ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-203/18 от 04.07.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Леконцев А.П. дело № 12-203/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Буткиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 04 июля 2018 года жалобу Косьяновой С.И. на постановление Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ... АО "ЮниКредит Банк" Косьяновой С.И.,

установил:

постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 мая 2018 года начальник ... АО "ЮниКредит Банк" Косьянова С.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, привлекаемое лицо обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить, указывает на отсутствие в своих действиях события и состава вмененного правонарушения, полагая, что обязанное должностное лицо вправе было направить запрашиваемую информацию не в электронной форме, указывает на то, что часть 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает ответственности за нарушение электронной формы предоставления выписок.

В судебное заседание Косьянова С.И. не явилась, судебное извещение, направленное в её адрес, возвращено за истечением срока хранения.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объёме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.

Согласно пункту 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трёх дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных названным пунктом.

Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт 3 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок представления банками (филиалами банков) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи выписок по операциям на счетах по мотивированным запросам налоговых органов утвержден приказом ФНС России от 25 июля 2012 года № ММВ-7-2/520@.

В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка представление электронных сообщений, содержащих Документы налоговых органов, в банки (филиалы банков) и представление в налоговые органы электронных сообщений, содержащих Документы банков (филиалов банков), в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через Центральный банк Российской Федерации осуществляется в сроки, предусмотренные Кодексом, и в соответствии с порядком, установленным Положением Центрального банка Российской Федерации от 06 ноября 2014 года № 440-П "О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".

Электронные сообщения, содержащие Документы налоговых органов (Документы банков), получают (представляют) по телекоммуникационным каналам связи через Центральный банк Российской Федерации банки (филиалы банков), которые заключили с Центральным банком Российской Федерации (в лице территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации) договоры (дополнительные соглашения к договорам), содержащие условия о получении электронных сообщений, содержащих Документы налоговых органов (представлении электронных сообщений, содержащих Документы банков) (пункт 7 Порядка).

В соответствии с названных пунктом Порядка получение и предоставление запрашиваемых сведений осуществляется в рамках заключенных с Центральным банком РФ договоров по условиям получения электронных сообщений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в связи с проведением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за <Дата обезличена> ООО "..." Межрайонной Инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в порядке статьи 86 Налогового кодекса РФ в адрес АО "ЮниКредит Банк" направлен запрос <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении в налоговый орган выписки по операциям на счетах (специальных банковских счетах) ООО "..." за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Запрос был направлен в форме, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 25 июля 2012 года № ММВ-7-2/518@ на бумажном носителе.

Согласно информации с сайта "Почта России" указанный запрос получен банком <Дата обезличена>.

В соответствии с положениями статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, определённый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункты 6,7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из установленного законом порядка исчисления сроков с учетом требований пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации запрашиваемые налоговым органом документы должны были быть представлены в электронной форме не позднее 24 часов <Дата обезличена>.

Согласно установленным обстоятельствам испрашиваемые в соответствии с запросом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> сведения были направлены <Дата обезличена> АО "ЮниКредит Банк" в адрес налогового органа на бумажном носителе, что с учётом вышеназванных положений Налогового кодекса Российской Федерации не соответствовало установленным требований предоставления документов в электронной форме.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица АО "Юникредит Банк" Косьяновой С.И. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведения административного расследования.

По результатам проведённого расследования Межрайонной Инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в отношении Косьяновой С.И. составлен протокол об административном правонарушении, который направлен на рассмотрение в Сыктывкарский городского суд Республики Коми.

Оценив установленные по делу обстоятельства на предмет соблюдения порядка предоставления в рамках осуществления налоговым органом возложенных функций запрашиваемой информации, суд пришёл к выводу, что предоставление документов установленным способом образует состав вменённого Косьяновой С.И. административного правонарушения.

При этом, исходя из требований статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд пришел к выводу, что именно Косьянова С.И., как начальник ... АО "ЮниКредит Банк" является субъектом правонарушения и несет установленную частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность. Управление, руководителем которого является заявитель, осуществляет подготовку ответов на запросы налоговых инспекций и других уполномоченных государственных органов касательно наличия счетов и движения средств по счетам. Будучи наделена организационно-распорядительными функциями, Косьянова С.И. как начальник Управления организует работу соответствующего структурного подразделения, распределяет должностные обязанности между сотрудниками и обеспечивает повседневный контроль за выполнением возложенных на них задач и функций, несут персональную ответственность за состояние дел в соответствующем структурном подразделении. Не обеспечив должный контроль за предоставлением Управлением испрашиваемой информации в установленном порядке, должностное лицо Косьянова С.И. допустила её получение принимаемым лицом в неустановленном порядке, тем самым совершила вмененное и предусмотренное частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушение.

