автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО предоставлялась отсрочка исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 18.12.2017 до 01.10.2019 и 01.06.2020 соответственно.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от 26.08.2020 с должника, не исполнившего в добровольном порядке требования исполнительного документа, взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, установлен должнику новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 19.10.2020. Управление автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО освобождено от уплаты исполнительского сбора, о чем свидетельствует определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 11.09.2020.

22.09.2020 судебным приставом-исполнителем должнику вручено требование об исполнении исполнительного документа в 5-дневный срок со дня поступления данного требования, согласно которому необходимо представить информацию о проведенной работе по исполнительному листу, какие меры были предприняты для исполнения решения суда с момента установления судебным приставом-исполнителем нового срока исполнения решения по 19.10.2020, представить копии всех документов.

02.12.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО в отношении должника управление автомобильных дорог и транспорта ЕАО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, из которого следует, что управление автомобильных дорог и транспорта ЕАО в срок до 19.10.2020 не исполнило решение суда от 18.12.2017 в полном объеме.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении начальником отделения – старшим судебным приставом отдела судебных приставов по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 вынесено постановление от 02.12.2020, которым управление автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, которое решением Биробиджанского районного суда от 05.02.2021 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Постановлением начальника отделения – старшим судебным приставом отдела судебных приставов по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 вынесено постановление от 18.02.2022, которым управление автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей

Вместе с тем должностное лицо при вынесении указанного постановления не учтено следующее.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом на основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 18.12.2017 частично исполнено.

Приказом управления от 24.01.2018 № 6 «Об утверждении реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Еврейской автономной области» организованы маршруты по регулируемым тарифам: 229 Амурзет - Биробиджан через с. Доброе; 230 Амурзет - Биробиджан через с. Самара. По указанным маршрутам осуществляется перевозка пассажиров.

Приказом управления от 28.06.2018 № 60 «О внесении дополнения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Еврейской автономной области, утвержденный приказом управления автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области от 24.01.2018 № 6» реестр межмуниципальных маршрутов дополнен маршрутом 235 а - Николаевка - Даниловка - Биробиджан. Данный маршрут организован, по нему осуществляется перевозка пассажиров.

Приказом управления от 11.12.2018 № 117 «О внесении изменения и дополнения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Еврейской автономной области, утвержденный приказом управления автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области от 24.01.2018 № 6», реестр межмуниципальных маршрутов дополнен маршрутами: 209а - Хинганск - Биробиджан через г. Облучье, пос. Известковый, с. Двуречье, пос. Бира; 232в - Ленинское - Биробиджан; 250а - Кукелево - Ленинское - Биробиджан через с. Калинино, с. Октябрьское, с. Целинное, с. Горное. Постановлением правительства ЕАО от 18.04.2019 № 99-пп «О внесении изменений в постановление правительства Еврейской автономной области от 19.12.2017 № 515-пп «Об утверждении тарифов на перевозки автомобильным транспортом общего пользования на территории Еврейской автономной области» утверждены тарифы на осуществление перевозок по маршрутам 209а - Хинганск - Биробиджан через г. Облучье, пос. Известковый, с. Двуречье, пос. Бира; 232в - Ленинское - Биробиджан; 250а - Кукелево - Ленинское - Биробиджан через с. Калинино, с. Октябрьское, с. Целинное, с. Горное.

В 2021 году департаменту выделены финансовые средства для организации маршрутов по решению суда. Постановлением правительства области от 14.09.2021 № 322-пп «О внесении изменений в государственную программу Еврейской автономной области «Повышение безопасности дорожного движения» на 2016 - 2023 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 23.10.2015 № 481-пп» в Программе повышения безопасности дорожного движения предусмотрены на 2021 год финансовые средства для организации маршрутов, в т.ч. 209а, 232в, 250а.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проведены закупки в форме аукциона на федеральном портале закупок zakupki.gov.ru: по маршруту 209а - Хинганск - Биробиджан через г. Облучье, пос. Известковый, с. Двуречье, пос. Бира проведен Аукцион, по итогам которого с ИП ФИО2 заключен государственный контракт от 28.11.2021 № 85 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Еврейской автономной области по регулируемым тарифам, № 209а «Хинганск - Биробиджан через г. Облучье, пос. Известковый, с. Двуречье, пос. Бира».

В соответствии с пп. 2 п. 5.4 контракта подрядчик обязан приступить к выполнению перевозок с 01.12.2021, однако ИП ФИО2 к исполнению контракта не приступила. В настоящее время Контракт с ИП ФИО2 расторгнут по основанию одностороннего отказа департамента в связи с неисполнением индивидуальным предпринимателем государственного контракта, ИП ФИО2 внесена в реестр недобросовестных поставщиков. Департаментом предприняты все возможные меры для организации перевозки по маршруту, однако перевозки по данному маршруту не осуществляются в связи с отсутствием предпринимателей, желающих осуществлять деятельность по перевозке пассажиров по данному маршруту.

По маршрутам 232в - Ленинское – Биробиджан и 250а - Кукелево - Ленинское - Биробиджан через с. Калинине с. Октябрьское, с. Целинное, с. Горное проведены аукционы (срок подачи заявок - до 11.11.2021), по итогам которого на данные маршруты не подал заявку ни один субъект предпринимательской деятельности, в связи, с чем организовать перевозку пассажиров и исполнить решение суда в полном объеме не представляется возможным.

Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии вины управления автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах доводы жалобы нашли свое подтверждение, и оспариваемое постановление должностного лица подлежит отмене, а производство прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях управления автомобильных дорог и транспорта ЕАО состава административного правонарушения.

Между тем установленные выше обстоятельства в рамках дела об административном правонарушении не освобождают должника от принятия эффективных мер, направленных на исполнение решения суда, или на иные действия, предусмотренные законом в порядке его исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.4 - 30.9 КоАП РФ, -

р е ш и л:

Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 от 18.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – департамента автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Жалобу департамента автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области считать удовлетворенной.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.А. Юртаева