Между тем с состоявшимся по делу судебным постановлением согласиться нельзя.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образует неисполнение в срок, либо неполное или ненадлежащее исполнение обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Указанная норма является отсылочной. В соответствии с требованиями положений статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок взаимодействия Банков и налоговых органов, предусматривается предоставление выписок по операциям на счетах организаций в строго установленной форме и только электронным способом.

Таким образом, своевременное направление АО "ЮниКредит Банк" необходимой информации на бумажном носителе, не в электронном виде посредством передачи по телекоммуникационным каналам, не свидетельствует о надлежащем исполнении запрашиваемой в предусмотренном законом порядке органами налогового контроля информации.

Между тем, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 7 Порядка, утверждённого приказом ФНС от 25 июля 2012 года № ММВ-7-2/520@, пунктом 1.5 Положения Центрального Банка РФ от 06 ноября 2014 гда № 440-П, разделов 2 и 5 Регламента взаимодействия участников информационного обмена, утверждённого Банком России (версия от 25 августа 2016 года), обмен документами в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, возможен при условии заключения Банком России и соответствующим Банком (филиалом Банка) договора (дополнительных соглашений к нему), регламентирующего передачу-прием документов в электронном виде с учетом необходимых параметров и средств защиты.

При не заключении или расторжении банком с Банком России необходимого договора обмен документами в электронном виде будет недоступен.

Согласно приказу ФНС России от 29 ноября 2011 года № ММВ-7-6/901@ (ред. от 25 декабря 2014 года) перечень документов, направляемых в электронном виде, определяется условиями заключения соглашения, которые отражаются в таблице участников обмена.

Из письма Банка России от <Дата обезличена><Номер обезличен> следует, что соглашение об электронном документообороте определяет особенности (условия) взаимодействия банка (филиала банка) и ТУ Банка России при получении поручений налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика, решений о приостановлении операций по счетам в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в электронном виде через Банк России, а также при приеме в электронном виде от банка (филиала банка) сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банке, операции по которым приостановлены и др.

В соответствии с пунктом 5.2. типового соглашения при осуществлении обмена сообщениями банк (филиал банка) обязан, в том числе соблюдать требования, предусмотренные Положением Банка России № 365-П, а также руководствоваться устанавливаемыми Банком России при осуществлении обмена сообщениями перечнями, форматами и порядком.

Соглашение между банком (в том числе в лице его филиала) и Банком России (в лице ТУ Банка России) рекомендуется заключать в качестве отдельного (самостоятельного) документа, либо в качестве дополнительных соглашений к договорам, заключаемым между банком (в том числе в лице его филиала) и Банком России (в лице ТУ Банка России) для передачи сообщения по каналам связи, используемым в Банке России для приема-передачи отчетности.

Таким образом, для обеспечения возможности обмена документами в электронном виде банком должен быть заключен договор с Банком России, регламентирующий передачу - прием в электронном виде всех необходимых видов документов.

Из представленных сведений налоговым органом следует, что между ТУ Банка России и АО "ЮниКредит Банк" заключено <Дата обезличена> и действует соглашение об электронном документообороте. Согласно сведений ПК "Банк-обмен" на момент направления запроса <Дата обезличена> и направления информации <Дата обезличена> возможность отправки в АО "ЮниКредит Банк" запросов налогового органа об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах, а также требований об уплате денежных сумм по банковской гарантии в электронном виде отсутствовала.

Налоговым органом не представлено доказательств наличия на момент направления запроса технической возможности использования АО "ЮниКредит Банк" описания форматов сообщений, используемых при электронном обмене между банками (филиалами банков), учреждениями Банка России и налоговыми органами (версия 1.2.1 от 25 февраля 2015 года), утверждённому Банком России и Федеральной налоговой службой.

Об отсутствии таковой косвенно свидетельствует и сам факт направления запроса именно на бумажном носителе, а не в электронном виде.

Следовательно, в рассматриваемом случае материалы дела не содержат достоверных доказательств, что Косьянова С.И. имела объективную возможность направления необходимой информации по запросу <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в электронном виде посредством передачи по телекоммуникационным каналам.

Приведённые обстоятельства в совокупности не позволяют сделать однозначный вывод о наличии в действиях (бездействии) Косьяновой С.И. вины в инкриминируемом ей правонарушении.

Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 мая 2018 года, вынесенное в отношении Косьяновой С.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, подлежит отмене.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 мая 2018 года, вынесенное в отношении Косьяновой С.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья - В.М. Соболев

Копия верна, судья Соболев В.М.